Логические задачи по теме «Суждение».

I. Определите, какое из высказываний является сильной, а какое слабой дизъюнкцией:

- «Я подарю ей цветы или книги», «Данный студент находится в институте или дома», «Я куплю масло или хлеб»

II. Определите вид сложного суждения:

1. Я выучил теоретический материал и сдал зачёт по логике.

2. Или Иванов совершил это преступление, или Петров, или Сидоров.

3. Если и только если солнце находится в зените, то тени от него являются самыми короткими.

III. Найдите предложение выражающее суждение:

- «Вещай, великий муж, на что сей создан мир», «Всякое преступление – противоправное деяние», «Кто является основателем науки логики? Ура!»

IV. Определите вид суждения по содержанию предиката:

- «Ни что не существует беспричинно», «Исполнительные документы, по которым истёк срок давности, судом в производство не принимаются»;

- «Не существует абсолютной повторяемости явлений», «Царь-колокол установлен восточнее колокольни Ивана Великого»;

- «Законность – неотъемлемая часть демократии», «Севернее островов Новой земли находятся острова, носящие название Земля Франца Иосифа»;

- «Ярославль южнее Вологды», «В атмосфере Юпитера нет кислорода»;

- «Поэт в России больше чем поэт», «Мораль возникла раньше права»;

V. Определите отношения между категорическими суждениями по «логическому квадрату»:

- «На всякого мудреца довольно простоты – Не на всякого мудреца довольно простоты», «Все дети послушны – Некоторые дети послушны», «Некоторые справки с места жительства оформлены правильно – Ни одна справка с места жительства не оформлена правильно», «Все люди грамотные – Некоторые люди грамотные»;

VI. Дайте объединенную классификацию суждений (АЕIО), изобразите отношение между S и P в кругах Эйлера, установите распределённость терминов:

- «Ни один человек не должен страдать за правду», «Большое множество больших умов живут постройкой карточных домов»;

- «Некоторые преступления не представляют большой общественной опасности», «В здоровом теле здоровый дух»;

- «Каждый человек, без какой либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд», «Единица – начало всякого числа»;

- «Ни один водитель, будучи в нетрезвом состоянии, не должен садиться за руль автомобиля», «Люди не ангелы»;

- «Авторское право на произведение, созданное в порядке служебного задания, принадлежит его автору», «Ни один человек себе не враг»;

- «Инвалиды ВОВ имеют право на льготы», «Нет дыма без огня»;

- «В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно», «Ничто не возникает из ничего»;

VII. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово:

- «Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения обвинения, предоставлено не было», «Нет адъютанта без аксельбанта»;

- «Большая часть следственных действий имеет одной из своих задач выявление следов преступления», «Некоторая часть картин молодых художников была продана на аукционе»;

- «Лицо, виновное в совершении преступления, подлежит уголовной ответственности», «Ни один нацистский преступник не должен уйти от возмездия»;

VIII. Установите вид сложного суждения, укажите его части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:

-«Содержание и воспитание детей-сирот и детей, лишённых родительского попечения, возлагается на государство»;

- «Законы и иные нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения граждан в порядке, установенном законом»;

- «Предварительное следствие заканчивается составлением обвинительного заключения или прекращением дела, или направлением дела в суд для разрешения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера»;

- «Лицо не несёт ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определён законодательством»;

- «Лица, которые умышленно уничтожают, и разрушают памятники культуры, охраняемые государством, привлекаются к уголовной ответственности»;

- «Каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно, либо иным способом – по своему усмотрению»;

- «Умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, - наказывается исправительными работами на срок до одного года, или штрафом от 30 до 80 мин. Зарплат, или общественным порицанием»;

- «Порядок рассмотрения споров между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации по поводу установления изменений условий труда определён трудовым законодательством»;

- «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а так же подвергнут уголовному наказанию, не иначе как по приговору суда и в соответствии с законом»;

- «Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается»;

- «Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда»;

- «Заведомо ложный донос суду, прокурору, следователю или органу дознания о совершении преступления – наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на тот же срок»

- «Если наши дети – это наша старость, то правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – наше горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми».