ВВЕДЕНИЕ

Содержание

ВЕК

АВТОРИТАРИЗМ - антидемократический политический режим, историческими формами которого являются азиатская деспотия, тиранические и абсолютистские формы правления древности, средневековья и нового времени, военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы. В политологии авторитаризм иногда отличают от тоталитаризма, т.к. лишь последний достигает полного контроля над обществом.

АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА - Так в демократической публицистике периода "перестройки" нередко именовалась сложившаяся в России под властью коммунистов общественная система. Зачастую при этом она расценивалась в качестве некоего "извращения подлинного социализма", в связи с чем применялись также понятия "государственный", "административный", "казарменный" социализм.

БЕДНОТА - Принятое в большевистской пропаганде наименование неимущих слоев населения, которые рассматривались как опора режима. В деревне "беднота" противопоставлялась "середнякам" и "кулакам".

БОЛЬШЕВИЗМ- идейное и политическое течение, выделившееся из российской социал-демократии на II съезде РСДРП (1902), российский коммунизм. В 1917 - 52 гг. в официальное название Коммунистической партии входило слово "большевиков" (РСДРП(б), РКП(б), ВКП(б)

БУРЖУАЗИЯ - общественная группа предпринимателей, бизнесменов, деловых людей, выполняющих важнейшую общественную функцию организаторов хозяйственной деятельности. Согласно марксистскому учению - основной "эксплуататорский класс" капиталистического общества, подлежащий ликвидации в результате "социалистической революции".

БЮРОКРАТИЯ - слой профессиональных работников управления, необходимый в сложно организованном обществе. Выполняя важные общественные функции, бюрократия всегда имеет тенденцию к превращению в самодовлеющую силу, оторванную от общества и даже стоящую над ним. Особую опасность это приобретает в условиях коммунистического режима, когда бюрократическая номенклатура превращается в основной правящий и привилегированный слой общества.

ВРАГ НАРОДА- Пропагандистское обозначение жертв тоталитарного террора, получившее особое распространение во второй половине 30-х гг.

ВКП(б) - Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков).Под таким наименованием партия действовала с декабря 1925 по октябрь 1952 г.

ВРЕДИТЕЛИ- Пропагандистский термин, широко применявшийся для обоснования массовых репрессий начиная с "Шахтинского дела" (1928 г.) и особенно в 30-е гг. Считалось, что вредительство – главная причина трудностей в экономике.

ВЧК (ВСЕРОССИЙСКАЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ КОМИССИЯ ПО БОРЬБЕ С КОНТРРЕВОЛЮЦИЕЙ И САБОТАЖЕМ) - Основный репрессивный орган большевистского режима, действовавший с декабря 1917 г. под руководством Ф. Дзержинского. Соединял в себе функции следствия, вынесения приговоров и их приведения в исполнение. Местные органы ВЧК именовались ЧК (например, "губЧК"), а их сотрудники - "чекистами".

ВЦИК -(ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ) – Высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти РСФСР в 1917 - 36 гг. Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в перерыве между съездами. Председатель ВЦИК - Л.Б.Каменев (c 27 октября (9 ноября 1917 г.), Я.М.Свердлов (с 8(21) ноября 1917 г.), М.И.Калинин (с 30 марта 1919 г.).

ГКО (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ) - Чрезвычайный орган государственного управления под председательством И.Сталина, существовавший в годы Великой Отечественной войны.

ГЛАСНОСТЬ- Лозунг, провозглашенный М.С.Горбачевым в начале 1987 г. "Гласность" рассматривалась как важное направление демократизации общества.

ГУЛАГ- Сокращенное наименование одной из основных репрессивных структур сталинского периода - Главного управления исправительно-трудовых лагерей НКВД. Со времени появления книги А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" этот термин нередко используется для обозначения всей "лагерной империи".

ДВАДЦАТИПЯТИТЫСЯЧНИКИ- Рабочие, посланные в 1930 г. для проведения коллективизации.

ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА - Одно из ключевых понятий марксизма-ленинизма, под которым подразумевалась не стесненная никакими законами власть "рабочего класса", осуществляющая после революции "строительство социализма".

ДИССИДЕНТЫ - Пропагандистский термин, применявшийся властями для дискредитации участников движения за права человека в СССР в 60 - 80-е гг.

