Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику Восточно-Ханьской империи.

 

Обстановку политического кризиса империи обострили стихийные бедствия, обрушившиеся на страну в 14 г.,— сначала небывалая засуха, а затем саранча, уничтожившая остатки посевов. Начался голод. В ряде районов страны огромные толпы голодающих двигались по дорогам в поисках пропитания. Одно за другим вспыхивают крестьянские восстания. На юге страны возникает другой очаг народного восстания. Повстанцы обосновались в горах Люйлиньшань (совр. провинция Хубэй), поэтому их и стали называть «армией Люйлинь», буквально «армия зеленого леса». В 24 г. один из руководителей восстания «зеленого леса» Лю Сюань объявил себя императором и обосновался в Чанъани. Армия отряда «краснобровых» в это время также двигалась к столице. В 25 г. «краснобровые» захватили Чанъань и Лю Сюань покончил с собой. Тогда на столицу двинулся Лю Сю, командовавший отрядом «армии зеленого леса». «Краснобровые» были вынуждены оставить столицу и возвратиться в Шаньдун. По дороге они были окружены людьми Лю Сю и понесли большие потери. В том же 25 году Лю Сю объявил себя императором и перенес столицу на восток, в Лоян. Так возникла Поздняя, или Восточная, династия Хань. Первый император новой династии Лю Сю, принявший титул Гуан У-ди, начал свое царствование с мероприятий, очень напоминающих деятельность Гао-цзу за два столетия до этого. В период правления Гуан У-ди (25— 57 гг.) восстанавливаются старые и начинают строиться новые оросительные каналы. Интенсивное освоение районов бассейна Янцзы — одна из важных новых черт в экономике страны I—II вв. Период правления Гуан У-ди ознаменовался целым рядом мероприятий, направленных на сокращение рабства в империи. В 37 г. было объявлено об освобождении всех, кто был продан в рабство в течение предыдущих пяти лет. Как явствует из текста этих рескриптов, в то время существовал закон, запрещающий продажу людей в рабство. Первый период правления восточно-ханьской династии отмечен восстановлением существовавших до этого, но затем прерванных отношений с соседними странами. В I—II вв. Ханьская империя имела постоянные дипломатические и торговые связи с Парфией. Во II в. на северо-западных рубежах страны появляется новый опасный враг — племена цян. Цяны нападают на ряд ханьских округов, а в 140 г. сжигают пригороды Чанъани. Войны с цянами, продолжавшиеся с переменным успехом в течение многих десятилетий, были очень тяжелыми. Увеличение численности еюнну и цянов положило начало процесса «варваризации» населения северной части империи. В I—II вв. государство постепенно утрачивало контроль над крестьянином, являющимся главным налогоплательщиком и основой экономической силы империи. С началом острой политической борьбы, вспыхнувшей при дворе во II в. одна из общественных группировок, получившая название «ученых», критиковала придворную знать с позиций конфуцианства. Против «ученых» выступили приближенные к императору евнухи. В 169 г. борьба двух лагерей достигла апогея. В условиях социально-экономического и политического кризиса, переживаемого Ханьской империей во II в., в широких массах беднейшего крестьянства нашли поддержку даоские идеи. Руководителем наиболее крупной секты был Чжан Цзяо. Сторонники Чжан Цзяо проповедовали, что «синее небо уже мертво, на смену ему должно появиться желтое небо». В ханьское время летосчисление велось по шести- десятилетним циклам, причем очередной цикл должен был начаться в 17-м году правления императора Лин-ди (184 г.). К этому времени было приурочено начало подготавливавшегося восстания. Ранней весной 184 г. восстание вспыхнуло одновременно в разных частях империи. Восставшие повязали головы платками желтого цвета — символ новой эры великого благоденствия (отсюда название этого народного движения «желтые повязки»). На подавление восстания была брошена сорокатысячная армия. После смерти Чжан Цзяо (осень 184 г.) движение лишилось единого руководства. В октябре 184 г. восставшие потерпели поражение. Несмотря на поражение основных сил повстанцев, в 185 г. восстание вспыхивает с новой силой. Однако несогласованность действий отдельных групп приводит к тому, что правительственным войскам удается разбить их по частям. Но от нанесенного восстанием удара Ханьская империя так и не смогла оправиться.

После смерти императора Лин-ди в 189 г. междоусобицы приводят к крушению единой империи. На ее обломках в III в. возникают три самостоятельных государства — Вэй, Шу и У. Начинается эпоха Троецарствия. Вызревание в недрах древнекитайского общества II— III вв. новых феодальных отношений знаменует собой начало эпохи раннего средневековья.

