Феодальная раздробленность Руси.

Культура Киевской Руси

Особенностью культуры Киевской Руси являлось соединение восточ­нославянской языческой и византийско-христианской культур. Принятие христианства (988), замена старинного письма «черты и резы» на славянскую письменность, составителями которой были болгарские монахи Кирилл и Мефодий, стали мощным катализатором развития древнерусской культуры.

После крещения Руси началось каменное строительство церковных храмов, сначала византийскими мастерами, а позже и русскими зодчими. Выдающимися памятниками древнерусской архитектуры явились киевская Десятинная церковь (996), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке (XI в.). Храмы были богато украшены мозаикой, фресками. Начала развиваться иконопись. На сегодня сохранилось не более трех десятков икон («Успенское благовещение», «Георгий Победоносец»), большинство их погибло во время монгольского нашествия. На Руси появились монастыри, ставшие центрами образования, летописания, иконописания. Одним из первых русских летописцев был монах Киево-Печерской лавры Нестор. Он оставил выдающиеся произведения: «Повесть временных лет» (1113), «Сказание о Борисе и Глебе» — о первых русских святых. Важными памятниками древнерусской литературы стали «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха. Возник жанр «хождений», т.е. описание путешествий («Хождение игумена Даниила» в Палестину). О широком распространении образования свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях и берестяные грамоты, в большом количестве найденные при археологических раскопках Новгорода. В XI в. появились первые библиотеки при княжеском дворе и монастырях. Самая известная из них - библиотека Ярослава Мудрого при Софийском соборе. Весьма значительными были достижения русских ремесленников: оружейников, замочников, ювелиров. Последние использовали сложную технику при создании украшений: зернь — нанесение узоров из мельчайших шариков, скань — нанесение рисунка тонкой проволокой.

Огромную роль в развитии культуры играло устное народное творчество - былины о богатырях, охранявших русскую землю, сказы, обрядовые песни и т.д.

Принятие христианства оказало огромное влияние на духовную жизнь русичей, способствуя смягчению нравов суровых эпохи. Изменились их представления о жизни и смерти, добре и зле, прекратились кровавые (в том числе человеческие) жертвоприношения, обычаи умерщвления многочисленных слуг князя при его кончине. Русская культура стояла в одном ряду с культурой других развитых христианских государств Европы. В то же время христианской церкви не удалось вытеснить из народного обихода многочисленные языческие праздники (Масленицу, Ивана Купалу), обряды, поверья, веселые народные развлечения со скоморохами, «учеными» медведями, масками-«харями».

Древнерусский язык, культура Киевской Руси явились общим базисом для белорусского, русского, украинского национальных языков и культур, сохраняющих общие черты до настоящего времени.

 

Период феодальной раздробленности на Руси охватывает вторую треть XII — середину XV вв. Она явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества. Важнейшей экономической причиной феодальной раздробленности стало развитие производительных сил. Во всех княжествах и отдельных землях распространялось пашенное земледелие, совершенствовались орудия труда. Росла численность населения. Теперь население сравнительно небольшой территории могло обеспечить существование и функционирование княжеской власти. Другой экономической причиной раздробленности было натуральное хозяйство, дававшее возможность каждому княжеству существовать независимо от центра. Рост городов вел к появлению новых культурных центров, к которым тяготели отдельные земли. К политическим причинам относятся родовые конфликты между потомками Рюриковичей.

Началом раздробленности считают два события: 1054 г. – деление земель Киевской Руси между сыновьями Ярослава Мудрого и 1097 г. – съезд князей в Любиче (по инициативе Владимира Мономаха) с целью закрепления земель. Именно здесь летописец зафиксировал, что «раздрашася вся русская земля».

В результате указанных причин единое государство Киевская Русь распалось на более полтора десятка самостоятельных государственных образований. Наиболее крупными среди русских земель и княжеств были следующие:

Владимиро-Суздальское (первоначально Ростово-Суздальское) княжество занимало территорию в междуречье Оки и Волги. Плодородные земли этого края, многочисленные реки и озера, по которым пролегали торговые пути, доступность добычи железных руд — все это благоприятствовало развитию земледелия, скотоводства, ремесла и торговли. В к. XII— нач. XIII века шел бурный расцвет городов: Владимира, Переяславля, Костромы, Твери, Нижнего Новгорода. В летописи в правление Юрия Долгорукого впервые упоминается Москва (1147 г.). Сыновья Юрия - Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо продол­жили политику отца. В этом княжестве сложилась сильная княжеская власть, но слабая – боярская.

Галицко-Волынское княжество находилось на границе со странами Европы. При Романе Мстиславиче и его сыне Данииле княжество активно вмешивалось в европейскую политику, соперничая с Польшей и Венгрией, пыталось подчинить себе другие русские земли. На этой территории возникли крупные города: Владимир-Волынский, Холм, Львов, Перемышль. Здесь сложилась сильная боярская власть, но слабая княжеская.

Новгородская земля занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховьев Волги, от Прибалтики до Урала. Здесь сложился особый политический строй - боярская республика. Высшая власть принадлежала вече, выбиравшее главу управления — посадника. Князь приглашался новгородцами для выполнения военных и судебных функций. Небывалого расцвета достигла в Новгороде торговля, в том числе со странами Западной Европы.