ДОГМАТИЗМ - Мышление застывшими, неизменными формулами, оторванное от практики.

ЗАСТОЙ - Пропагандистский термин, появившийся при М.С.Горбачеве для обозначения периода правления Л.И.Брежнева.

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ- Процесс развития и внедрения крупной машинной техники в народное хозяйство страны. В советской пропаганде под индустриализацией понималось ускоренное развитие промышленности в 1930-е гг.

КАРТОЧНАЯ СИСТЕМА- Система нормированного распределения продуктов, официально существовавшая в СССР с 1929 по 1934 и с 1941 по 1947 гг. Фактически же нормированная продажа товаров - ввиду их постоянного дефицита - применялась на протяжении большей части советской истории.

КГБ (КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ при Совете Министров СССР) - Основная репрессивная структура коммунистического режима послесталинский период (был создан в 1954 г.). Осуществлял преследование "диссидентов", а также вмешательство в дела других стран, включая шпионаж, террор и т.д.

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ- Насильственное объединение российских крестьян в колхозы в начале 30-х гг.

КОЛХОЗ- Основная форма государственной эксплуатации крестьянства в период коммунистического режима, утвердившаяся со времени коллективизации. Формально колхозы считались кооперативным объединением крестьян, которые на самом деле лишились в них собственности на средства производства, попали, по существу, в крепостную зависимость.

КОМИССАР- В 1918 - 1942 гг. представитель Коммунистической партии в воинской части, контролировавший деятельность ее командира. Кроме того в первые годы после революции - так назывались различные функционеры коммунистического режима.

КОМБЕДЫ(КОМИТЕТЫ БЕДНОТЫ) - Организации, созданные в 1918 г. коммунистами для подчинения крестьянства своей власти путем его разделения на враждующие социально-политические группы.

КОММУНИЗМ - Согласно марксистско-ленинскому учению - вторая, высшая фаза коммунистической общественной формации, первой фазой которой является социализм. Как обещали теоретики марксизма, при коммунизме будет достигнуто полное социальное равенство людей.

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ - Согласно утверждениям марксистско-ленинских теоретиков - авангард рабочего класса в борьбе за социализм, "руководящая и направляющая сила социалистического общества". Фактически - организация, захватывающая и сохраняющая власть в интересах коммунистической бюрократии (номенклатуры). В свою очередь, массы рядовых членов партии являются покорными исполнителями воли узкого круга "вождей".

КОНСЕРВАТИЗМ- Приверженность к старому, враждебность всему новому.

КОСМОПОЛИТ - Человек, лишенный чувства патриотизма. В ходе идеологической кампании конца 40-х гг. обвинения в "космополитизме", "преклонении перед Западом" стали предлогом для преследования творческой интеллигенции в СССР, способствовали нагнетанию вражды к евреям.

КПСС - Такое название Коммунистическая партия носила в нашей стране с XIX съезда (октябрь 1952) до конца своего существования.

КРАСНАЯ ГВАРДИЯ - Название вооруженных формирований, созданных большевиками для захвата власти и ее удержания (до создания регулярной армии).

КРАСНО-КОРИЧНЕВЫЕ - Образное наименование реакционных сил, борющихся в настоящее время против демократии, в рядах которых осуществляется союз коммунистов ("красные") и крайних националистов профашистского толка ("коричневые").

КУЛАК - Термин большевистской пропаганды, под которым подразумевалась "сельская буржуазия", богатые крестьяне. Фактически к кулакам относились не только минимально обеспеченные крестьяне, но и все неугодные местным властям. В результате в период коллективизации были "раскулачены" миллионы крестьян.

ЛИШЕНЕЦ - В 20-30-е гг. так на обыденном языке называли людей, лишенных избирательных прав, к которым, согласно "советской Конституции" относились бывшие помещики и капиталисты, кулаки, "нэпманы", священники и т.д.

МАКСИМАЛИЗМ - Доведение требований до крайности, чрезмерность.

ПЕРЕСТРОЙКА - Период широких общественных преобразований в стране во второй половине 8О-х - начале 90-х гг., начатых по инициативе М.С.Горбачева.

