Советская тоталитарная система 1930-50-х гг

Проекты народного представительства в царствование Александра III и Николая II и учреждение Государственной Думы

Анархистское направление

Социально-революционное направление

Либерально-революционное направление

Либерально-революционное (центристское) крыло в 1860-1870-е было представлено Г. З. Елисеевым (редакция журнала «Современник», 1846—1866), Н. Н. Златовратским, Л. Е. Оболенским, Н. К. Михайловским, В. Г. Короленко(«Отечественные записки», 1868—1884), С. Н. Кривенко, С. Н. Южаковым, В. П. Воронцовым, Н. Ф. Даниельсоном, В. В. Лесевичем, Г. И. Успенским, А. П. Щаповым («Русское богатство», 1876—1918).

Ведущими идеологами этого направления в народничестве (получившего в советской историографии название «пропагандистского», а в постсоветской —"умеренного") были П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский.

В советской историографии это направление именовалось «заговорщицким» или «бланкистским». Основные теоретики социально-революционного течения русского народничества — П. Н. Ткачев и в определенной мере Н. А. Морозов. Ткачев утверждал, что самодержавие в России не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества и его можно будет быстро ликвидировать. Для этого «носители революционной идеи», радикальная часть интеллигенции, должны были создать строго законспирированную организацию, способную захватить власть и превратить страну в большую общину-коммуну.

Если Ткачев и его последователи верили в политическое объединение единомышленников во имя создания государства нового типа, то анархисты оспаривали необходимость преобразований в рамках государства. Их идеологами былиМ. А. Бакунин и П. А. Кропоткин. Оба они скептически относились к любой власти, считая ее подавляющей свободу личности и порабощающей ее.

Бакунин считал русского человека бунтарем «по инстинкту, по призванию», а у народа в целом, полагал он, в течение многих веков уже выработался идеал свободы. Поэтому он полагал, что революционерам осталось лишь перейти к организации всенародного бунта (отсюда — наименование в марксистской историографии возглавляемого им крыла народничества «бунтарским»). Цель бунта по Бакунину — не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового.

Кропоткин делал акцент на решающей роли масс в переустройстве общества, призывал «коллективный ум» народа к созданию коммун, автономий, федераций.

 

 

Александр2

Период Контр реформ, хотя они таковыми не являлись

ЗЕМСТВО

В 1864 г. началось создание земских учреждений. Это означало

возрождение древнего земства с его идеей народного представительства и независимыми от центральной власти органами самоуправления. Роль последних была сведена на нет ещё на исходе XVII в.

По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1880г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать большую часть выборных земских деятелей - гласных (около 57%).

Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителю того или иного сословия участвовать в деятельности земских учреждений) понижался до дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор из среды крестьянских выборщиков - лиц, уполномоченных крестьянскими обществами участвовать в выборах.

Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило земские учреждения под жёсткий контроль государства. Фактически это перечёркивало главную идею земства - независимость от органов государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления.

Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима) людей, увеличить представительство дворян - опоры трона и в конечном итоге сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти. Во всех этих мерах отразилось противостояние царя и дворянства демократическому русскому земству («земле», «люду»)

ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как и

земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами государственного самоуправления, и расширить сферу правительственных полномочий. Согласно новому городовому положению 1892 г., имущественный ценз, дававший право участвовать в выборах, повышался. В результате число избирателей в Москве, например, сократилось в три раза.

Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы и управы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царской администрации в их дела. Правительство получало право не утверждать официально избранного городского голову - председателя городской думы.

Количество заседаний последней ограничивалось. Таким образом, городское самоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственной службы.

СУД

Судебная реформа России - наиболее удачное детище отстраненных от власти реформаторов - не потерпела в это время каких-либо значительных изменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однако в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела а насильственных действиях против должностных лиц.

ОБРАЗОВАНИЕ

Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства, рассадником республиканских и идей и всякого рода смуты, российские университеты стали одной из первых жертв охранительного курса. Новый университетский устав 1884 г. упразднял их автономию. Был ликвидирован университетский суд, запрещены любые студенческие объединения.

Преподаватели, избранные учёными советами, обязательно утверждались в должности министром просвещения. Всей университетской жизнью теперь руководил государственный чиновник - попечитель учебного округа: он назначал деканов (одна из высших выборных должностей университета), обладал правом созывать учёный совет, присутствовать на его заседаниях, наблюдать за преподавателем. Государство не забыло напомнить студентам и об «обязанности по выполнению воинского долга»: льготы по призыву в армию для лиц, имеющих высшее образование, были ограничены, а минимальный срок военной службы увеличен.

