I и II Государственные думы

11 декабря 1905 г. в разгар московского вооруженного восстания на ос­нове Манифеста 17 октября был издан избирательный закон о выборах в Государственную думу. Права голоса не имели женщины, военные, чины полиции, лица моложе 25 лет, рабочие мелких предприятий, «бродячие инородцы» и другие категории населения. Закон вводил 4 категории из­бирателей: землевладельцы; горожане — владельцы недвижимости; крес­тьяне и казаки; рабочие. Число выборщиков было неравное: по землевладельческой курии 1 выборщик выдвигался от 2 тыс. населения; и город­ской—от 4-х тыс.; крестьянской - 30 тыс.; рабочей - 90 тыс. Таким об­разом, 1 голос землевладельца приравнивался к 2 голосам горожан, 15 -крестьян и 45 - рабочих. Выборы были непрямыми (двух , для рабочих трех- и крестьян четырехстепенными). 20 февраля 1906 г. царь преобразовал законосовещательный Государственный совет в верхнюю палату Думы с правом вето на ее решения. Любой законопроект должен был утверж­даться сначала Думой, затем Государственным советом, а потом поступал к царю. Правительство в перерывах между сессиями Думы могло издавать законы, которые потом поступали на ее утверждение. Общее число членов Государственной думы было определено в 524 человека.

I Государственная дума (27 апреля-8 июля 1906). Победу на выборах одержали кадеты. Они получили в Думе более 1/3 мест, четвертая часть мест досталась трудовикам, претендовавшим на выражение интересов крестьян. В Думе вследствие отказа от участия в выборах не были пред­ставлены левые (большевики) и правые (черносотенцы) экстремисты. Председателем Думы был избран кадет, профессор права С. А. Муромцев. Перводумцы выдвинули множество законопроектов: об отмене смертной казни, неприкосновенности личности, свободе совести, собраний и т. д. Однако всем им было не суждено преобразоваться в законы. Централь­ным вопросом деятельности Государственной думы был аграрный. Кадеты выдвинули законопроект, подписанный 42 депутатами - «проект 42-х». В соответствии со своей программой они предлагали частичное отчужде­ние помещичьей земли за выкуп «по справедливой оценке». В противо­вес кадетам трудовики выступили с более радикальным аграрным зако­нопроектом («проект 104-х»), предполагавшим крутую ломку помещичь­его землевладения. «Проект 33-х», внесенный эсерами, требовал уничто­жения частной собственности на землю и уравнительного землепользо­вания, т. е. «социализации земли». Дума отказалась его обсуждать, как ведущего к «черному переделу». Деятельность Думы оказалась неприем­лемой для царизма и 9июляона была распущена. Около 200 депутатов, собравшись в Выборге, приняли так называемое «Выборгское воззвание», в котором призвали к гражданскому неповиновению, отказу от уплаты налогов, поставки рекрутов в армию и т. д. Однако народные массы и игнорировали эти предложения. Подписавшие воззвание были судимы и приговорены к 3-месячному заключению.

II Государственная дума (20 февраля - 2 июня 1907). Вопреки ожиданиям правительства II Дума оказалась более левой, чем первая. На этот раз выборах участвовали большевики, желая использовать парламентские средства борьбы, и черносотенцы. В ее работе участвовало 518 депутатов. Количество депутатов от кадетов уменьшилось в два раза. И во II-й Думе центральным был также аграрный вопрос. Трудовики вновь выдвинули «проект 104-х». Большевики провозгласили лозунг конфискации поме­щичьей земли и создания крестьянских комитетов для распоряжения всей землей. Правительство, напуганное радикальными проектами принуди­тельного отчуждения помещичьей земли, решило опять разогнать Думу. С этой целью им было сфабриковано фальшивое обвинение против 55 депутатов социал-демократов в подготовке государственного переворо­та. Думой была создана комиссия для расследования дела. Правительст­во, не дождавшись окончания ее работы, 3 июня 1907. арестовало членов социал-демократической фракции, объявило Манифест о роспуске Думы и обнародовало новый избирательный закон. Все это означало контрреволюционный государственный переворот, завершивший ход ре­волюции. Переворот доказал полное непонимание правительством харак­тера, особенностей и, главное, последствий общественного движения, которое нельзя было остановить силой.

