Аналитическая психология К.Г. Юнга

Индивидуальная психология А. Адлера

Основные принципы системы Адлера:

1. индивидуум рассматривается как единая самосогласующаяся целостность;

2. человеческая жизнь – это динамическое стремление к превосходству;

3. социальная принадлежность индивидуума;

4. индивидуум творческая самоопределяющаяся сущность.

Человек старается преодолеть неполноценность и в течение всей жизни борется за превосходство. Чувство неполноценности является фактором развития личности. Стремление к превосходству есть врожденное и бессознательное. Адлер вводит понятие фиктивный финализм или постановка жизненной цели. Он обусловлен характером неполноценности. Например, если человек ленив, он старается преодолеть это. Преодолевая мнимый или реальный недостаток, человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни. Стиль жизни – это набор особенностей и привычных способов функционирования в окружающей среде, который вырабатывается индивидуально и уникален у каждого человека. Смысл жизни наиболее четко проявляется в установках и поведении, направлен на решения трех основных задач: дружба, любовь, работа.

Еще одним понятием теории Адлера является социальный интерес – чувство эмпатии по отношению к человечеству, чувство общности с другими людьми, умение сотрудничать и взаимодействовать. Социальный интерес – это критерий психологического здоровья человека. Степень выраженности социального интереса обусловливает особенности адаптации и жизненного стиля. Опираясь на оценку степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к трем жизненным задачам. Адлер различал 4 типа установок: получающий, управляющий, избегающий и социально-полезный типы.

На формирования стиля жизни оказывают влияния творческие силы человека (творческое «Я» – это энергия, помогающая личности поставить цель и осуществить свой уникальный смысл) и порядок его рождения.

Адлер различал 4 порядковые позиции:

- первенец (самый высокий уровень интеллектуального развития)

- единственный ребенок (избалован)

- средний ребенок

- последний ребенок (склонный к аддикции)

Применение положений Адлера способствовало пониманию природы неврозов и путей их лечения. Адлеровская идея творческой активности и индивидуальности оказала сильное влияние на развитие психологии и впоследствии разрабатывалась гуманистическими психологами. Адлера считают основателем социального психоанализа. В его теории поднимаются важнейшие вопросы природы человека, однако остается без внимания отношение между личностью и обществом, оно лишь констатируется.

К.Г. Юнг долгое время является учеником З. Фрейда, впоследствии отходит от концепции психоанализа и создает свою теорию, названную им аналитической психологией.

Юнг описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также он придает значение интеграции противоположных психических сил для поддержания психического здоровья.

Главное расхождение между Фрейдом и Юнгом касается природы либидо. Фрейд видел в либидо сексуальную энергию, а Юнг – творческую жизненную энергию, которая может способствовать личностному росту.

В личности Юнг усматривал 3 взаимодействующие структуры:

- Эго (всё, что человек осознает)

-личное бессознательное (хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, мысли, чувства)

-коллективное бессознательное (состоит из архаичных (изначальных) элементов ли архетипов).

Архетип – универсальный образ или символ, содержащийся в коллективном бессознательном, предполагающий определенные чувства и мысли относительно данного объекта или ситуации. В архетипах заключен опыт человечества.