МОДЕРНИЗАЦИЯ- Переход от традиционного, аграрного общества к индустриальному. Различаются "органический" и "догоняющий" ее типы. Последний характерен для стран, отставших в своем развитии, где модернизация во многом носит вынужденный характер (например, является реакцией на угрозу извне) и проводится сверху. По мнению ряда авторов, модернизация составляла объективное содержание развития России не только в 1861 - 1917 гг,, но и в условиях большевистского режима, принимая при этом уродливые, необычные формы (современной техники и архаичных общественных форм – рабского труда заключенных, государственного закрепощения крестьянства и т.д.).

МТС (МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ СТАНЦИИ) - Государственные организации, существовавшие в 1928 - 1958 гг., в распоряжении которых находились трактора и комбайны (колхозы, в свою очередь, были лишены права собственности на эту технику). Это усиливало зависимость крестьянства от режима.

НКВД (НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ) - С 1934 г. к этому органу перешли основные функции государственного террора, ранее осуществлявшиеся ОГПУ.

НОМЕНКЛАТУРА - Круг должностных лиц, назначение или утверждение которых относится к компетенции какого-либо вышестоящего органа. В переносном смысле - господствующий слой тоталитарного общества, состоящий из партийных, государственных и иных начальников.

НЭП (НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА) - Политика, проводившаяся с X съезда партии (1921 г.) до конца 20-х гг. Включала допущение свободной торговли и частного производства при сохранении власти в руках Коммунистической партии.

НЭПМАН - Владелец частного предприятия в период нэпа.

ОГПУ(ОБЪЕДИНЕННОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ) - Основная репрессивная структура коммунистического режима, пришедшая на смену ВЧК в 1922 г. Сохранила право на внесудебные приговоры ("особые совещания ОГПУ") вплоть до расстрела.

"ОТТЕПЕЛЬ" - Образное название периода общественных преобразований после смерти Сталина, времени правления Хрущева.

ПАРТКОМ (ПАРТИЙНЫЙ КОМИТЕТ) - Орган партийного руководства, формально избиравшийся коммунистами, но фактически беспрекословно подчинявшийся высшему руководству. В их число входили обкомы, райкомы и парткомы в различных предприятиях и учреждениях.

ПЕРЕСТРОЙКА - Период широких общественных преобразований в стране во второй половине 8О-х - начале 90-х гг., начатых по инициативе М.С.Горбачева. В представлении ее инициаторов целью данного процесса было "обновление социализма". Период после августа 1991 г. можно рассматривать как эпоху "постперестройки", когда начался переход от коммунистического режима к иной общественной системе.

ПОЛИТБЮРО ЦК - Руководящий орган Коммунистической партии, вклю-чавший узкий круг "вождей". Действовало с марта 1919 г. по октябрь 1952 и с апреля 1966 г. (XXIII съезд) до конца КПСС (в промежутке действовал Секретариат ЦК). При Сталине Политбюро было в значительной мере прикрытием единоличной власти. В последующие годы реально являлось высшей в сравнении с конституционными органами (Президиумом Верховного Совета и Советом Министров) руководящей инстанцией.

ПРОДНАЛОГ (ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ НАЛОГ) - Заменил продразверстку, существовал с 1921 по 1924 г., предусматривал сдачу крестьянством государство определенной доли урожая, оставшейся же его частью крестьянин мог распоряжаться свободно.

ПРОДРАЗВЕРСТКА (ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ РАЗВЕРСТКА) - Система продовольственных заготовок, существовавшая с января 1919 по март 1921 г. Предусматривала изъятие у крестьян всех продовольственных "излишков" с запрещением свободной торговли.

ПРОЛЕТАРИАТ(РАБОЧИЙ КЛАСС) - Социальная группа работников наемного, преимущественно физического труда. Согласно марксистскому учению основной эксплуатируемый класс капиталистического общества, исторической миссией которого является осуществление социалистической революции, установление своей диктатуры, руководство строительством социализма. В современных развитых странах все большую часть работающих по найму составляют представители умственного труда, приобщенные к различным формам распоряжения собственностью (путем акционирования, самоуправления предприятий, кооперации и т.п.).

РКП(б) (РОССИЙСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ БОЛЬШЕВИКОВ) - Так называлась Коммунистическая партия с VII съезда (март 1918 г.) по XIV (декабрь 1925 г.).