19. Источники истории Древнего Востока. Назовите типы источников и проанализируйте проблемы источниковой базы.История Древнего Востока, как любая дисциплина исторической науки, базируется на исторических источниках, которые дают нам информацию о далеком прошлом. Единственная возможность воссоздать историю древнейших на земле цивилизаций заключена в обращении к тем следам, которые они оставили после себя. И таким следом реальной действительности в жизни древних цивилизаций являются исторические источники. Одной из самых главных проблем ориенталистики считается выявление адекватности и достоверности тех сведений, которые нам доставляют дошедшие до нас разнообразные осколки минувшего. На слабость источниковой базы ориенталистики часто ссылаются противники подлинной научности нашей дисциплины Источники по истории Древнего Востока очень многочисленны и разнообразны. Традиционно все они делятся на семь типов:

1. Письменные источники: исторические труды, художественная литература, научные и религиозные тексты, документы, инструкции и др.

2. Памятники материальной культуры: остатки городов, храмов, крепостей, гробниц, жилища, предметы быта, оружие и т.д.

3. Памятники устного народного творчества (фольклор): песни, поговорки, сказки, легенды, эпические сказания.

4. Данные языка: заимствования из других языков, различные временные пласты в языке и т.д.

5. Этнографические материалы: обычаи и нравы, культы сохранившиеся из далеких времен в более позднее время.

6. Данные антропологии: мумии, скелеты, изображения физического типа людей на фресках или рельефах.

7. Изменения географической среды и природного ландшафта, вызванные деятельностью людей: остатки каналов, дамб, дорог и пр.

Прорыв в изучении древневосточных цивилизаций и стремительный рост числа источников обеспечили достижения в двух областях знания: классической филологии и археологии. Из всего разнообразия типов источников, изучение истории Древнего Востока, в первую очередь основывается на двух видах письменных источников: документальных и нарративных. Документальные источники являются в силу их изначального функционального предназначения (максимально точная фиксация информации) более объективными, чем нарративные. Они более точно отражают действительность прошлых эпох. Такого рода источники несут объективную информацию о тех процессах, которые происходили в жизни древневосточных обществ. Чем меньше документальных источников, тем труднее восстанавливать историю. Но иногда и обилие документов приводит к возникновению новых проблем. Так, например, громадное количество административно-хозяйственных текстов дошло до нас преимущественно из крупных царско-храмовых хозяйств, что может привести исследователя к аберрации (искаженной точке зрения), как это произошло с академиком В.В. Струве. Занимаясь исследованием именно этого вида источников, он пришел к выводу, что община на Востоке довольно быстро разложилась, так как письменные свидетельства о ней чаще всего молчали. Но на самом деле в сельской общине такой документации не велось, и она, соответственно, до нас не дошла. Нарративные источники (от немецкого слова «нарратив» – рассказ), являются повествовательным источниками, которые отражают субъективную позицию автора (или авторов) данного произведения. Это необходимо учитывать в процессе критики источника. И в «Речении Ипусера», и в страстных монологах Исайи и других древнееврейских пророков, и в афоризмах Будды и Конфуция мы видим ярко выраженную авторскую окрашенность дошедших до нас текстов. Огромная трудность в извлечении истинной исторической информации заключается, прежде всего, в аутентичном переводе данных текстов, предполагающего проникновение в особый стиль мышления создателей этих древних памятников. Трудности осмысления ценностей древнейших на земле цивилизаций, их непохожесть на наше российское и европейское мышление, – одна из самых существенных проблем источниковой базыЕще одной трудностью для воссоздания истории древнейших цивилизаций является фрагментарность и неравномерность освещения источниками различных периодов истории многочисленных регионов Древнего Востока. Во-первых, различные эпохи древности документированы очень неравнозначно. Казалось бы, с развитием цивилизации и, особенно письменности, количество источников должно возрастать в геометрической прогрессии – чем ближе к нашему времени, тем больше источников. Однако, источниковедческая база истории Древнего Востока демонстрирует нам в этом плане гораздо более сложную и противоречивую картину. Так, например, история древней Месопотамии в настоящее время представлена двумя миллионами клинописных текстов, созданных на протяжении III–I тыс. до н.э., но распределенных крайне неравномерно. Такое обилие свидетельств прошлого объясняется тем, что писали шумеры и аккадцы на глиняных табличках, которые зачастую обжигались и становились вечными. А вот жители Древней Индии и Древнего Китая писали на таких недолговечных материалах, как пальмовые листья, деревянные пластинки, ткани и пр., что приводило к гибели древнейших свидетельств о прошлом. Поэтому лишь единичные открытия, сделанные археологами ХХ века дают в распоряжение историков такие уникальные материалы, как написанные на шелке книги из кургана Мавандуй. В конце II – начале I тыс. до н.э. та же Месопотамия переходит от вечной глины к пергаменту и папирусу, что сокращает число письменных памятников, дошедших до нас

