ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

РАЗДЕЛ 1. РАННЕФЕОДАЛЬНОЕ И ФЕОДАЛЬНО РАЗДРОБЛЕННОЕ ГОСУДАРСТВО В ЕВРОПЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

ВСТУП

РЕФЕРАТ

з дисципліни «Історія економічної думки»

на тему

 

«Феодальні форми господарств та їхосвітлення в

документальних джерелах»

 

Студентки 3 курсу ІІПО

Спеціальності «Фінанси і кредит»

денної форми навчання

Керівник: викладач

Нікола С. О.

 

Одеса – 2013 рік

План

1. Раннефеодальное и феодально-раздробленное государство в Европейском обществе.

1.1. Формирование европейской христианской цивилизации.

1.2. Восточно-христианская и западно-христианская цивилизации Византии.

1.3. Раннее феодальное государство Западной Европы.

2. Основные формы хозяйств в раннефеодальных и феодально-раздробленных государствах Европы.

2.1. Формы хозяйств и их организация в обществах ранних феодальных

государств Западной Европы.

2.2. Изменения в хозяйственной системе периода феодальной раздробленности.

3. Ремесло и торговля в хозяйственной системе феодального общества.

3.1. Хозяйство средневековых городов и его регулируемый характер.

3.2. Роль церкви в общественно-экономической жизни.

 

Уже в эпоху Меровингов королевская власть совершенно ослабла. Карл Великий создал большое государство с крепкою центральною властью. Но при его преемниках начались снова беспорядки и междоусобия. Империя Карла распалась, и королевская власть снова упала. К внутренним междоусобиям присоединились внешние разорительные нашествия, особенно норманнов, арабов и венгров. Король, который для военных нужд очень нуждался в помощи своих подчиненных графов и баронов, должен был вознаграждать их за их услуги.

В виде подобных наградкороли стали раздавать своим воинам земли на том условии, что последние будут нести и впредь военную службу и помогать королю. Раздача земель производилась в таких обширных размерах, что короли довольно скоро обеднели; со временем около них появились такие вельможи, владения которых иногда были больше земли, оставшейся в руках короля. Эти земли, отдаваемые в условное владение воинам, назывались обычно латинским словомбенефиции (beneficium), а несколько позднее германским словомлен, или феод.

От последних слов получил свое наименование и весь сложившийся и развившийся в IX, X и XI веках государственный строй в Западной Европе, называемый ленным, илифеодальным строем. Самое же время существования этого строя называетсяфеодальной эпохой, илиэпохой феодализма.

В начале бенефиции отдавались в пожизненное владение; но с дальнейшим ослаблением королевской власти отданные земли из пожизненных мало-помалу превращались в наследственные в той или другой семье (лены, феоды). Вельможи, обладатели крупных земельных угодий, в свою очередь раздавали на таких же условиях свои земли более мелким людям, эти последние – еще более мелким и т. д. Самую низшую ступень в этой "лестнице" составляли мелкие рыцари, не имевшие достаточно земли, чтобы раздавать ее еще кому-либо. Лица, получившие бенефиции, называлисьвассалами, а лицо, давшее ему бенефиции, называлось сеньором, илисюзереном. Таким образом, король, давший определенному лицу землю, являлся для него сеньором, или сюзереном, а это последнее лицо, по отношению к королю, было его вассалом; но если этот вассал в свою очередь передавал часть своих земель в условное владение другому лицу, то становился по отношению к последнему сеньором, а это другое лицо

– вассалом в отношении к первому лицу и т. д. Получалась, таким образом, лестница сеньорий. Все лица, владевшие условно землей, на какой бы они ступени ни находились, называлисьфеодалами. Таким образом, феодалы были как крупные, так и мелкие, более сильные и менее сильные.

Со временем, при дальнейшем ослаблении королевской власти, феодалы стали не только простыми наследственными землевладельцами, но и настоящими государями в своих областях, так как получили от короля право содержать свое войско и распоряжаться им по своему желанию, собирать у себя подати и облагать своих людей налогами, творить над ними суд и расправу и т.д., то есть получили в своих землях те права, которые прежде принадлежали государю.