СЕРЕДНЯК - Термин большевистской пропаганды, обозначавший основную массу крестьянства, которую режим рассматривал как потенциального союзника. По утверждению Ленина, середняк характеризовался "двойственностью, наличием одновременно "души" труженика и собственника, склонностью к "мелкобуржуазным колебаниям".

СНК (СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ) - Так называлось советское правительство с 1917 по 1946 гг.

СОВЕТЫ - Органы, которым после октября 1917 г. перешла "вся власть". Фактически на протяжении большей части коммунистической эпохи Советы являлись лишь проводниками воли партийных органов, а выражение "советская власть" представляло собой лишь пропагандистский штамп (существовавшую в стране политическую систему было бы правильнее называть коммунистическим режимом).

СОВНАРХОЗЫ - Территориальные органы управления экономикой, существовавшие в первые годы после большевистского переворота и в 1957 - 1965 гг. В отличие от отраслевых структур (наркоматов, министерств) объединяли все предприятия того или иного региона.

СОВХОЗЫ - Государственные предприятия в сельском хозяйстве, возникшие еще в первые годы большевистского режима. В отличие от колхозов, которые формально считались объединениями крестьян, руководство совхозов назначалось сверху, а их работники являлись наемными рабочими.

СОЦИАЛИЗМ- Название различных идеологических и политических движений, выступающих за те или иные формы общественной собственности на средства производства. С точки зрения марксистско-ленинской доктрины, социализм - первая фаза "коммунистической формации", при которой еще сохраняются социальные различия.

СТАХАНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - Возникло в 1935 г., его инициатором считался шахтер А.Стаханов. Всячески рекламируя почины рабочих-энтузиастов, сталинское руководство надеялось таким путем резко повысить производительность труда, а также укрепить свою социальную базу путем создания из "стахановцев" своеобразной "рабочей аристократии".

ТОТАЛИТАРИЗМ - Политическая система, которая стремится к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества и каждого отдельного человека. Выделяют две его разновидности - правый (фашизм) и левый (коммунизм).

ТРОЦКИСТЫ - Пропагандистское наименование сторонников Л.Троцкого, которые в 30-е гг. стали рассматриваться как злейшие враги большевизма. В период "большого террора" обвинение в "троцкизме" стало, наряду с "вредительством" и "шпионажем" одним из основных поводов для репрессий.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ- Представитель руководящих органов, посланный на места (особенно в село) для проведения тех или иных "ударных" кампаний (сева, уборки, хлебозаготовок). Система уполномоченных, подменявших законные органы, особенно широко применялась в сталинские времена.

УСКОРЕНИЕ - Экономическая политика, провозглашенная после прихода к власти М.С.Горбачева. Предусматривала усиленное развитие машиностроения, что, как предполагалось, позволило бы без коренных социально-политических преобразований ускорить развитие экономики.

ФАНАТИЗМ - Страстная преданность своим убеждениям, соединенная скрайней нетерпимостью к чужим взглядам.

ЦИК (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ) - 1. Представительный орган, избранный на I съезде Советов в июне 1917 г. (председатель - Н.С.Чхеидзе). 2. Высший орган государственной власти СССР в 1922 - 36 гг. в перерыве между всесоюзными съездами, на которых он избирался.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ (ЦК) - Орган, считавшийся в промежутке между съездами Коммунистической партии ее высшей инстанцией. Состоял главным образом из партийных функционеров (прежде всего - секретарей обкомов) с включением некоторого числа "героев труда" и представителей творческой элиты. Пленум (общее собрание) ЦК избирал Политбюро и Секретариат, где и сосредоточивались основные нити власти.

ЭКСТРЕМИЗМ - Приверженность к крайним взглядам и мерам.

