I и II Государственные думы
11 декабря 1905 г. в разгар московского вооруженного восстания на основе Манифеста 17 октября был издан избирательный закон о выборах в Государственную думу. Права голоса не имели женщины, военные, чины полиции, лица моложе 25 лет, рабочие мелких предприятий, «бродячие инородцы» и другие категории населения. Закон вводил 4 категории избирателей: землевладельцы; горожане — владельцы недвижимости; крестьяне и казаки; рабочие. Число выборщиков было неравное: по землевладельческой курии 1 выборщик выдвигался от 2 тыс. населения; и городской—от 4-х тыс.; крестьянской - 30 тыс.; рабочей - 90 тыс. Таким образом, 1 голос землевладельца приравнивался к 2 голосам горожан, 15 -крестьян и 45 - рабочих. Выборы были непрямыми (двух , для рабочих трех- и крестьян четырехстепенными). 20 февраля 1906 г. царь преобразовал законосовещательный Государственный совет в верхнюю палату Думы с правом вето на ее решения. Любой законопроект должен был утверждаться сначала Думой, затем Государственным советом, а потом поступал к царю. Правительство в перерывах между сессиями Думы могло издавать законы, которые потом поступали на ее утверждение. Общее число членов Государственной думы было определено в 524 человека.
I Государственная дума (27 апреля-8 июля 1906). Победу на выборах одержали кадеты. Они получили в Думе более 1/3 мест, четвертая часть мест досталась трудовикам, претендовавшим на выражение интересов крестьян. В Думе вследствие отказа от участия в выборах не были представлены левые (большевики) и правые (черносотенцы) экстремисты. Председателем Думы был избран кадет, профессор права С. А. Муромцев. Перводумцы выдвинули множество законопроектов: об отмене смертной казни, неприкосновенности личности, свободе совести, собраний и т. д. Однако всем им было не суждено преобразоваться в законы. Центральным вопросом деятельности Государственной думы был аграрный. Кадеты выдвинули законопроект, подписанный 42 депутатами - «проект 42-х». В соответствии со своей программой они предлагали частичное отчуждение помещичьей земли за выкуп «по справедливой оценке». В противовес кадетам трудовики выступили с более радикальным аграрным законопроектом («проект 104-х»), предполагавшим крутую ломку помещичьего землевладения. «Проект 33-х», внесенный эсерами, требовал уничтожения частной собственности на землю и уравнительного землепользования, т. е. «социализации земли». Дума отказалась его обсуждать, как ведущего к «черному переделу». Деятельность Думы оказалась неприемлемой для царизма и 9июляона была распущена. Около 200 депутатов, собравшись в Выборге, приняли так называемое «Выборгское воззвание», в котором призвали к гражданскому неповиновению, отказу от уплаты налогов, поставки рекрутов в армию и т. д. Однако народные массы и игнорировали эти предложения. Подписавшие воззвание были судимы и приговорены к 3-месячному заключению.
II Государственная дума (20 февраля - 2 июня 1907). Вопреки ожиданиям правительства II Дума оказалась более левой, чем первая. На этот раз выборах участвовали большевики, желая использовать парламентские средства борьбы, и черносотенцы. В ее работе участвовало 518 депутатов. Количество депутатов от кадетов уменьшилось в два раза. И во II-й Думе центральным был также аграрный вопрос. Трудовики вновь выдвинули «проект 104-х». Большевики провозгласили лозунг конфискации помещичьей земли и создания крестьянских комитетов для распоряжения всей землей. Правительство, напуганное радикальными проектами принудительного отчуждения помещичьей земли, решило опять разогнать Думу. С этой целью им было сфабриковано фальшивое обвинение против 55 депутатов социал-демократов в подготовке государственного переворота. Думой была создана комиссия для расследования дела. Правительство, не дождавшись окончания ее работы, 3 июня 1907. арестовало членов социал-демократической фракции, объявило Манифест о роспуске Думы и обнародовало новый избирательный закон. Все это означало контрреволюционный государственный переворот, завершивший ход революции. Переворот доказал полное непонимание правительством характера, особенностей и, главное, последствий общественного движения, которое нельзя было остановить силой.