20. Проанализируйте проблемы хронологии истории Древнего ВостокаПожалуй, одной из наиболее остро дискутируемых и трудно разрешимых проблем ориенталистики является проблема хронологии. Обычно выделяют относительную и абсолютную хронологии. В основе относительной хронологии лежит периодизация исторического процесса, предполагающая упорядочение событий прошлого в соответствие с той или иной схемой или концепцией, выделение последовательных этапов истории цивилизаций в целом, и каждой конкретной цивилизации в частности. Абсолютная хронология – это датировка событий истории в рамках общепринятой системы временных координат. В рамках нашего современного летоисчисления мы отсчитываем время на временнóй шкале, условно разделяя всю историю на два глобальных этапа – до нашей эры и нашей эры. Началом отсчета нашей эры считается рождение Иисуса Христа Такая система летоисчисления была создана римским монахом Дионисием Малым в VI в. нашей эры и не сразу получила распространение даже в Европе. До нее, а также параллельно с ней, существовали и другие системы летоисчисления. Долгое время в разных ветвях христианства точкой отсчета времени было сотворение Богом мира В древности в странах античного мира, в Греции и Риме, существовали свои варианты хронологии. Общегреческая система летоисчисления основана на Олимпиадах – празднествах, скреплявших союз эллинских общин. По преданию, первая Олимпиада состоялась в 776 году до нашей эры. И с тех пор повторялась каждые четыре года. В Афинах годы датировали по архонтам-эпонимам, высшим должностным лицам, дававших название году. Они избирались ровно на год. Списки эпонимов составлялись на протяжении многих веков. Но и в наши дни у человечества нет универсальной и общепринятой системы летоисчисления. В иудаизме и коптской христианской церкви по-прежнему время отсчитывается «от Сотворения мира». Мусульманский мир живет до сих пор в XV веке, поскольку отсчет ведется «от года Хиджры», т.е. от переселения пророка Мухаммеда и его сторонников из Мекки в Медину, которое произошло в сентябре 622 г. нашей эры. При этом следует учитывать, что в исламе принят лунный календарь, где продолжительность синодального месяца составляет 29,5 дней, а год 354 дня. Свой, восточный календарь используют и жители Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Если даже и сейчас нет общепринятой системы датировки, то что же можно говорить об отсутствии сколько-нибудь ясных представлений о ходе времени у жителей Древнего Востока. Никогда на Древнем Востоке не существовало единой системы летоисчисления, отсутствовала единая эра, т.е. исчисление лет от определенной точки отсчета. В каждой стране существовали свои, весьма несовершенные способы определения протекшего времени. Трудности в установлении абсолютной хронологии обусловлены также характером и состоянием источников, зачастую не поддающихся датировке ни по прямым, ни по косвенным данным. Об этом мы уже говорили выше. К тому же, нужно учитывать, что в странах Древнего Востока применялись различные календарные системы. Были лунные, солнечные и смешанные лунно-солнечные календари, имевшие иногда значительные расхождения с длительностью астрономического года, составляющего время одного оборота Земли вокруг Солнца. Определенные эры вводятся в некоторых странах Древнего Востока лишь на поздних этапах его истории. Поэтому установить точные даты многих событий древней истории очень сложно, тем более перевести их в современную систему летоисчисления. Вполне естественно, что по поводу таких датировок до сих пор идут ожесточенные дискуссии и наблюдаются значительные расхождения в установлении дат тех или иных событий. Сейчас получили распространение различные безответственные спекуляции на эту тему в трудах таких любителей новых "математических статистик", как Носовский, Фоменко и др., которые предпринимают попытки пересмотреть всю историю и подрывают у своих читателей доверие к исторической науке вообще и востоковедению в частности. Охарактеризуйте роль общины и государства на Древнем ВостокеПод общиной принято понимать довольно значительный коллектив людей, связанных отношениями взаимопомощи и солидарности. Первоначально объединяющим началом служили родственные связи, мнимые или фактические, на основе которых формировались родовые общины. Это была первая устойчивая форма достаточно крупных человеческих коллективов, преобладавших на стадии первобытности. Во времена неолитической революции именно родовые общины осуществили переход от присваивающего хозяйства к производящему и заложили основы ирригационного земледелия. Но по мере освоения нового типа хозяйственной деятельности, связанного с освоением и новых ландшафтных зон, происходила постепенная трансформация общинной организации. Создание системы ирригационного земледелия, даже на местном, локальном уровне, требовало организованного участия уже не десятков, а сотен и даже тысяч производителей. Одновременно происходил переход к оседлому образу жизни, сопровождавшийся созданием довольно крупных поселений.В этих условиях поддержание единства большого коллектива уже не могло основываться на действительных или мнимых кровнородственных связях. Среди создателей местных оросительных систем были и изгои, и люди, принадлежавшие к другим родоплеменным союзам. Так постепенно на смену родовой общине приходит территориальная (или по-другому сельская, соседская) община.Между двумя формами общинной организации нет непреодолимой грани. В территориальной общине сохраняются и родственные узы, но на первый план выходят диктуемые экономической необходимостью обязательства взаимопомощи и коллективного труда.Для родовой общины определяющими являются следующие признаки: 1) преобладание коллективного характера труда, 2) половозрастное разделение труда, 3) безусловная коллективная собственность на угодья и на получаемый с них продукт, 4) равнообеспечивающий принцип распределения продукта, 5) принцип коллективизма в решении общинных вопросов, 6) отсутствие каких-либо иных видов неравенства за исключением статусного, связанного с ролью того или иного члена общины в поддержании ее жизнедеятельности, 7) мифологическое восприятие мира, основанного на первобытных формах религиозного сознания и связанных с ним практик (анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, магия и колдовство).Территориальная община включала в себя несколько (иногда до десяти и более) общин низшего порядка, которые мы называем «домами» или «домашними общинами». Они в свою очередь состояли из нескольких десятков членов, возглавлявшихся отцом-патриархом, которому подчинялись все члены «дома» (включая его сыновей, их жен и детей, а также всех «усыновленных», т.е. принятых в состав семьи или «дома» чужаков). Власть патриарха в семье была полной и основывалась на родовом (обычном) праве. Греки называли такую власть деспотической (от греч. слова despotes, т.е. «домохозяин»). Отсюда потом произошел термин «деспотизм», когда власть восточного правителя над его подданными была приравнена к власти патриарха над его домочадцами.Одной из характерных черт территориальной общины был ее ярко выраженный дуализм.Возникавшие в этом регионе государства можно назвать первичными. К их числу относится и древний Египет. Но в долине Нила взаимоотношения общин и государства складывались несколько иначе под воздействием, прежде всего, особых географических условий. Бóльшая часть страны протянулась узкой лентой вдоль великой реки. Лишь в Нижнем Египте Нил расходится веером русел – дельтой. Возникавшие в конце IV тыс. номы примыкали цепочкой друг к другу, стиснутые между пустыней и Нилом. Поэтому здесь было невозможно создание политических группировок, способных обеспечить отдельным номам с их самоуправлением достаточную независимость.

