Культура Руси в XIII—XIV вв.
Куликовская битва (1380)
Борьба за свержение монгольского ига и безопасность от внешних врагов способствовали государственно-политическому объединению Руси. Важную роль в этой борьбе сыграла позиция московского князя Дмитрия Ивановича (l368—1389). В 70-х гг. он оказал помощь нижегородскому и рязанскому князьям в отражении набегов ордынцев. В 1378 г. на р. Воже в Рязанской земле московские войска под его предводительством наголову разгромили ордынское войско мурзы Бегича, посланного Мамаем «на всю землю Русскую». Победа московского войска поставила под сомнение власть Орды над Русью. Мамай, который не являлся ханом Орды, но хотел величия Чингис-хана, стал готовить новый поход на Русь.
Его главной целью было восстановление пошатнувшегося господства Золотой Орды над русскими землями. Летом 1380 г. Мамаю удалось собрать значительные силы, в которые входили также отряды наемников из генуэзских колоний в Крыму и зависимых от Орды народов Северного Кавказа и Поволжья. Ордынский предводитель рассчитывал на помощь литовского князя Ягайла и русского князя Олега рязанского.
Под угрозой повторения Батыева погрома к Москве собрались полки из различных русских земель и княжеств. Настоятель монастыря Сергий Радонежский благословил князя и войско на победу. Однако не прислали своих воинов князья Рязани, Суздаля, Твери, Нижнего Новгорода и Новгорода Великого. Военные силы князя Дмитрия Ивановича и Мамая были примерно равны, достигая 100—120 тыс. человек с каждой стороны. В ночь с 7 на 8 сентября русские полки переправились через Дон и заняли боевую позицию на обширном Куликовом поле между Непрядвой и Доном, т.е. территории, которую Мамай считал своей. Битва начиналась с традиционного поединка между сильнейшими представителями (поединок Пересвета и Челубея). Место сражения, выбранное московским князем, не позволило татарам применить их излюбленный прием охвата войск противника с флангов и тыла. Князь Дмитрий Иванович использовал такой тактический прием, как укрытие в дубраве, формирование полков левой и правой руки, засадного полка, во главе с опытными полководцами (воеводой Дмитрий Михайлович Боброк-Волынским и серпуховским князем Владимиром Андреевичем). Именно этот полк решил исход битвы, обратив врага в паническое бегство. Битва продолжалась с 11 часов утра до 3 часов дня. Мамай потерпел сокрушительное поражение. К тому же союзники Мамая Ягайло и Олег рязанский не подоспели ему на помощь. За победу на Куликовом поле народ стал называть князя Дмитрия Ивановича Донским. Историк В. О. Ключевский отметил значение Куликовской битвы: «Московское государство родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты».
Однако свергнуть татаро-монгольское иго не удалось. В 1382 г. хан Тохтамыш разгромил Москву, князь Дмитрий Донской с семьей сбежал из столицы, Русь вновь вынуждена была платить дань Орде. Освобождение Русской земли от монгольского владычества произошло только в 1480 г.
Татаро-монгольское нашествие и установление золотоордынского ига нанесли тяжелый удар по культуре Руси. Завоевателями было уничтожено много материальных и духовных ценностей, истреблены или уведены в плен ремесленники-мастера, разорены десятки городов. Надолго прервалось уникальное искусство белокаменной резьбы, прекратилось каменное строительство, что, в свою очередь, приостановило развитие фресковой живописи. Невосполнимый урон был нанесен письменности и иконописи, так как многие произведения искусства погибли в огне пожарищ.
Со второй половины XIV в. в русских землях начался культурный подъем, связанный с экономическим развитием страны. В это время возросшие хозяйственные и военные потребности способствовали распространению обработки железа. Началось развитие литейного дела, в особенности отливка колоколов и пушек из меди. Массовым производством было литье мелких бытовых и культовых предметов: крестов, иконок, застежек. Развивалось русское ювелирное искусство. Его крупными центрами были Новгород, Москва, Тверь, Суздаль. На заказ выполнялись предметы, представлявшие большую художественную ценность: сосуды, кадила, складни (трехстворчатые иконы), ковчеги для хранения мощей, оклады евангелий. В своей работе ювелиры использовали филигрань - плетение кружев из металлической проволоки.
Ведущую роль среди видов русской литературы занимали летописи. Центром летописания были крупные города — Тверь, Новгород, Псков, Ростов и др. Примерно с 1326 г. летописание началось в Москве. В 1392 г. здесь был составлен первый общерусский летописный свод. Устное народное творчество и русская литература развивали две важные темы — борьба с монголо-татарами и государственно-политическое объединение страны. Выдающимися историческими и литературными памятниками являются: «Песня о Щелкане», повествовавшая о народном восстании в Твери в 1327 г., повесть о битве на Калке, эпические дружинные воинские повести о разорении Рязани Батыем, об обороне Владимира и Киева, о легендарном русском богатыре Евпатии Коловрате. Победе на Куликовском поле была посвящена поэма «Задонщина» (конец XIV в.).
Замечательным художником конца XIV в. был выходец из Византии Феофан Грек. Его манера письма отличалась эмоциональностью и экспрессивностью. О высоком уровне художественной культуры Русского государства свидетельствуют сохранившиеся немногочисленные памятники владимиро-суздальской живописи XIV в.: икона «Грузинской Богоматери» и «Покров» из Покровского монастыря в Суздале.
Центрами русского зодчества были Тверь, Новгород, Псков, а со второй половины XIV в. наибольшее значение приобретает Москва. В 1367 г. в Москве был возведен единственный в это время в Северо-Восточной Руси каменный Кремль. Крупным сооружением XIV в. был Успенский собор в Коломне.