Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение.

1. Непосредственные дедуктивные умозаключения.

2. Правила терминов.

3. Модусы.

4. Сложный категорический силлогизм.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Сущность умозаключения как формы мышления?

2. Логическая структура умозаключения?

3. Виды умозаключений?

4. Сущность дедуктивного умозаключения?

5. Охарактеризуйте сущность простого категорического силлогизма?

6. Термины простого категорического силлогизма?

 

 

Логические задачи, на закрепление учебного материала теме «Дедуктивные умозаключения»

 

I. Правильно ли построены такие силлогизмы? Если неправильно, то какие ошибки допущены?

1. Помидоры съедобны;

Огурцы – не помидоры

----------------------------------

Следовательно, огурцы не съедобны.

 

2. Летучие мыши летают;

«летучая мышь» - оперетта

------------------------------------

Некоторые оперетты летают.

 

3. Критяне – лжецы;

Эпименид – критянин

------------------------------------

Эпименид – лжец.

 

4. Если падает снег, то становится теплее;

На улице стало теплее

-----------------------------------

Значит, выпал снег.

 

5. Если бы я вытащил Луну, то Луна была бы на небе;

Луна на небе

----------------------------------

Следовательно, я вытащил Луну.

 

6. Память ЭВМ бывает внутренней или внешней;

Данная память не является внутренней

-----------------------------------------------

Данная память ЭВМ является внешней.

 

7. Движение вечно.

Хождение по университету – движение.

----------------------------------------------------

Хождение по университету вечно.

 

8. Все учебные аудитории нуждаются в проветривании.

Эта комната не является учебной аудиторией.

-------------------------------------------------------------

Эта комната не нуждается в проветривании.

 

II. По какой фигуре силлогизма сделаны заключения в таких логических построениях:

1. Все абитуриенты сдают экзамены.

Иванов сдаёт экзамены.

-----------------------------------------------

Иванов – абитуриент.

 

2. Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи.

Санкт-Петербург не находится за полярным кругом.

-----------------------------------------------------------------------

В Санкт-Петербурге не бывает белых ночей.

 

3. Если человек имеет повышенную температуру, то он болен.

Данный человек не имеет повышенной температуры.

---------------------------------------------------------------------------------

Данный человек не болен.

 

III. Определите вид следующих умозаключений, составить их схему.

1. Всё, что развивает интеллект, полезно.

Книги по логике развивают интеллект.

Книги по логике полезны.

Учебник логики – книга по логике.

------------------------------------------------------

Учебник логики полезен.

 

2. Всё, что способствует знакомству ребёнка с окружающей средой, необходимо.

Игра способствует знакомству ребёнка с окружающей средой.

Значит, игра необходима.

Дидактическая игра есть игра.

Значит, дидактическая игра необходима.

Музыкальная игра есь вид дидактической игры.

--------------------------------------------------------------------------------

Музыкальная игра необходима.

 

 

Индуктивное умозаключение.