ПЕЧАТЬ

Первый опыт свободы слова прервался после утверждения в августе 1882 г. новых «Временных правил о печати» (которые стали постоянными).

Администрация получила право закрывать любые газеты и журналы, лишать издателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности.

Редакция обязывалась раскрывать псевдонимы своих авторов по требованию властей. Усилилась цензура.

Таким образом, уже к середине 80-х гг. сложилась реакционная концепция контрреформ, которая основывалась на традиционных догмах:1. История России XIX- нач. XX в. /Под ред. В.А. Федорова. М., 2000, с.335.

а)божественное происхождение самодержавия и божественный промысел как основа его политики, противопоставляющиеся планам политических реформ;

б)полная централизация власти;

в)осуждение земского и городского самоуправления, как не соответствующие условиям русской жизни;

г)шовинизм; интересы дворянства рассматривались в традиционном понимании (в качестве типичной фигуры представлялся помещик- крепостник).

Николай 2

Манифест 17 октября 1905 г. провозглашал, наряду с другими преобразованиями политической системы Российской империи, созыв Государственной Думы.

Задача Думы - возбуждать дела об отмене или изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных государственных законов; при этом устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров. Изданные в марте 1906 г. "Бюджетные правила" ограничивали деятельность Думы в области утверждения бюджета. Члены Думы распределялись по партийным группам - фракциям. Начиная с II Государственной думы практиковались совещания представителей фракций и групп. На заседаниях Думы могли присутствовать и выступать министры. Депутаты (не менее 50 человек) имели право обращаться с запросами к председателю Совета министров.

Половина членов Государственного совета стала выборной от земств, дворянских собраний, буржуазии и интеллигенции, вторая половина - по назначению царя. Выборный состав Совета обновлялся в течение 9 лет на '/з каждые три года, но царь мог досрочно распустить выборных членов Совета и назначить новые выборы. Царь ежегодно назначал председателя и вице-председателя из состава Государственного совета.

К весне 1906 г. был подготовлен и накануне открытия I Государственной думы утвержден Николаем II свод "Основных государственных законов" (ОГЗ). Статьи ОГЗ подтверждали священность и неприкосновенность особы государя, устанавливали, что царь осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Думой, верховное руководство внешними сношениями, армией, флотом, финансами, в назначении чиновников и т. д. Статья 86 закрепляла законодательную власть Государственной думы и Государственного совета: "Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной думы и Государственного совета и воспринять силу без утверждения государя императора".

Выборы в I Государственную думу происходили в марте - апреле 1906 г. Возникшие многочисленные политические партии в отношении к участию в выборах исходили из оценки ситуации, сложившейся в общественном движении после опубликования манифеста 17 октября) широкий размах сохраняло крестьянское движение, еще вспыхивали восстания в армии и на флоте. Боль-шинство левых партий и организаций бойкотировали выборы - большевики, национальные социал-демократические партии, эсеры, Всероссийский крестьянский союз.
Очень продуманно и умело провели свою предвыборную кампанию кадеты, сумевшие привлечь на свою сторону большинство демократических избирателей обещаниями "сосчитаться" в Думе с правительством, провести радикальную крестьянскую и рабочую реформу.

Черносотенные партии мест в Думе не получили.

Дума начала работу 27 апреля 1906 г. В центре обсуждения Думы стоял аграрный вопрос. От основных фракций были внесены законопроекты (кадетская "записка 42-х" и аграрный законопроект трудовиков за подписью 104 депутатов). Оба проекта предусматривали образование в стране государственного земельного фонда для обеспечения безземельных и малоземельных крестьян землей в пользование. Расхождения были в определении состава отчуждаемых земель (трудовики фактически предлагали национализацию земли) и по вопросу о вознаграждении за отчуждаемые земли. Правительство выступило 13 мая 1906 г. в Думе с декларацией, в которой заявило, что разрешение аграрного вопроса на основе принудительного отчуждения помещичьей земли "безусловно недопустимо". Дума по предложению трудовиков вынесла резолюцию о полном недоверии правительству. Но министры в отставку не ушли, а Думу игнорировали.

9 июля 1906 г. последовал указ о роспуске Государственной думы и назначении выборов нового состава. В последовавшем вслед за этим манифесте констатировалось: "Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область".
Деятельность I Государственной думы в целом способствовала разрушению "конституционных иллюзий" демократической интеллигенции, не оправдала надежды крестьянства на решение аграрного вопроса.