 

 

 

Введение... б

Тема 1. Происхождение и ранняя история восточного славянства.... 11

Тема 2. Образование Древнерусского государства.... 17

Тема 3. Древняя Русь X — начала XII в.... 25

Тема 4. Принятие христианства и начало становления российской православной цивилизации.... 35

Тема 5. Государственная раздробленность Древней Руси (XII—XIII вв.).... 41

Тема б. Культура Древней Руси (IX — первая треть XIII в.).... 51

Тема 7. Борьба народов Руси за независимость в XIII в.... 63

Тема 8—9. Объединение русских земель и образование Московского государства (XIV — начало XVI в.). 73

Тема 10. Русская культура середины XIII—XV в.... 83

Тема 11. Социально-экономическое развитие России в XV — первой половине XVI в.... 96

Тема 12. Социально-политическое развитие России в XVI в....103

Тема 13. Внешняя политика России в конце XV—XVI в.... 115

Тема 14. Закрепощение крестьян в России.... 122

Тема 15. Русская культура в конце XV—XVI в.... 127

Тема 16. Социально-политическое развитие России в начале XVII в. (эпоха Смуты).... 135

Тема 17. Социально-экономическое развитие России в XVII в.... 148

Тема 18. Социально-политическое развитие России в XVII в.... 154

Тема 19. Внешняя политика России в XVII в.... 167

Тема 20. Русская культура в XVII в.... 173

Тема 21. Эпоха петровских преобразований.... 183

Тема 22. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.... 201

Тема 23. Эпоха дворцовых переворотов.... 208

Тема 24. Русская культура первой половины XVIII в.... 218

Тема 25. Внутренняя политика России 60—90-х гг. XVIII в. «просвещенный абсолютизм».... 237

Тема 26. Социально-экономическое развитие России в 60—80-е годы XVIII в.... 246

Тема 27. Восстание под руководством Е. И. Пугачева (1773—1775).... 259

Тема 28. Внешняя политика России 60—90-х гг. XVIII в.... 263

Тема 29. Русская культура 60—90-х гг. XVIII в.... 270

Тема 30. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.... 282

Тема 31 Внутренняя политика России первой четверти XIX в.... 293

Тема 32. Внешняя политика России первой четверти XIX в.... 302

Тема 33. Движение декабристов.... 311

Тема 34. Внутренняя политика России второй четверти XIX в.... 319

Тема 35. Общественное движение второй четверти XIX в.... 325

Тема 36. Внешняя политика России в 1825—1856 гг.... 335

Тема 37. Культура России в первой половине XIX в.... 346

Тема 38. Отмена крепостного права.... 365

Тема 39. Социально-экономическое развитие в 1860-х — начале 1890-х гг.... 375

Тема 40. Внутренняя политика России в 1860—1881 гг.... 392

Тема 41. Внутренняя политика России в 1881—1894 гг.... 402

Тема 42. Общественное движение 60—90-х гг. XIX в.... 410

Тема 43. Внешняя политика России во второй половине XIX в.... 425

Тема 44. Культура России во второй половине XIX в.... 436

Тема 45. Развитие сельского хозяйства России в конце XIX — начале XX в.... 454

Тема 46. Социально-экономическое развитие России в конце XIX — начале XX в. Промышленность и финансы.... 460

Тема 47. Социально-политический кризис начала 1900-х гг.... 471

Тема 48. Внешняя политика России (конец XIX в. —1905 г. Русско-японская война 1904—1905 гг.... 483

Тема 49. Первая российская революция 1905—1907 гг.... 493

Тема 50. «Третьеиюньская» монархия в 1907—1914 гг. Классы и партии в 1907—1914 гг.... 510

Тема 51. Столыпинская аграрная реформа 1906—1917 гг.... 525

Тема 52. Внешняя политика России в 1906—1914 гг.... 533

Тема 53. Россия в Первой мировой войне (1914—1916).... 539

Тема 54. Российская культура в начале XX в.... 550

Тема 55. Февральская революция в России.... 562

Тема 56. Россия между революциями 191*7 г.... 570

Тема 57. Октябрьская революция и политика большевиков в первые годы советской власти.... 587

Тема 58. Гражданская война в России.... 603

Тема 59. Экономическая политика Советского государства в период Гражданской войны (1918—1920).... 613

Тема 60. Советская Россия в годы новой экономической политики (1921—1928).... 620

Тема 61. Национальная политика Советского государства.... 629

Тема 62. Политическая борьба в партии в 1920-е гг.... 638

Тема 63. Внешняя политика Советского государства В 1920-е гг.... 646

Тема 64. Развитие отечественной культуры в 1917 — середине 1920-х гг.... 651

Тема 65. Социально-экономическое развитие СССР в конце 1920-х — 1930-е гг.... 665

