Социально-экономическая и внешнеполитическая ситуация в посткоммунистической России
Общественно-политическая жизнь посткоммунистической России
Общественно-политическая жизнь страны в посткоммунистический период была насыщенной и драматичной. В 1992—1993 гг. центральным политическим конфликтом было противостояние исполнительной (Президент) и представительной (Съезд народных депутатов) властей. В апреле 1992 г. на VI Съезде народных депутатов сложился оппозиционный блок «Российское единство», объединивший противников правительственного курса реформ. Тон в нем задавали коммунисты. Постепенно на сторону оппозиции перешла и большая часть депутатов. Состоявшийся 25 апреля 1993 г. референдум о доверии Президенту и Съезду. 1 мая 1993 г. произошло столкновение членов коммунистических организаций «Трудовая Россия» и «Трудовая Москва» с милицией, в результате которого один милиционер погиб, несколько сот человек с обеих сторон получили ранения. Противостояние двух ветвей власти продолжалось и приобрело угрожающий характер.
В этих условиях Б. Н. Ельцин 21 сентября 1993 г. издал Указ о роспуске Съезда народных депутатов и о выборах нового парламента. Часть депутатов отказалась признать законность указа Президента, расценив его как государственный переворот, и отказалась покинуть резиденцию Верховного совета - Белый дом. 3 октября бойцы оппозиции штурмом захватили здание московской мэрии, попытались захватить Останкинский телецентр. На следующий день мятеж оппозиции был жестоко подавлен армейскими соединениями и танками. События 3—4 октября сопровождались многочисленными жертвами. Белый дом был расстрелян из танков прямой наводкой.
В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый парламент и референдум по вопросу о новой Конституции России. В них приняли участие 13 политических объединений. За новую Конституцию высказалось около 60% из принявших участие в референдуме. Выборы определили трех политических лидеров: Либерально-демократическую партию (В. В. Жириновский), набравшую 24% голосов, «Выбор России» (Е. Т. Гайдар) — 15,5% и Коммунистическую партию Российской Федерации (Г. А. Зюганов) — 12,45% голосов. С 1994 г. политическая обстановка отличалась относительной стабильностью. В феврале этого года были амнистированы участники событий августа 1991 и октября 1993 г. В апреле был подписан «Договор об общественном согласии», одной из целей которого являлось исключение «возможности разрешения возникающих в обществе проблем через насилие в каких бы то ни было формах». В 1994 г. началась война в Чечне. Почти все политические силы выступили с ее критикой. В феврале 1996 г. Б. Н. Ельцин признал ошибочность своего решения о ее начале. Выборы в Государственную Думу 1995 г. дали новый расклад сил. Из 43 политических партий и объединений, участвовавших в избирательной кампании, только четыре преодолели пятипроцентный барьер, необходимый для представительства в парламенте: КПРФ (получила 22% голосов избирателей), ЛДПР (11%), правительственный блок «Наш дом — Россия» (10%), блок Г. Явлинского (7%). Во время выборов президента летом 1996 г. Б. Н. Ельцину удалось победить своего соперника — Г. А. Зюганова во втором туре. Выборы выявили еще одного потенциального политического лидера А. И. Лебедя, набравшего и первом туре 15% голосов избирателей. Болезнь Президента после выборов способствовала депрессии в экономике и усилению политической напряженности и обществе.
Освобождение России от союзных коммунистических властей позволило ей быстрее и энергичнее встать на путь широких преобразований. Тяжелое экономическое положение, доставшееся в наследство от прошлого, отставило новое российское правительство во главе с Е. Т. Гайдаром (и 1992 выдвинут на пост первого вице-премьера) начать экономическую реформу с либерализации цен, установления высокого уровня налогообложении, урезания социальных программ. Реформой предполагалось стабилизировать финансовое положение, уменьшить дефицит государственного бюджета, открыть дорогу стране в международные экономические и финансовые организации. Гайдаровские реформы проводились методом «шокотерапии» по схеме американского экономиста Дж. Сакса. Реформаторство Е. Г. Гайдара очень печально закончилось для населения России. Жесткие меры «шокотерапии» вызвали резкое снижение жизненного уровня населения, способствовали усилению социальной напряженности в обществе. В декабре 1992 г. В. С. Черномырдин, сменивший Е. Т. Гайдара на посту главы правительства, после определенных колебаний продолжил прежний экономический курс.
Социально-экономическая ситуация в стране в 1992—1997 гг. оставалась сложной и напряженной. Валовой внутренний продукт за это время сократился на 45%. Объем промышленного производства — почти в два раза. Продолжался спад и сельском хозяйстве. Государственный долг достиг 127 млрд. долларом. Высокой, особенно в 1992—1994 гг., была инфляция, в 1995 1996 и; ее удалось незначительно изменить. В начальный период реформ резко понизился жизненный уровень населения, хотя количество автомобилей, находящихся в собственности граждан, с 1990 до 1996 гг. почти удвоилось, продолжалось жилищное строительство, полки магазином наполнились товарами, исчезли очереди за ними, повысилось качество бытового обслуживания. Однако за средними показателями стояло резкое расслоение населения по уровню достатка. В 1996 г. численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляла 32 млн. человек, или 22% всего населении. Понизилась средняя продолжительность жизни. Смертность превысила рождаемость, началось вырождение нации. Вырос уровень преступности. Постоянно задерживаются выплаты зарплат и пенсий. Значительная часть россиян оценивают ситуацию как негативную или даже катастрофическую. Количество чиновников выросло по сравнению с СССР в 3 раза. Возрастает роль криминальных структур и коррупции в экономике и политике.
Причины подобного положения дел кроются в тяжелом экономическом и социальном положении страны на момент начала реформ, в ошибках реформаторов, в неумении партии власти стабилизировать политическую ситуацию, неприспособленности значительных слоев населения к жизни в условиях экономической и политической свободы, а также чеченская война, непрофессионализм российских бюрократов в управлении экономикой.
Утверждению международного авторитета новой России способствовала активная внешняя политика ее Президента, инициативы в области дальнейшего сокращения уровня вооружений. Успешно проходила интеграция страны в международное демократическое сообщество. Однако с 1994 г. внешнеполитический курс стал меняться, приобретая все более державный характер. Российское руководство стало дистанцироваться от ведущих стран. Ярким примером этого стала поднятая в стране кампания против расширения НАТО. Многие представители партий и течений видят в расширении НАТО высшую опасность для России.