Подобная уступка государственных прав частным лицам называлась латинским словомиммунитет (immunitas). Помещик превратился в государя; землевладение тесно соединилось с верховной политической властью. Феодалами были не только светские, но и духовные лица. Епископы и аббаты владели также обширными землями, в которых управляли подобно светским государям.

Разумеется, во время процветания феодализма вIX, X и XI веках, особенно во Франции, королевская власть переставала играть какую-либо роль; некоторые феодалы были гораздо сильнее короля, который иногда не мог даже покинуть свой замок и проехаться по своей небольшой территории, из боязни быть захваченным соседним феодалом.

В феодальную эпоху создалось немало обычаев, которые устанавливали отношения между сеньором и его вассалом.Передача сеньором феода своему будущему вассалу происходила при следующей обстановке. Вассал приходил к своему сеньору, становился перед ним на колени и, положив свои руки в его руки, объявлял себя его "человеком", т. е. вассалом; затем он, положив руку на Евангелие или на ковчег с мощами, давал клятву верою и правдою исполнять свои вассальные обязанности. После этого сюзерен в знак установления новых отношений со своим вассалом целовал его и вводил во владение леном, передавая ему какой-либо предмет, напр. перчатку, копье, знамя, кольцо, кусок дерева или, если вассалом было духовное лицо, то посох. После совершения этого обряда обе стороны уже имели в отношении друг друга известные обязательства.Обязанности вассала таковы: во время войны вассал должен являться на помощь сюзерену со своим отрядом и служить в войске короля определенное число дней; замок вассала в военное время не всецело принадлежал ему, так как сюзерен мог попросить у него ключи от замка и поместить в нем гарнизон. В мирное время вассал должен был по требованию сеньора являться к его двору, участвовать в его суде, в церковных церемониях и т. д. Кроме того, вассал должен был приходить на помощь своему сюзерену и деньгами; особенно это требовалось в тех случаях, когда сеньор посвящал в рыцари своего сына, или выдавал замуж свою дочь, или попадал в плен и были нужны деньги для выкупа, или когда отправлялся в крестовый поход. Сеньор же в отношении своего вассала не мог своевольно увеличивать количества условленного оброка, должен был защищать его против врагов и вообще не имел права притеснять его.

В феодальную эпоху, при существовании многовластия и при почти не прекращавшихся войнах и распрях, всякий должен был сам заботиться о своей личной безопасности. Для более или менее безопасной жизни в то время служили укрепленные замки феодалов. Замок является одним из самых характерных внешних признаков феодальной эпохи. С IX по XI века феодальные замки были скромными деревянными постройками, возведенными обычно на искусственном холме. Такой замок легко было сжечь, но зато нетрудно было и вновь его построить.

К XII веку замки превращаются в сложные каменные, иногда почти неприступные сооружения.

К эпохе феодализма относится возникновение рыцарства. Самое слово "рыцарь" обозначает в переводе "всадника" (по-немецки – Reuter, Ritter). Возникло рыцарство в светской среде, и только несколько позднее духовенство стало оказывать на него влияние. Начало рыцарства можно видеть в факте вручения оружия сыну знатного человека, достигшему возраста, необходимого для того, чтобы быть воином. Юноша благородной семьи, раньше, чем сделаться рыцарем, в течение некоторого времени исполнял при дворе какого-либо сеньора обязанности оруженосца. Когда наступало совершеннолетие, юноша получал меч как символ его нового положения. Церемония вручения меча заканчивалась тем, что сеньор наносил удар кулаком по затылку юноши, что считалось для последнего почетом. Кроме меча, посвящаемый получал панцирь, шлем, копье. Необходимо было, чтобы новый рыцарь, тотчас после окончания церемонии, вскочив на свою лошадь, показал всем присутствующим свою ловкость и смелость.