60. Россия: от Первой революции к Первой Мировой войне (1907-1914)
Манифест 3 июня 1907 г. о роспуске Думы и принятие нового избирательного закона явились государственным переворотом, так как при этом была нарушена статья «Основных государственных законов», по которой новый нормативный акт не мог быть принят без одобрения Думы. По новому избирательному закону право участвовать в выборах получило не более 15% населения. Сократилось количество выборщиков от крестьян, рабочих, жителей национальных окраин. Увеличилось представительство помещиков, крупных собственников. На выборах в III Государственную думу (1907—1912) победили октябристы (136 мест), меньше мест досталось правым (51) и кадетам (53). Социал-демократы и трудовики получили 31 место из 442. Правительство использовало расстановку сил в Думе в своих целях. При необходимости проведения реакционных законов оно опиралось на правооктябристское большинство (около 300 депутатов), при проведении реформаторских законов — на октябристско-кадетское (более 250 депутатов). Это было характерной чертой третьеиюньской политической системы. Одним из ее инициаторов был П. А. Столыпин — председатель Совета министров и министр внутренних дел (1906—1911). Он активно боролся с революционным террором, лозунг его правления — «Сначала успокоение, потом реформы». Смертные казни, по выражению В. Г. Короленко, стали «бытовым явлением», хотя позже он пересмотрел \ взгляды на реформу П. А. Столыпина. Преследовались профессиональные союзы, печать. Активизировалась провокаторская деятельность охранки. Не получили развития и часто нарушались основные положения Манифеста 17 октября 1905 г.
Вместе с тем Столыпин предложил программу реформ, важнейшей из которых стала аграрная, названная его именем. Суть Указа 9 ноября 1906 г., который стал законом в 1910 г., после утверждения его Думой, сводилась к реформе крестьянского надельного землевладения. Крестьянам разрешалось выходить из общины и получат ссуды на развитие их частных хозяйств (хуторов). С этой целью был создан Крестьянский банк. Поощрялось также крестьянское переселение на свободные земли в Сибири и Дальнем Востоке. Столыпин пытался ликвидировать малоземелье, усилить хозяйственную деятельность крестьянства на основе частной собственности на землю. Реформа не реализовалась в жизни по целому ряду как объективных причин (не было достаточно средств на ее проведение, Россия не получила требуемых Столыпиным 20 лет покоя), так и субъективных: отнюдь не все крестьяне выходили из общины. Только 1/4 часть крестьян вышла из общины, на их долю приходилось 14% общинных земель. Из 3,5 млн. переселенцев более 0,5млн. вернулись обратно.
Реализация других реформаторских планов (введение всеобщего начального образования, совершенствование местного самоуправления и суда) не смогла даже начаться.
Царское правительство проводило открытую националистическую политику, проявившуюся в ликвидации автономии Финляндии, дальнейшей русификации окраин, антисемитских кампаниях («депо Бейлиса»). Политика Столыпина подвергалась критике со стороны и революционеров, и либералов, а также и черносотенцем, мечтавших о возврате к неограниченной монархии. Ухудшились отношения «премьера» с царем, который не терпел в своем окружении ярких и сильных личностей. В 1911 г. Столыпин был убит бывшим эсером Д. Г. Богровым, являвшимся одновременно агентом охранки. С 1912 г. в стране начался новый революционный подъем: росло число стачек, активизировалась деятельность социалистических и либеральных партий. В работе IV Думы (1912—1917) участвовало 442 депутата, складывался мощный оппозиционный блок. 6 октября 1917 г. Государственная дума распущена Временным правительством в связи с началом выборов в Учредительное собрание.