Выборы во II Государственную думу проходили в обстановке революционного движения. Всего во II Думу было избрано 518 депутатов Значительно усилилось правое крыло Думы: в нее вошли черносотенцы, которые вместе с октябристами имели 54 мандата (10%).

Открытие II Государственной думы состоялось 20 февраля 1907г. Председателем Думы стал правый кадет Ф.А. Головин. Основным оставался аграрный вопрос, по которому каждая фракция представила свой проект. Кроме того, II Дума активно рассматривала продовольственный вопрос, обсуждала государственный бюджет на 1907 год, вопрос о призыве новобранцев, об отмене военнополевых судов и т. д.

Когда стало очевидно, что и новая Дума не оправдала надежд правительства, аппаратом Министерства внутренних дел был подготовлен втайне от Думы проект нового избирательного закона. 1 июня 1907 г. Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократов и лишения 16 из них депутатской неприкосновенности, обвинив их в подготовке к "ниспровержению государственного строя".

3 июня 1907 г. был опубликован царский манифест о роспуске II Государственной думы и изменении положения о выборах. Издание нового закона о выборах явилось фактически государственным переворотом, поскольку оно нарушало "Основные государственные законы", по которым ни один закон не мог последовать без одобрения его Думой. Государственная дума первых двух созывов лишь формально являлась законодательным органом.

За 72 дня деятельности I Государственной думы Николай II утвердил 222 законодательных акта, и из них только один рассматривался в Думе и Государственном совете и был ими одобрен. В течение 102 дней существования II Думы император утвердил 390 законов, и только два из них прошли через Государственную думу и Государственный совет Новый избирательный закон почти на 33% увеличил число выборщиков от помещиков, а число выборщиков от крестьян уменьшилось на 56

 

Основное место в думских дебатах занимал аграрный вопрос, связанный с проведением реформы, рабочий и национальный. Из 2197 утвержденных Думой законопроектов большинство составляли законы о сметах различных ведомств и управлений, ежегодно в Думе утверждался государственный бюджет.
В 1909 г. правительство, вопреки ОГЗ, изъяло из ведения Думы военное законодательство. В механизме функционирования Думы были сбои (во время конституционного кризиса 1911 г. Дума и Госсовет были распущены на 3 дня).

В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов III Думы, и осенью этого года прошли выборы в IV Государственную думу. Заседания IV Думы открылись 15 ноября 1912 г. Председателем ее в течение пяти лет (до 25 февраля 1917 г.) был октябрист М.В. Родзянко. Основными фракциями IV Думы являлись: правые и националисты (157 мест), октябристы (98), прогрессисты (48), кадеты (59), которые по-прежнему составляли два думских большинства. Кроме них в Думе были представлены трудовики (10) и социал-демократы (14). Прогрессисты представляли собой национал-либеральную партию, ядром которой стала группа прогрессистов в III Думе (в нее вошли мирнообновленцы и часть октябристов). Партия прогрессистов оформилась в ноябре 1912 г. и приняла программу, которая предусматривала конституционно-монархический строй с ответственностью министров перед народным представительством, расширение прав Государственной думы и т. д. Появление этой партии (между октябристами и кадетами) явилось попыткой консолидации либерального движения.

 

 

15) Партия большевиков: лидеры, идеология, тактика, организация (1903-1917 гг.)

Большеви́к — член левого революционного, по данным многих авторов — левоэкстремистского крыла РСДРП после раскола партии на большевиков и меньшевиков. В дальнейшем большевики выделились в отдельную партию РСДРП(б). Слово "большевик" отражает тот факт, что РСДРП раскололась на две фракции: одну фракцию - сторонников "максимальной" программы (отстаивали полное уничтожение буржуазного класса и создания рабочего движения), эта фракция получила позже название большевистской (после 1912 года) и другую фракцию - сторонников "минимальной программы" партии (отстаивали права мелких буржуа, крестьян), именуемых в дальнейшем "меньшевики". Последняя фракция имела большинство в РСДПР. Однако, в силу сложившихся против них обстоятельств, эта фракция считалась якобы в меньшинстве, что не соответствует действительности. Образование двух фракций соответствует 1910 году, когда была избрана третья Дума (куда вошли, между прочим, представители РСДРП, и большевиков и меньшевиков, как одной партии). Фактический раскол произошел намного позже.

