Особенности оперантного бихевиоризма Б.Ф. Скиннера
Необихевиоризм.
Необихевиоризм — направление в американской психологии, возникшее в 1930-х гг. Восприняв главный постулат бихевиоризма, согласно которому предметом психологии являются объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, Н. дополнил его понятием о "промежуточных переменных" как факторах, служащих опосредствующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Следуя методологии операционализма, Н. полагал, что содержание указанного понятия (обозначавшего "ненаблюдаемые" познавательные и мотивационные компоненты поведения) выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя. Н. свидетельствовал о кризисе "классического" бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гештальтпсихологии и фрейдизма. (Э.Ч. Толмен), а также павловского учения о высшей нервной деятельности (Я.Л. Холл), Н. стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики.
Халл опирался в основном на учение И.Л.Павлова об условных рефлексах, считая, что важнейшую роль при использовании этого понятия следует придать силе навыка. Для того чтобы эта сила проявилась, необходимы определенные физиологические потребности. Из всех факторов решающее влияние на силу навыка оказывает редукция потребности. Чем чаще она редуцируется, тем больше сила навыка. Величина редукции потребности определяется количеством и качеством подкреплений. Кроме того, сила навыка зависит от интервала между реакцией и ее подкреплением, а также от интервала между условным раздражителем и реакцией. Халл разделил первичное и вторичное подкрепление. Первичным подкреплением является, например, пища для голодного организма или удар электрическим током, вызывающий прыжок у крысы. Потребность соединена с раздражителями, реакция на которые, в свою очередь, играет роль подкрепления, но уже вторичного.
В своих экспериментах Скиннер явно отдавал предпочтение экспериментированию над животными, преимущественно голубями и крысами, считая, что отличие человека от животных на самом деле совсем не принципиально.
Радикальный бихевиоризм Скиннера опирался на разработки эволюционных теорий, связывая поведение людей с событиями среды. Он считал, что природа отбирает внешние видовые признаки, способствующие выживанию, аналогично обстоит дело и с поведением. Человек не свободен, так как сам никогда не управляет своим поседением, которое детерминировано внешней средой. Человеком отбираются и сохраняются только те виды поведения, которые получают подкрепление.
Скиннер видел задачу психологии в том, чтобы определить однозначное соответсвие между событиями внешней среды и специфическим поведением. Ситуацией, в которой можно проконтролировать все воздействующие факторы, может быть только экспериментальная (ввел метод экспериментального анализа поведения).
Все факторы, влияющие на поведение, получили названия независимых переменных, ответные поведенческие реакции - зависимых переменных.
Скиннер отрицал воздействие на человека личностных свойств,, убеждений, морали и т.д. Личность понимается как набор поведенческих шаблонов «ситуация – реакция», причем последняя зависит от предыдущего опыта и генетической истории.
Поведение можно разделить на три вида:
- безусловно-рефлекторное
- условно-рефлекторное,
- оперантное.
Первые два вида поведения были описаны Павловым и получили у Скиннера название респондентное поведение. Оперантное поведение играет решающую роль в адаптации организма к внешним условиям. Оперантное поведение (научение) - спонтанное, добровольное поведение, которое нельзя вызвать искусственно, но вероятность его можно повысить, если за ним последует подкрепляющее событие или положительный стимул.
Главной характеристикой оперантного поведения является его зависимость от прошлого опыта, или последнего стимула, получившего название подкрепления. Поведение усиливается или ослабляется в зависимости от подкрепления, которое может быть положительным, отрицательным и нейтральным, однако положительное подкрепление наиболее эффективно в формировании желательного поведения. Процесс подкрепления за совершенное действие называется обусловливание.
На основе подкрепления можно построить всю систему обучения
(программированное обучение) и воспитания человека.
Современное применение принципов оперантного обучения Скиннера широко. Его теория и практические результаты исследований получили широкое применение в педагогике (обучение навыкам общения) и медицине (биологическая обратная связь), в мире бизнеса и в рекламной практике (принцип небольших подарков и накопленных бонусов).