Реформа образования
Цензурная реформа
Судебная реформа
Городская реформа
По образу и подобию земской в 1870 г. была осуществлена городская реформа. В соответствии с принятым Городовым положением создавались всесословные городские думы. Исполнительным органом самоуправления являлась городская управа во главе с городским головой. Избирательное право было основано на имущественном цензе. Избиратели делились на три курии, каждая из которых уплачивала 1/3 городских налогов.
Так как городские налоги платили только владельцы городской недвижимости, они и получили избирательные права. Наемные рабочие, многие ремесленники, торговцы, прислуга и даже интеллигенция, жившая большей частью не в собственных домах, а в съемных квартирах, этих прав не имели. Полномочия городских дум, как и земств, касались исключительно вопросов городского благоустройства: строительства школ, больниц, сиротских домов и богаделен, освещения, мощения улиц, попечения о торговле и промышленности и т. п. Городское самоуправление не получило административных функций, в частности контроля над полицией.
В 1864 г. Александр II утвердил новые судебные уставы. Судебная реформа основывалась на следующих принципах:
Гласность. На судебные заседания допустили публику и представителей прессы. Отчеты о судебных заседаниях публиковались в газетах. Бессословность. Все российские подданные, независимо от сословной принадлежности, вероисповедания или материального положения, судились в единых судах и по общим для всех законам. Фактически равенство перед законом нередко нарушалось, но это являлось именно отклонением от установленной нормы, а не правилом.
Сохранились сословные суды для военных и духовенства, ведавшие делами по церковным и воинским преступлениям. Но главным исключением был крестьянский волостной суд, который судил за мелкие проступки и правонарушения не по общероссийским законам, а по местным обычаям и мог приговаривать к телесному наказанию. Независимость суда. Страна была разделена на судебные округа. Решение окружного суда можно было обжаловать в судебной палате. Участие в судебном заседании выборных представителей населения. В судебном заседании по уголовным делам участвовали выборные представители местного населения — присяжные заседатели в количестве 12 человек.Состязательность и право на защиту. Судебный процесс приобрел состязательный характер.
Гласность стала важнейшим средством ускорения реформ. В 1865 г. появились Временные правила о печати. Отменялась предварительная цензура для периодических изданий, но создавалась карательная цензура — за нарушение законов о печати издание могли закрыть в судебном порядке. На практике полной ликвидации предварительной цензуры для периодики так и не произошло
Низкий уровень образования являлся препятствием на пути развития России. Это сделало необходимой реформу системы образования. В 1864 г. были утверждены Положение о народных начальных училищах и Устав гимназий и прогимназий. Реформа школы была направлена на создание бессословного образования. Однако на практике достичь этого не удалось. Начальное образование не стало бесплатным и обязательным, этому значительная часть детей из низших слоев общества не посещала школу. Классическая гимназия оставалась доступной лишь представителям высших слоев общества, преимущественно дворянства (дети купечества посещали в основном реальные училища, дававшие лучшее математическое образование).
Важной составной частью реформы образования стала университетская реформа, осуществленная уже в 1863 г. Университеты получили автономию, выйдя из-под власти попечителей учебных округов. Создавались университетские советы, избиравшие ректоров, проректоров, университетских судей, утверждавшие смету расходов. Полиция потеряла право вступать на территорию университетов. Были расширены учебные программы, возросло число кафедр.