Тема 66. Общественно-политическое развитие СССР в 1930-е гг.... 678

Тема 67. Внешняя политика СССР в конце 1920-х — 1930-е гг.... 687

Тема 68. Развитие отечественной культуры в конце 1920-х—1930-е гг.... 698

Тема 69. Великая Отечественная война (1941—1945).... 708

Тема 70. СССР во второй половине 1940-х — начале 1950-х гг.... 722

Тема 71. Общественно-политическое развитие СССР в середине 1950-х — начале 1960-х гг.... 734

Тема 72. Социально-экономическое развитие СССР в 1950-х — середине 1960-х гг.... 742

Тема 73. Внешняя политика СССР в середине 1950-х — начале 1960-х гг.... 749

Тема 74. «Оттепель» и советская культура в конце 1950-х — 1960-е гг.... 756

Тема 75. СССР в середине 1960-х — начале 1980-х гг.... 765

Тема 76. Отечественная культура в 1960-е — середине 1980-х гг.... 781

Тема 77. СССР в годы «перестройки» (1985—1991). Политические, экономические и культурные преобразования.. 791

Тема 78. Внешняя политика СССР в годы «перестройки».... 804

Тема 79. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в 90-е гг. XX — начале XXI в.... 810

Тема 80. Общественно-политическое развитие современной России в 1991—2004 гг.... 820

Тема 81. Внешняя политика Российской Федерации в 1991—2004 гг. ... 830

Тема 82. Социокультурные изменения в российском обществе на рубеже XX—XXI вв.... 840


Итак, вы выбрали вуз и специальность. Для успешной сдачи экзамена по отечественной истории вам следует пройти длительную и сложную подготовку. Надеемся, что наше учебное пособие поможет вам в этом. Но сначала — несколько советов.

Необходимо учитывать неоднозначность выводов ученых-историков по многим проблемам отечественной истории.Сложность подготовки к экзамену определяется характером исторической науки. Наши знания о прошлом человечества основаны на изучении исторических источников, созданных в соответствующие эпохи и в конкретных странах. Подавляющее большинство объектов материальной и духовной культуры, которые могли бы содержать информацию о своих создателях, не сохранились в результате смут, войн и революций. Огромную разрушительную силу представляет собой само Время.

Наиболее «красноречивы» письменные памятники. Но они создаются людьми, имеющими собственные представления и цели, поэтому летописи, трактаты, мемуары и даже деловые документы часто противоречат друг другу, о многом умалчивают, а что-то искажают. Даже когда речь идет о XIX или XX вв., оставивших огромное количество письменных свидетельств, сложно восстановить истинные и точные факты. На их освещение в документах воздействовали особенности личности автора, политические концепции, распространенные в обществе, и многое другое.

Поэтому, используя сложные, в том числе математические методы исследования, историки вынуждены реконструировать факты прошлого по немногим сохранившимся фрагментам не всегда точной информации. Подчас анализ производится лишь при помощи косвенных свидетельств и аргументов. На выводы оказывают влияние различные мировоззренческие, философские, политические и прочие взгляды самих историков.

В связи с этим совершенно естественно, что одни и те же исторические события прошлого различные ученые интерпретируют по-разному, предлагая иногда взаимоисключающие выводы и оценки. Без этого историческая наука не могла бы нормально развиваться.

В годы советской власти были «закрыты» многие темы, не допускалось отклонение от многихвыводов, «одобренных партией», а историческая наука, по словам И.В. Сталина, являлась «грозным оружием в борьбе за социализм» и, как было записано в официальных документах, главной своей задачей считала «изучение предпосылок Великой Октябрьской социалистической революции». Но и в эту эпоху проводились плодотворные научные споры и дискуссии, существовали различные научные «школы», советская историческая наука добилась серьезных успехов на многих направлениях.

В школьные учебники при этом Включалась лишь одна, официально принятая, «выверенная» точка зрения. Теперь политические условия в нашей стране коренным образом изменились. Очень трудно найти два учебных пособия по отечественной истории, где бы мнение авторов совпадало по всем или большинству вопросов. Как ориентироваться абитуриенту в таком разнообразии учебников?

Важно получить информацию о специфике требований и программ избранного вуза.Для этого многие учебные заведения издают собственные учебные пособия, организуют ознакомительные лекционные курсы.

Но главное — приобретение полноценных знаний по истории России, выяснение основных точек зрения по ключевым вопросам.