Лидеры: Раскол РСДРП на большевиков и меньшевиков произошёл на втором съезде партии, который состоялся в 1903 году сначала в Брюсселе, а потом в Лондоне.

На этом съезде выделились две главные группы делегатов. Лидером одной из них был Ленин, другой — Мартов.

Идейные разногласия между сторонниками Ленина и сторонниками Мартова касались 4 вопросов. Первым был вопрос о включении в программу партии требования диктатуры пролетариата. Сторонники Ленина были за включение этого требования, сторонники Мартова — против. Вторым вопросом было включение в программу партии требований по аграрному вопросу. Сторонники Ленина были за включение этих требований в программу, сторонники Мартова против включения. Часть сторонников Мартова (польские социал-демократы и Бунд) кроме того требовала исключить из программы требование права наций на самоопределение. Кроме того, меньшевики выступали против того, что каждый член партии должен быть членом какой-либо из её организаций. Они желали создать менее жесткую партию, члены которой могли бы сами объявлять себя таковыми и участвовать в партийной работе по собственному желанию. В вопросах, касавшихся программы партии, победу одержали сторонники Ленина, в вопросе о членстве в организациях — сторонники Мартова.

На выборы в руководящие органы партии (ЦК и редакцию „Искры“) сторонники Ленина получили большинство, а сторонники Мартова — меньшинство. Отчего первые стали именоваться большевиками, а вторые меньшевиками. Получить большинство сторонникам Ленина помогло то, что некоторые делегаты покинули съезд. Это были представители Бунда сделавшие это в знак протеста против того, что Бунд не был признан единственным представителем еврейских рабочих в России. Ещё два делегата ушли со съезда из-за разногласий по поводу признания заграничного союза „экономистов“ (течения, считавшего, что рабочие должны ограничиться лишь профсоюзной, экономической борьбой с капиталистами), представителем партии за границей.

 

Тактика:

Меньшевики однако не оставили мысли захватить руководство партией. С этой целью они создали т. н. Бюро меньшинства, подменившее для них центральный комитет.

Меньшевикам удалось добиться известных успехов. Мартов отказался работать в редакции „Искры“; из-за разногласий с Плехановым покинул редакцию и Ленин, после чего Плехановвосстановил редакцию „Искры“ в прежнем, досъездовском составе, но уже без Ленина. Затем (из-за перехода на их сторону Плеханова, а также и ещё двух большевиков: Красина и Носкова) они получили большинство и в ЦК.

Ленин отреагировал на это выпуском работы „Шаг вперед, два шага назад“, где подверг критике взгляды меньшевиков на устройство партии и дал учение о партии как о передовом, наиболее сознательном отряде рабочего класса, а фракция большевиков в целом подготовкой 3-его съезда РСДРП, на котором она надеялась свергнуть променьшевистский ЦК, и созданием особого большевистского органа — газеты „Вперед“.

В условиях начала революции 1905—1907 годов прошли в январе 1905 года III съезд РСДРП (на котором присутствовали только большевики из-за ухода девяти меньшевистских делегатов, которые оказавшись в меньшинстве объявили съезд фракционным) и Конференция в Женеве (на которой присутствовали только меньшевики)[7].

Основных различий в линиях III съезда и конференции было два. Первым различием был взгляд на то, кто является движущей силой революции в России. По мнению большевиков такой силой являлся пролетариат — единственный класс, которому выгодно полное свержение самодержавия. Буржуазия же заинтересована в сохранении остатков самодержавия для его использования в подавлении рабочего движения. Из этого следовали некоторые различия в тактике. Во-первых, большевики стояли за строгое отделение рабочего движения от буржуазного, так как считали, что их объединение под главенство либеральной буржуазии облегчит ей предательство революции. Главной его целью они считали подготовку вооруженного восстания, которое должно привести к власти временное революционное правительство, созывающее затем Учредительное собрание для установления республики. Более того они считали руководимое пролетариатом вооруженное восстание единственным способом получить такое правительство. Меньшевики не были с этим согласны. Они считали, что Учредительное собрание можно созвать и мирным путем, например, решением законодательного органа (хотя и не отвергали и его созыв после вооруженного восстания). Вооруженное восстание они считали целесообразным только в случае крайне маловероятной тогда революции в Европе.

Различались и желаемые крыльями партии исходы революции. Если меньшевики были готовы удовлетвориться как наилучшим исходом обычной буржуазной республикой, то большевики выдвинули лозунг „демократической диктатуры пролетариата и крестьянства“, особого наиболее высокого типа парламентарной республики, в которой не ликвидированы ещё капиталистические отношения, но буржуазия уже оттеснена от политической власти.

