РУССКАЯ СИМФОНИЯ. ОЧЕРКИ РУССКОЙ ИСТОРИОСОФИИ.

Митрополит Иоанн (Снычев).

Митрополи́т Иоа́нн, в миру - Ива́н Матве́евич Снычёв, (1927 - 1995) — епископ Русской Православной Церкви; с 1990 года - митрополит Ленинградский (впоследствии — Санкт-Петербургский) и Ладожский, постоянный член Священного Синода, богослов. Основные труды – «Самодержавие духа (Очерки русского самосознания)», «Русская симфония. Очерки русской историософии».

Полный текст приводимой ниже работы – Митрополит Иоанн (Снычёв), Русская симфония. Очерки русской историософии, М., 2003.

 

(Извлечение)

 

..."Что есть государство? - вопрошал в середине прошлого века знаменитый московский первосвятитель митрополит Филарет (Дроздов).- Союз свободных нравственных существ, соединившихся между собою, жертвующих частью своей свободы для охраны и утверждения общими силами Закона Нравственности, который составляет необходимость их бытия". Эта религиозно-нравственная основа государственной жизни сегодня чуть ли не напрочь выпала из общественного сознания, часто трактующего государство лишь как бездушный механизм поддерживания примитивного материального благополучия граждан.

Результат такого мировоззренческого убожества налицо. Само государственное тело, его территория, ресурсы, иные богатства становятся объектом разрушительной, жестокой и беспринципной борьбы политиканов, гибельной для державы, разъедающей, как срамная болезнь, внутренности государственного механизма, саму государственную власть во всех её проявлениях.

Только там, "где священный закон нравственности неколебимо утверждён в сердцах воспитанием, верою, здравым, неискажённым учением и уважаемыми примерами предков, - говорил владыка Филарет, - там сохраняют верность Отечеству, жертвуют ему собой без побуждений воздаяния или славы. Там умирают за законы, тогда как не опасаются умереть от законов".

...Современные словари определяют государство как орудие политической власти в обществе, лишённая религиозно-нравственных опор, такая власть неизбежно вырождается в голое насилие: отсюда марксистское (точнее говоря, материалистическое) понимание государства как механизма принуждения и "диктатуры" одной части народа над другой.

...На принципиально иных основах построено церковное учение о богоугодной форме государственного устройства.

Во-первых, государство рассматривается им как большая семья. ...Отсюда понимание общенародного единства как духовного родства, как величайшей драгоценности, столь характерное для русской истории. Отсюда же стремление русского человека заменить, где только возможно, бездушные правовые нормы нравственными ценностями, теплом сердечных человеческих отношений. Отсюда - отношение к российской державности как к святыне, ибо семья - "малая церковь" - получает освящение в таинстве венчания супругов, а государство - "большая семья" - в таинстве венчания Царя на царство, на самодержавную власть "во славу Божию" (но не в интересах какого-либо класса или сословной группы).

Во-вторых, государственная власть признаётся особого рода служением, сродни церковному, монастырскому послушанию.

Такая верховная власть - единая и неделимая, мощная, независимая от капризов толпы, связанная с народом не бумажной казуистикой схоластической законности, но живым повседневным опытом соборного единения - только она может обеспечить ту высшую цель, ради которой существует: управить житие подданных "во всяком благочестии и чистоте" духовных христианских идеалов. Ради этого же власть - свободно и добровольно - ограничивает себя в намерениях и действиях рамками Заповедей Божиих и истинами Закона Его.

Я вполне отдаю себе отчёт, как фантастично выглядят подобные описания на фоне ужасающего, беспредельного нравственного растления современной власти в России. Я далёк от мысли, что такой государственный идеал можно будет завтра же воплотить в нашу политическую реальность. Но к нему надо стремиться. И знать - хотя бы для того, чтобы, разумея его философскую, религиозную и нравственную глубину, не поддаваться больше лживым сказкам о своём прошлом - вроде русофобских тезисов о "неразвитости русского правового сознания" и "гнилом царизме".

...Главными особенностями соборной государственности являются её следующие черты:

а) Единство религиозно-нравственного начала, положенного в основание державного строительства, государственной идеологии, общественного устройства, семейного быта и личного поведения граждан. "Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне, - сказал некогда Христос своим ученикам.- Я есмь Лоза, а вы - ветви: кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают" (Иоанн, 15: 4-6)....

б) Единство государственной власти - надклассовой, надсословной, ограниченной в своём повелевающем действии лишь верностью народным святыням, соответствием общественным идеалам... Такая, укоренённая в "небесных", надмирных, религиозно-нравственных идеалах власть - самодержавна и самодостаточна до тех пор, пока своим действием она защищает соборную душу народа от растлевающих внешних и внутренних влияний, вспомоществуя его духовному возрастанию и просвещению.

в) Единство духовной власти. Сия христианская церковная власть не имеет орудий принуждения - она есть глас совести народной, глас Божий в нашей земной несовершенной действительности, указующий грешнику спасительный путь возрождения, подвижнику - дорогу дальнейшего совершенствования, каждому - его место в общем церковном служении народа-богоносца, народа-хранителя Божественных истин любви и милосердия, безгневия, верности, смирения и мужества.

г) Симфония властей - государственной и церковной, духовной и светской. Под этим разумеется их совместное служение на поприще общественного развития, понимаемое, по слову Священного Писания, как Божие тягло. Такое сочетание - залог справедливости общественного устройства. "Хочешь ли не бояться власти? - вопрошает Апостол Павел. - Делай добро, и получишь похвалу от неё, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло" (Римл. 13:3-4). При этом, однако, никоим образом не нарушается самостоятельность, единство и целостность каждой из властей, имеющих единый Божественный источник, но действующих в своих областях совершенно независимо.

...В Православной Византии сотрудничество имперской государственной власти с соборным разумом Церкви было столь тесным, что в законодательных уложениях (так называемых Кодексах Императора Феодосия II, а затем и Императора Юстиниана) церковные каноны почитались обязательными к исполнению, как и гражданские законы. В свою очередь, гражданский закон, противоречащий основным церковным канонам, не признавался действительным. Более того, "воцерковлённые" гражданские кодексы даже после падения Византии признавались православными поместными Церквями действующими образчиками церковного права, рассматриваясь наравне с соборными канонами.

Именно в Византийской Империи был впервые сформулирован и осуществлён идеальный порядок взаимодействия церковной и гражданской властей, именуемый Симфонией. при этом симфонические принципы Восточной Римской империи были приняты как образцы для подражания в ранних западноевропейских государствах.

...Сведя всё воедино, можно сказать, что внешними признаками смуты являются следующие её черты:

1. Отсутствие в обществе единого здравого мировоззрения, всенародного согласия по важнейшим, принципиальным вопросам человеческого бытия и жизни страны.

2. Отсутствие законной власти, происхождение которой не было бы омрачено ни братоубийственной кровью, ни коварной узурпацией, ни ложным, искусственным правопреемством.

3. Отсутствие необходимого духовного содержания государственной формы, являющееся прямым следствием нарушения "симфонии властей" - светской и духовной.

4. Отсутствие действенных механизмов согласования естественных интересов различных социальных групп: сословных, политических, профессиональных.

5. Отсутствие здравого инстинкта самосохранения народа и государства, порождающее возможности для внешнего, постороннего вмешательства во внутреннюю жизнь страны.

6. Отсутствие прочного государственного единства и территориальной целостности державы, раздираемой внутренними противоречиями, неспособностью центральной власти и агрессивными вожделениями соседей.