Средневековье - это период в истории человечества, который принято ограничивать тысячелетием между падением Римской империи в конце V века и до периода Великих географических открытий, которые начинаются в конце XV века. Сам термин «Средние века» был введен в научный обиход итальянскими учеными времен Возрождения. Начинается период с массовых миграций «варварских» (по терминологии римлян) племен, германских и тюркских, восточных кочевников, под давлением которых и происходит падение Римской империи и целый ряд изменений в социально - экономической жизни не только Европы, но и Азии. Для данного общества является присущей малоподвижная система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях и учениях. Средневековый человек ориентирован преимущественно на свой внутренний мир, духовную жизнь, создание предпосылок для «спасения» души, достижения «Царства Божьего». В этих условиях идет формирование основных цивилизационных регионов Азиатского (Восточная, или арабо - мусульманская цивилизация) и Европейского (Западная, или христианская цивилизация ). В Европе средневековье - это период становления новой формы Западной цивилизации – Европейской христианской цивилизации. Европейская цивилизация формируется на территории бывшей Римской империи, которая, как известно, распалась на две части: Восточную (Византийскую) и Западную Римскую империи. Западная Римская империя завершила свое существование вследствие внутренних противоречий и нашествий так называемых варваров в 476 г. Поэтому цивилизационные процессы в обеих частях Римской империи наряду с общими закономерностями имели и существенные различия. В результате этих различий сформировалось два вида Европейской цивилизации - восточно - и западнохристианского. Формирование Европейской цивилизации происходило вследствие синтеза античной цивилизации и варварского быта в ходе процессов романизации, христианизации, становления государственности и культуры новых народов Европы, с сохранением многих достижений античных времен. Становление Западной цивилизации связано с Великим переселением народов - вторжением в пределы Римской империи варваров - многочисленных германских племен, гуннов и др. Следует заметить, что переселение представителей германских племен на территорию Римской империи началось задолго до ее падения. Они становились подданными империи, воины становились частью римской армии , а племенная верхушка получала достаточно высокое античное воспитания и не раз достигала значительного влияния в политической и хозяйственной жизни империи. Понятно, что еще задолго до Великого переселения народов происходил процесс романизации варварских племен. Но массовое вторжение новых варварских племен в начале средневековья в определенной степени затормозило этот процесс. Однако уже в период средневековья Западная Европа начала преодолевать эти последствия захватнических войн и возрождаться, здесь начинают возникать новые государственные образования, наблюдается процесс становления Европейской цивилизации. Духовной основой всей Европейской цивилизации становится христианство.

В условиях распада Римской империи, ее политических и хозяйственных институтов, упадка культуры, христианство было единственным, общим для всех стран и народов Европы духовным и социальным институтом. Христианство формировало единое мировоззрение, нравственные нормы, ценности и образцы поведения, а католическая и православная церкви стали не только духовными, но и влиятельными политическими организациями. Поэтому процесс становления Европейской цивилизации в значительной мере был процессом христианизации - привлечение языческих народов к христианской культуре, верованиям и обычаям, вступления в христианские организации - католической и православной церквей. Христианство, как и во времена античности, не имело единой организации, на территории Римской империи существовал ряд христианских церквей, между руководством которых происходила жестокая борьба за гегемонию в христианском мире. Наиболее активно боролись между собой главы Западной Римской церкви - Папа Римский и Византийской церкви - Константинопольский патриарх. Папа Римский объявил себя наместником Иисуса Христа, преемником апостола Петра, верховным понтификом Вселенской (католической) церкви; патриарх Константинопольский принял титул Вселенского патриарха православной, то есть истинно христианской церкви, ведь он признавал решение только первых семи Вселенских соборов христианских церквей. Формальным актом раскола христианства на католицизм и православие была взаимная анафема (церковное проклятие), которому подвергли друг друга Папа Римский и Константинопольский патриарх 16 июня 1054. Это и дало основания для полного разрыва отношений между двумя ветвями христианской церкви.