Со времен III съезда и Конференции в Женеве большевики и меньшевики фактически становятся отдельными партиями, хотя формально этот раскол будет оформлен много позднее

В Революции 1905 года их различия проявились ещё неярко, но уже было заметно, что все основные радикально-революционные действия (в частности, организация нескольких вооруженных восстаний, хотя в них участвовали и меньшевики) осуществляются под руководством и по инициативе большевиков, меньшевики же следуют как бы „в прицепе“, неохотно соглашаясь на радикальные действия. В частности они были против бойкота булыгинской законосовещательной думы, и приветствовали думу закоонодательную, виттевскую, которую надеялась революционизировать и привести к идее Учредительного собрания

Раскол ещё не воспринимался как нечто естественное, и IV („Объединительный“) съезд в апреле 1906 года формально его ликвидировал.

Меньшевики составляли на этом съезде большинство. Практически по всем вопросам съезд принял резолюции, отражавшие их линию, однако большевики сумели провести решение о замене мартовской формулировки первого параграфа устава партии ленинской.

На этом же съезде встал вопрос об аграрной программе. Большевики выступали за передачу земли в собственность государства, которое предавало бы её крестьянам в безвозмездное пользование (национализация), меньшевики — за передачу земли органам местного самоуправления, которые бы сдавали её крестьянам в аренду (муниципализация). Съезд принял меньшевистский вариант программы.

Нерешительные действия меньшевистского ЦК, избранного на IV съезде позволил большевикам на V съезде РСДРП взять реванш, получить преобладание в ЦК и провалить предложения меньшевиков о проведении „рабочего съезда“, на котором присутствовали бы социал-демократы, эсеры и анархисты, и о нейтральности профсоюзов, то есть о том, что профсоюзы не должны вести политическую борьбу.

В годы реакции подпольные структуры РСДРП несли тяжёлые потери в результате постоянных провалов, а также отхода от революционного движения тысяч подпольщиков; меньшевики предлагали перенести работу в легальные организации — фракцию Государственной думы, профсоюзы, больничные кассы и т. д. Большевики назвали это „ликвидаторством“.

От большевиков откололось левацкое крыло (так называемые „отзовисты“), требовавшее применения только нелегальных методов работы и отзыва социал-демократической фракции вГосударственной Думе (лидером этой группы был Богданов). К ним примыкали „ультиматисты“, требовавшие предъявления фракции ультиматума и роспуска её в случае невыполнения этого ультиматума (их лидером был Алексинский). Постепенно эти фракции сплотились в группу „Вперед“. Внутри этой группы развился ряд антимарксистских по своей сути течений, самым ярким из которых было богостроительство, то есть обожествление народных масс и трактовка марксизма как новой религии, проповедовавшаяся Луначарским.

Наиболее болезненный удар противники большевиков нанесли им в 1910 году, на пленуме ЦК РСДРП. Из-за примирительской позиции представлявших на пленуме большевиков Зиновьева и Каменева, а также дипломатических усилий Троцкого, получившего за них субсидию на издание своей „нефракционной“ газеты „Правда“ (с легальным органом РСДРП(б) не имеет ничего общего), пленум принял крайне невыгодное для большевиков решение. Он постановил, что большевики должны распустить Большевистский центр, что все фракционные периодические издания должны быть закрыты, что большевики должны выплатить якобы украденную ими у партии сумму в несколько сотен тысяч рублей.

Большевики решения пленума в основном выполнили. Что же касается ликвидаторов, то их органы, под разными предлогами, продолжали выходить как ни в чём не бывало.

Ленин понял, что полноценная борьба с ликвидаторами в рамках одной партии невозможна и решил перевести борьбу с ними в форму открытой борьбы между партиями. Он организует ряд чисто большевистских совещаний, принявших решение об организации общепартийной конференции.

Такая конференция была проведена в январе в 1912 в Праге. Все делегаты на ней, кроме двух меньшевиков-партийцев, были большевиками. Противники большевиков впоследствии утверждали, что это следствие специального отбора делегатов большевистскими агентами. Конференция исключила из партии меньшевиков-ликвидаторов и создала РСДРП(б).

Меньшевики организовали в противовес пражской конференцию в Вене в августе того же года. Венская конференция осудила пражскую и создала довольно лоскутное образование, именуемое в советских источниках Августовским блоком.