 

60. Россия: от Первой революции к Первой Мировой войне (1907-1914)

Манифест 3 июня 1907 г. о роспуске Думы и принятие нового избира­тельного закона явились государственным переворотом, так как при этом была нарушена статья «Основных государственных законов», по которой новый нормативный акт не мог быть принят без одобрения Думы. По но­вому избирательному закону право участвовать в выборах получило не бо­лее 15% населения. Сократилось количество выборщиков от крестьян, ра­бочих, жителей национальных окраин. Увеличилось представительство помещиков, крупных собственников. На выборах в III Государственную думу (1907—1912) победили октябристы (136 мест), меньше мест доста­лось правым (51) и кадетам (53). Социал-демократы и трудовики получи­ли 31 место из 442. Правительство использовало расстановку сил в Думе в своих целях. При необходимости проведения реакционных законов оно опиралось на правооктябристское большинство (около 300 депутатов), при проведении реформаторских законов — на октябристско-кадетское (бо­лее 250 депутатов). Это было характерной чертой третьеиюньской поли­тической системы. Одним из ее инициаторов был П. А. Столыпин — пред­седатель Совета министров и министр внутренних дел (1906—1911). Он активно боролся с революционным террором, лозунг его правления — «Сначала успокоение, потом реформы». Смертные казни, по выражению В. Г. Короленко, стали «бытовым явлением», хотя позже он пересмотрел \ взгляды на реформу П. А. Столыпина. Преследовались профессиональные союзы, печать. Активизировалась провокаторская деятельность охранки. Не получили развития и часто нарушались основные положения Манифеста 17 октября 1905 г.

Вместе с тем Столыпин предложил программу реформ, важнейшей из которых стала аграрная, названная его именем. Суть Указа 9 ноября 1906 г., который стал законом в 1910 г., после утверждения его Думой, сводилась к реформе крестьянского надельного землевладения. Крестьянам разрешалось выходить из общины и получат ссуды на развитие их частных хозяйств (хуторов). С этой целью был создан Крестьянский банк. Поощрялось также крестьянское переселение на свободные земли в Сибири и Дальнем Востоке. Столыпин пытался ликвидировать малоземелье, усилить хозяйственную деятельность крестьян­ства на основе частной собственности на землю. Реформа не реализова­лась в жизни по целому ряду как объективных причин (не было достаточ­но средств на ее проведение, Россия не получила требуемых Столыпи­ным 20 лет покоя), так и субъективных: отнюдь не все крестьяне выходи­ли из общины. Только 1/4 часть крестьян вышла из общины, на их долю приходилось 14% общинных земель. Из 3,5 млн. переселенцев более 0,5млн. вернулись обратно.

Реализация других реформаторских планов (введение всеобщего на­чального образования, совершенствование местного самоуправления и суда) не смогла даже начаться.

Царское правительство проводило открытую националистическую по­литику, проявившуюся в ликвидации автономии Финляндии, дальней­шей русификации окраин, антисемитских кампаниях («депо Бейлиса»). Политика Столыпина подвергалась критике со стороны и революцио­неров, и либералов, а также и черносотенцем, мечтавших о возврате к не­ограниченной монархии. Ухудшились отношения «премьера» с царем, который не терпел в своем окружении ярких и сильных личностей. В 1911 г. Столыпин был убит бывшим эсером Д. Г. Богровым, являвшимся одно­временно агентом охранки. С 1912 г. в стране начался новый революционный подъем: росло число стачек, активизировалась деятельность социалистических и либеральных партий. В работе IV Думы (1912—1917) участвовало 442 депутата, склады­вался мощный оппозиционный блок. 6 октября 1917 г. Государственная дума распущена Временным правительством в связи с началом выборов в Учредительное собрание.