Архитектура.

Литература.

Наука и техника.

Образование и просвещение.

Общественная мысль.

Общая характеристика.

ПЛАН

ТЕМА 24. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в.

ВЫВОДЫ

Дворцовые перевороты не влекли за собой изменений политической, а тем более социальной системы общества и сводились к борьбе за власть различных дворянских группировок, преследовавших свои, чаще всего корыстные интересы. В то же время конкретная политика каждого из шести монархов имела свои особенности, иногда важные для страны. В целом социально-экономическая стабилизация и внешнеполитические успехи, достигнутые в эпоху правления Елизаветы, создавали условия для ускоренного развития и новых прорывов во внешней политике, которые произойдут при Екатерине II.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Причины и характер дворцовых переворотов.

2. Каковы особенности правления Екатерины I и Петра II?

3. Каково содержание «кондиций»? Как могла бы пойти история России в случае их возможной реализации?

4. Объясните причины неудачи «затейки верховников».

5. Расскажите о правлении Анны Иоанновны. В какой мере правомерно употребление понятия «бироновщина»?

6. В чем в годы правления Елизаветы Петровны прослеживается преемственность, а в чем — разрыв с наследием Петра I?

7. Как изменилось положение дворянства в середине XVIII в.? Чем вызвано его превращение в привилегированное сословие?

8. Какова была роль гвардии в дворцовых переворотах? Чем она определялась?

ЛИТЕРАТУРА

Анисимов Е. В. Россия без Петра. СПб., 1994.

Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. М., 2002.

История России с древнейших времен до 1861 года/ Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000.

Каменский А. Б. Под сению Екатерины. СПб, 1992.

Мыльников А. С. Искушение чудом: Русский принц и самозванцы. Л., 1991.

Павленко Н. И. «Птенцы гнезда Петрова». М., 1994.

Павленко Н. И. Вокруг трона. М., 1998.

1.1. Социально-исторические условия.

1.2. Основные тенденции развития.

1.3. Периодизация.

2.1. Петровские преобразования в оценке общественной мысли.

2.2. Понятия «общего добра» и «общего блага».

2.3. Интерес к человеческой личности.

2.4. Идеи масонства.

3.1. Петровские реформы: Светский характер образования и соединение обучения с практикой. — Введение обязательного обучения грамоте дворянских детей. — Книгопечатание. Реформа алфавита. — Формирование системы учебных заведений.

3.2. Образование во второй четверти XVIII в.: Формирование системы сословных учебных заведений.

3.3. Итоги.

4.1. Государственная политика в области науки: Основные научные учреждения. — Научные кадры. Иностранные и российские специалисты.

4.2. Естественные науки: География, геология, картография, этнография, ботаника. — Химия. — Физика.

4.3. Техника.

4.4. Гуманитарные науки: История. — Филология.

5.1. Основные особенности.

5.2. Жанры: Бытовая повесть. — Сатирические произведения. — Любовная лирика.

5.3. Стилевые направления: Классицизм. — Творчество В. К. Тредиаковского. — Творчество М. В. Ломоносова.

5.4. Устное народное творчество: Песни о Петре. — Жалобы. — Духовные стихи.

6.1. Гражданское строительство: Возведение административных и общественных построек. — Промышленное строительство. — Строительство дворцов. . 6.2. Градостроительство: Строительство Петербурга. — Строительство в старых городах. — Организация «архитектурного надзора». — Подготовка отечественных архитектурных кадров. 6.3. Стилевые направления: «Петровское барокко». — Зрелое барокко. — Рококо.

6.4. Старое и новое в архитектуре: Петербургская архитектурная школа. — Москва и провинция. — Развитие деревянного зодчества.