Основные тенденции в развитии философии и психологии нового времени
Развитие психологии в Эпоху Возрождения
Период Возрождения наступает после эпохи средневековья и датируется 14-16 вв. Он характеризуется активизацией культурной и научной жизни. В той или иной степени он затронул большую часть стран средневековой Европы. Активно идеи эпохи Возрождения развивались в Италии и Испании.
В 1440 г. немецкий мастер Иоганн Гуттенберг изобрел первый печатный станок- - началась эпоха книгопечатания. Первым в печатную форму перевели философские трактаты античных авторов. Расцвет переживали все виды искусства: литература, живопись, скульптура, архитектура.
В Европе начинаются активные процессы урбанизации, появляются университеты. Образование приобретает огромное значение.
Эпоха Возрождения - период великих открытий в области астрономии (Николай Коперник - идея гелеоцентризма, Джордано Бруно - идея о бесконечном множестве миров во Вселенной, Галилео Галилей), географии, физики и т.д.
Ученые эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей, новые философы вновь обращаются к Аристотелю, его пониманию души. Споры и разногласия исследователей касались вопроса о бессмертии души.
Первая группа (аверроисты) разделяли разум и душу и считали разум, высшей частью души. Вторая группа (александристы) настаивала на целостности аристотелевского учения и его тезисе о том, что все способности души исчезают вместе с телом.
В целом этап развития психологии в эпоху Возрождения можно охарактеризовать, с одной стороны, как возвращение к традициям и ценностям античной философии и психологии с их антропоцентризмом и определением души как главного предмета изучения, но с другой - и как этап возникновения принципиально новых, неизвестных античным мыслителям особенностей понимания человеческой природы (человек - творец над всеми остальными элементами мироздания).
Итальянец Леонардо да Винчи (1452-1519) считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности и преобразовывать природу своим творчеством, а высшей ценностью является не божественный разум, а сила и продукт творца.
Испанский врач Хуан Луис Вивес (1492-1540) в книге «О душе и жизни» утверждал, что главным и единственно верным способом познания природы человека являются наблюдение и опыт. Также он утверждал, что на природу ребенка можно влиять, если правильно его воспитывать.
Другой врач, Хуан Уарте (ок. 1530-1592), в своей книге «Исследование способностей к наукам» впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.
Важнейшей особенностью эпохи Возрождения является возрождение естественнонаучного направления, развитие науки и рост знаний. Из всех областей естественнонаучные направления следует особо отметить развитие в разных странах медицины, анатомии и физиологии человека.
Так постепенно складывалось познание путем опыта, которое приходило на смену догмам и схоластике.
Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин «психология» (1590). Это указывает на возросший интерес к психологическим вопросам и позволяет понять успехи психологического анализа в XVII. в. у Ф. Бэкона и Р. Декарта.
В 17 в. начали интенсивно развиваться науки: физика (И.Ньютон), астрономия (И. Кеплер), биология (Уильям Гарвей - описал большой и малый круги кровообращения), химия (Роберт Бойль). В некоторых периодизациях истории этот период получил название «научной революции».
Психология искала собственный предмет исследования, конкретное определение области своей деятельности. Происходит уточнение предмета психологии как науки о сознании. Исследование содержания и функций сознания подвело ученых к изучению его роли в человеческой жизни, следовательно, и в поведении человека.
В философии и теории познания наметились два течения эмпиризм и рационализм. Два направления различаются в подходах к решению основных проблем познания.
Проблема | Рационализм | Эмпиризм |
Происхождение знания | Знание врожденно | Знание - результат опыта |
Соотношение чувственного опыта и логического мышления | Приоритет логического | Приоритетность чувственного опыта |
Познаваемость мира | Мир непознаваем | Мир познаваем |
Взаимоотношения психического и телесного | Психическое и телесное - это отдельные субстанции, несводимые друг к другу | Идея дуализма души и тела (психофизиологический параллелизм) |
Метод | Дедукция (О-Ч) | Индукция (Ч-О) |
Представители | Г. Лейбниц, Р. Декарт | Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк |
Таким образом, эмпиризм определял в качестве основы всех человеческих знаний ощущения, процесс познания рассматривался как единый, имеющий несколько ступеней - от ощущения к мышлению, т. е. процесс постепенного восхождения от частного к общему, а рационализм отдавал приоритет мышлению