Культура России в начале XX в.

Россия в годы Первой Мировой войны

Главной причиной первой мировой войны явилось обо­стрение противоречий между двумя коалициями государств. Наиболее острыми были противоречия между Великобританией и Германией в эко­номической, военно-морской и колониальной сферах. Обострились от­ношения между Германией и Францией, которая стремилась к реваншу за поражение во франко-прусской войне 1870—1871 гг. Интересы евро­пейских держав сталкивались на Балканах и Ближнем Востоке. Россия стремилась к захвату черноморских проливов. В Европе образовались два военно-политических блока: Антанта(Англия, Франция, Россия; в ходе войны к ним присоединились Италия, Япония, США и др. страны — всего З8государств) и германо-австрийский блок (Германия, Австро - Венгрия, Болгария, Турция).

В июне 1914 г. в Сараево был убит наследник австрийского престола членом террористической организации «Молодая Босния». Это послужи­ло поводом к войне. Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум. Она приняла все его пункты, кроме одного, наиболее унизительного. Восполь­зовавшись этим, Австрия объявила войну Сербии. Россия, выступив в за­щиту своей союзницы, начала общую мобилизацию. В ответ на это 1 ав­густа Германия объявила войну России, затем в боевые действия вступи­ли Франция и Англия. В начавшуюся мировую войну постепенно втянулись 31 государства с населением свыше 1,5 млрд. человек. По своему харак­теру война была империалистической, т. е. захватнической с обеих сторон.

В 1914 г. Россия вела боевые действия в Восточной Пруссии, Польше и Галиции. Восточно-Прусская операция началась успешно для русских войск, однако, немцы воспользовались несогласованностью командова­ния русских армий и взяли инициативу в свои руки. Восточно-Прусская операция закончилась для России поражением. Успешно развивались для русских войск боевые действия в Галиции. В 1915 г. германское командо­вание на Восточном фронте предприняло попытку разгромить Россию. Экономический и политический кризис в стране неблагоприятно сказался на ходе военных действий. Русская армия в тяжелых боях оставила терри­торию Польши и часть Прибалтики; Западной Белоруссии и Украины. Од­нако вывести Россию из войны Германии не удалось. В 1916 г. основные боевые действия развернулись во Франции. Для оказания помощи свое­му союзнику русская армия предприняла наступление под командованием генерала А. А. Брусилова («брусиловский прорыв»). Успех наступле­ния не удалось развить из-за нехватки вооружений и боеприпасов. Тем неменее Германия была вынуждена перебросить на восток из-под француз­ской крепости Верден часть своих войск. В 1916 г. стратегическая иници­атива перешла к Антанте. Война резко ухудшила экономическое положение страны. Промыш­ленность испытывала острый недостаток в топливе и металле, железно­дорожный транспорт не справлялся с возросшим объемом перевозок, па­дала реальная покупательная способность рубля. С конца 1916 г. стала ощущаться нехватка продовольствия. В стране зрели антивоенные наст­роения. Усиливалось забастовочное движение. Буржуазия и либеральная общественность с 1915г. получили возможность создавать общественные организации для помощи армии (военно-промышленные комитеты, зем­ские и городские союзы). Это позволило им организовать свои силы и активно отстаивать свои частнопромышленные интересы. В августе 1915 г. сложился «Прогрессивный блок», объединение ряда фракций IV Государ­ственной думы и Государственного совета, оппозиционно настроенных к правительству и потребовавших от властей создания «министерства до­верия» из числа общественных деятелей. Страна стояла на пороге гроз­ных событий.

 

Развитие российской культуры в начале XX в. отмечено выдающимися достижениями во всех ее областях. Взлет культуры стал возможен благо­даря преемственности в ее развитии и прочными национальными корнями.

Образование и наука. В начале XX в. структура образования была той же, что и во второй половине прошлого века. По прежнему не был решен вопрос с обеспечением всеобщего начального обучения, около К) млн. детей оставались вне школы. К 1917 г. около 25% мужского населения стра­ны оставалось неграмотным. Еще выше этот пропет был среди женско­го населения. Несомненными успехами было отмечено развитие высше­го образования. Накануне первой мировой войны в России было 10 уни­верситетов и ПО других высших учебных заведений, в которых в общей сложности обучалось 130 тыс. студентов и работало 5 тыс. профессоров и преподавателей. В 1898—1916 гг. высшие учебные заведения подготовили 151-тыс. специалистов.