К счастью, уходит в прошлое время, когда на вступительном экзамене за ответы полные, аргументированные, но отличные от взглядов экзаменаторов могли снижаться оценки. Такие случаи, по сообщениям центральной прессы, были отмечены даже в одном из ведущих вузов страны. Все большее распространение получает ситуация, когда приемлемой может быть любая точка зрения, если она аргументирована, т. е. основана на фактах, приведенных и проанализированных в экзаменационном ответе. Политические взгляды абитуриента не могут оцениваться, а знание различных мнений по определенной исторической проблеме, наличие представлений об аргументах и контраргументах ученых-историков различных направлений лишь повышает качество ответа, В то же время неаргументированные выводы не могут обеспечить высокую оценку, как бы они ни были близки научным и иным взглядам членов предметной комиссии.

Наше пособие отличается от многих других тем, что по многим спорным проблемам приводится точка зрения, с которой авторы не согласны, но которая встречается в других учебниках и пособиях. После изложения такого мнения кратко перечисляются аргументы и контраргументы. Развернутые доводы может сформулировать сам абитуриент, внимательно изучив тему. Важно, что в работе над пособием использовались как последние достижения отечественных и зарубежных специалистов по истории России, так и богатое наследие советской и дореволюционной исторической науки. Авторы попытались представить результаты в сбалансированном виде, избегая безудержного и необоснованного новаторства и учитывая в то же время выявленные и проанализированные в последние годы исторические факты и их связи.

Такое пособие может стать основой для самостоятельной подготовки, оно будет и хорошим подспорьем в работе с педагогом, помогающим абитуриенту подготовиться к экзаменам.

Как следует работать с пособием:

1. Начать надо с внимательного, возможно, неоднократного прочтения темы.

2. При повторном прочтении обращайтесь к справочному материалу, в том числе — энциклопедиям, чтобы сформировать правильное понимание терминов, получить больше информации об исторических лицах — «героях» исторического процесса.

3. Затем, используя любую из изданных хрестоматий, изучите исторические источники, относящиеся к данной теме. Они помогут вам уточнить, расширить и углубить ваше представления о некоторых важных вопросах отечественной истории, почувствовать «дыхание эпохи», а также снабдят материалом, который позволит вам украсить ответ цитатами.

4. Обдумав основные проблемы темы, ответьте на вопросы, предлагаемые после каждой темы, выполните задания.

5. Если материал, содержащийся в пособии, кажется вам недостаточным, а также если у вас есть возможность и желание расширить свои знания, обратитесь к литературе, указанной в конце каждой темы.

6. Завершив работу над темой, потренируйтесь в изложении материала.

В начале каждой темы вам предлагается план ответа. Его части соответствуют параграфам (обозначены одной цифрой, например 2 или 5), пунктам (обозначены двумя цифрами, первая из которых повторяет номер параграфа, например 2.1; 2.2 и т.д.) и подпунктам (обозначены значком •) текста пособия. Параграфы представляют собой изложение темы, пункты составляют основные положения параграфа, аподпункты раскрывают содержание пункта. Иногда самые мелкие подпункты отсутствуют в плане, например, если речь идет об особенностях какого-либо исторического процесса или явления. В этом случае авторы предлагают вам самостоятельно продумать вопрос, но дают при этом и свой вариант ответа.

Подумайте над логикой плана, почему в нем содержатся именно эти пункты, не нужно ли его изменить, доработать? Очень важно, чтобы план стал «вашим собственным», его необходимо выучить — для ответа на экзамене.

В ходе «тренировки» над экзаменационным ответом дополните план по памяти необходимыми датами, именами и понятиями (в тексте обязательные для экзамена даты и имена выделены светлым курсивом). На экзамене у вас будет возможность воспроизвести план с основными датами и именами письменно, чтобы затем отвечать, используя ваши записи, а не вспоминать «на ходу». Расскажите всю тему вслух. Старайтесь добиться четкого изложения, обращайте внимание на дикцию и грамотность речи.

