Архитектура.
Литература.
Наука и техника.
Образование и просвещение.
Общественная мысль.
Общая характеристика.
ПЛАН
ТЕМА 24. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в.
ВЫВОДЫ
Дворцовые перевороты не влекли за собой изменений политической, а тем более социальной системы общества и сводились к борьбе за власть различных дворянских группировок, преследовавших свои, чаще всего корыстные интересы. В то же время конкретная политика каждого из шести монархов имела свои особенности, иногда важные для страны. В целом социально-экономическая стабилизация и внешнеполитические успехи, достигнутые в эпоху правления Елизаветы, создавали условия для ускоренного развития и новых прорывов во внешней политике, которые произойдут при Екатерине II.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Причины и характер дворцовых переворотов.
2. Каковы особенности правления Екатерины I и Петра II?
3. Каково содержание «кондиций»? Как могла бы пойти история России в случае их возможной реализации?
4. Объясните причины неудачи «затейки верховников».
5. Расскажите о правлении Анны Иоанновны. В какой мере правомерно употребление понятия «бироновщина»?
6. В чем в годы правления Елизаветы Петровны прослеживается преемственность, а в чем — разрыв с наследием Петра I?
7. Как изменилось положение дворянства в середине XVIII в.? Чем вызвано его превращение в привилегированное сословие?
8. Какова была роль гвардии в дворцовых переворотах? Чем она определялась?
ЛИТЕРАТУРА
Анисимов Е. В. Россия без Петра. СПб., 1994.
Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. М., 2002.
История России с древнейших времен до 1861 года/ Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000.
Каменский А. Б. Под сению Екатерины. СПб, 1992.
Мыльников А. С. Искушение чудом: Русский принц и самозванцы. Л., 1991.
Павленко Н. И. «Птенцы гнезда Петрова». М., 1994.
Павленко Н. И. Вокруг трона. М., 1998.
1.1. Социально-исторические условия.
1.2. Основные тенденции развития.
1.3. Периодизация.
2.1. Петровские преобразования в оценке общественной мысли.
2.2. Понятия «общего добра» и «общего блага».
2.3. Интерес к человеческой личности.
2.4. Идеи масонства.
3.1. Петровские реформы: Светский характер образования и соединение обучения с практикой. — Введение обязательного обучения грамоте дворянских детей. — Книгопечатание. Реформа алфавита. — Формирование системы учебных заведений.
3.2. Образование во второй четверти XVIII в.: Формирование системы сословных учебных заведений.
3.3. Итоги.
4.1. Государственная политика в области науки: Основные научные учреждения. — Научные кадры. Иностранные и российские специалисты.
4.2. Естественные науки: География, геология, картография, этнография, ботаника. — Химия. — Физика.
4.3. Техника.
4.4. Гуманитарные науки: История. — Филология.
5.1. Основные особенности.
5.2. Жанры: Бытовая повесть. — Сатирические произведения. — Любовная лирика.
5.3. Стилевые направления: Классицизм. — Творчество В. К. Тредиаковского. — Творчество М. В. Ломоносова.
5.4. Устное народное творчество: Песни о Петре. — Жалобы. — Духовные стихи.
6.1. Гражданское строительство: Возведение административных и общественных построек. — Промышленное строительство. — Строительство дворцов. . 6.2. Градостроительство: Строительство Петербурга. — Строительство в старых городах. — Организация «архитектурного надзора». — Подготовка отечественных архитектурных кадров. 6.3. Стилевые направления: «Петровское барокко». — Зрелое барокко. — Рококо.
6.4. Старое и новое в архитектуре: Петербургская архитектурная школа. — Москва и провинция. — Развитие деревянного зодчества.