21. Законы Вавилонского царя Хаммурапи. Охарактеризуйте социально-экономическое и политическое положение Вавилона. Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.)[источник не указан 62 дня], является одним из древнейших законодательных памятников. Сохранился в виде клинописной надписи на чёрной диоритовой стеле, найденной французской археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901—1902 годах в Сузах(территория древней Месопотамии). Современные издатели делят свод на 282 статьи (37 статей, как полагают многие, были стёрты ещё в древности, но частично восстановлены по глиняным табличкам, найденным в различных местах, в частности в библиотеке Ашшурбанипала).

Общая характеристика памятника

Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В эпоху Хаммурапи этот стиль письма употреблялся обычно в скульптурных произведениях и официальных надписях, тогда как частные деловые документы и переписка этого времени производилась при помощи древне-вавилонского курсива, очень сходного с ассирийской клинописью.[1] В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе и получающий законы из рук бога солнца Шамаша (по другой версии, на стеле изображен бог Мардук)[2], сидящего на троне. Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках). Скорее всего, что целью создания стелы было торжественное заявление перед подданными о вступлении в силу содержащегося в ней законодательства, а не продоставление её для всеобщего использования. Для судебной практики, вероятно, законы воспроизводились в виде глиняных плит. Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью. Некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности(«невиновен, пока не доказано обратное»). В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око), хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче. В настоящее время столб с законами Хаммурапи хранится в Парижском музее Лувр. Точную копию столба можно также увидеть в Москве, вУчебном художественном музее слепков им. И. В. Цветаева — филиале Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, а также вПереднеазиатском музее в Берлине.