Большое воздействие на русскую науку оказывала индустриализация промышленности. В начале XX в. были сделаны выдающиеся открытия в физике, математике, биологии, химии и других отраслях науки. Физик. Н. Лебедев прославился своим учением о световом давлении. Физио­лог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об ус­ловных рефлексах. Крупные открытия в области химии были сделаны И. А. Каблуковым и Н. Д. Зелинским. Знаменитый ботаник К. А. Тими­рязев внес большой вклад в теорию видов. Огромный шаг вперед сделала механика, в первую очередь, благодаря Н. Е. Жуковскому — основателю теоретической и экспериментальной аэромеханики У истоков космонав­тики стоял К. Э. Циолковский создавший ряд блестящих трудов, обос­новавших возможность полета в космос. Всему миру стали известны гео­графические открытия русских ученых. В. К. Козлов исследовал Монго­лию и Тибет. Г. Я. Седов изучил устье реки Колымы, а в 1912—1914 гг. пред­принял экспедицию к Северному полюсу. Фундаментальными трудами было ознаменовано развитие исторической науки. Были изданы «Курс рус­ской истории» В. О. Ключевского, лекционный курс С. Ф. Платонова и т. д.

Литература. Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, А. П. Чехов оставались вер­ными в своем творчестве методу критического реализма. Л. Н. Толстой в романе «Воскресение» решает проблемы современности в социальном и философском аспектах. Судьба русской интеллигенции представлена в пьесах А. П. Чехова — «Три сестры», «Вишневый сад», в рассказе «Невес­та». Книга очерков «Бытовое явление» В. Г. Короленко отразила реаль­ные факты «правительственной оргии» казней. В начале XX столетия про­должилось развитие уникального по своему богатству оттенков так назы­ваемого «декадентского направления» в русской литературе. «Серебряным веком»„отечественной поэзии стало творчество целой плеяды гениальных русских поэтов — А. А. Блока, В. Я. Брюсова, Н. С. Гумилева, А. А. Ахма­товой, И. Северянина, С. А. Есенина, К. Ф. Бальмонта, О. Э. Мандельштама, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой.

Искусство. Реалистические и демократические традиции в русской живописи продолжали И. Е. Репин, В. А. Серов, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов. И. Е. Репин совместно с Б. М. Кустодие­вым и И. С. Куликовым создал большое портретное полотно «Торжест­венное заседание Государственного совета», много работал в жанре исто­рической живописи и др. В. И. Суриков написал монументальные исто­рические полотна «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова че­рез Альпы» и др. Эстетической программой художественного объединения «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, С. П. Дягилев, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов, Л. С. Бакст и др.) было преображение жизни искусством, золотой фонд изобразительного искусства вошли полотна М. А. Врубеля, Б. М. Кустодиева, И. Я. Билибина. По отзывам современников, «истинно сказочными красками» была написана Врубелем картина «Демон поверженный».

Пoдъeм тeaтpaльнoгo искусства связан с именами К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Ф. Комиссаржевской. На сцене Московского Художественного театра (создан в 1898 г.) шли пьесы Чехова, Толстого, Горького. В нем формировалось творческое лицо замечательных актеров В. И. Качалова, И. М. Москвина, О. Л. Книппер-Чеховой. В Малом театре продолжалась сценическая деятельность замечательной драматической актрисы М. Н. Ермоловой.

Новым и весьма влиятельным видом искусства стал для России кинематограф. С 1903 г. стали открываться стационарные «иллюзионы», а к 1914 г. было построено около 4 тыс. кинотеатров. Первое русское кинопредприятие А. Дранкова и А. А. Ханжонкова организовано в 1907— 1908 гг., а в 1911 г. вышел первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя».

Музыкальное искусство было представлено творчеством композитором И. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина и др. Римским-Корсаковым были написаны оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой пету­шок», «Царская невеста» и др. шедевры. Вторая симфонии Рахманинова была воспринята слушателями как отражение бурных общественных со­бытий начала 1900-х гг. Богатством музыкальных средств выражения были отмечены симфонии Скрябина «Поэма экстаза» и «Прометей».

Всемирную известность завоевал русский балет. Балетмейстеры - реформаторы А. А. Горский и М. М. Фокин выдвинули принцип о живописно­сти. Их балеты оформляли К. А. Коровин, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст и др. В спектаклях выступали А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский. С 1909 г. в Париже начались гастроли русского балета — «Русские сезо­ны», организованные С. П. Дягилевым.

Архитектура. На рубеже веков в условиях бурно развивающегося инду­стриального общества сложился новый архитектурный стиль — модерн с характерной для него асимметрией и закругленностью линий, свободной планировкой и пластичностью форм, единством декора и интерьера, кра­сочными панно, мозаикой и цветными витражами, усиливающими жи­вописный эффект здания. Поиски нового были характерны и для неорус­ского стиля, который проявился в основном в церковных и крупных об­щественных сооружениях. Ему были свойственны стилизованное воспро­изведение древнерусских храмов, подчеркнутое обыгрывание отдельных деталей барокко, свобода трактовки исторических мотивов. Наконец, для стиля неоклассицизма были характерны подчеркнутая монументальность, парадность, строгая симметрия и предельная выразительность декоратив­ной отделки.

Разнообразие и богатство культуры России начала XX в. отразили слож­ность и противоречивость ее общественного развития.