Если вам предстоит сдавать письменный экзамен (речь не идет о тестировании), запишите свой ответ. Не старайтесь вспомнить и воспроизвести текст пособия слово в слово. Используя план, который уже стал «вашим» после того, как вы его выучили наизусть, раскройте в немногих предложениях каждый его раздел. В письмен-

ном ответе не допускаются сокращения (кроме принятых), фразы должны быть завершенными. Помните, что в большинстве случаев излагать мысли на бумаге труднее, чем в устной речи. Письменный ответ поэтому будет занимать у вас поначалу много времени, но после многократных тренировок вы сможете уложиться в отведенное на экзамене время.

Без тренировки изложения и нужных навыков почти невозможно добиться хорошего результата на экзамене.

Помните, что экзаменационная комиссия не может оценить те знания и способности абитуриента, которые не отразились в его ответе.Для получения высокой оценки абитуриент должен продемонстрировать в своем ответе наэкзамене:

знание фактовотечественной истории как по вопросам конкретного билета, так и по всему курсу;

умение анализировать факты,т. е. на основе изложенного материала выявлять взаимосвязи и взаимодействия исторических явлений и процессов;

возможность делать общие и конкретные выводына основе произведенного анализа, то есть определять характер развития общества на том или ином этапе, основные особенности какого-либо исторического явления, давать общую оценку политическим, экономическим или культурным процессам конкретного периода и т. д.

Для проведения правильного анализа событий и процессов истории России необходимо представлять себе целостный характеристорического развития.

Расчленяя исторические процессы на экономические, социальные, политические, культурные и т. д., мы сознательно упрощаем историческую реальность, для того чтобы изучить механизмы ее функционирования. Но на самом деле люди — главные и единственные творцы истории — не могут быть «экономическими» или «политическими». Объективные процессы и факторы, экономическая необходимость и прочее своеобразно преломляются в сознании людей, обладающих культурой своего времени и своей социальной группы, заставляют их действовать, преследуя личные или групповые цели. Только в этих действиях, а не в некоем саморазвитии, например, экономики, реализуется общественная практика. Эти действия и составляют в их целостности жизнь общества. Объединяясь или предпринимая что-либо в одиночку, самостоятельно или под руководством лидера, люди обеспечивают эволюцию своего общества. Поэтому то, что мы называем экономическим, политическим или культурным развитием, является единым динамическим целым. Это различные стороны общественного развития, все аспекты которого находятся в глубоком и разнообразном взаимовлиянии ивзаимодействии. Неверно было бы выделять один из компонентов общественной системы как «ведущий», «главный» или «определяющий».

Некоторые историки и философы основой движущей силой считали и считают совершенствование орудий труда, приводившее к несоответствию между уровнем производительных сил (орудий, средств производства, в том числе земли, умениями и навыками производителей) и производственными отношениями (между производителями и собственниками средств производства). По мнению этих авторов, экономика (базис) определяла развитие политики, культуры и т.д. (надстройки).

Как свидетельствует история России, культура, психология нашего народа, государство, политика оказывали воздействие на хозяйственное развитие нашей страны не меньшее, чем влияние хозяйства, его уровня, форм организации и методов ведения на эволюцию государственности или духовной культуры. Изучая отечественную историю, обращайте внимание на это взаимодействие.

Помните также, что на историческое развитие нашей страны воздействовали многие факторы, определившие егоособенности. Ученые справедливо отмечали влияние:

географического положения (на территории России нет естественных внутренних преград);

природно-климатических условий, от которых зависели не только люди далекого прошлого, но и наши современники.

многонационального и многоконфессионального состава населения страны;

— эти, а также другие условия во многом сформировали своеобразный «русский характер», социально-психологический и социокультурный архетип, оказывающий значительное влияние на действия и поступки наших соотечественников;

— соседство с теми или иными народами (греками-византийцами, кочевниками, немцами, поляками и др.), представлявшими угрозу самостоятельности, а подчас и существованию страны, и передававшими нам свои знания и элементы культуры.

В заключение — последнее пожелание, не связанное непосредственно с вступительными экзаменами.

Изучая отечественную историю, помните, что это — наша история, история наших предков, история страны, где будут жить наши потомки. Прошлое России не кануло бесследно, результаты деятельности наших отцов, дедов и прадедов воздействуют и будут воздействовать на дальнейшее развитие российского общества. Какой будет история в будущем, зависит в том числе и от вас, от того, как вы усвоите ее уроки, как вы воспримите и оцените прошлое нашей страны и нашего народа.