Философские представления Сократа
Идеалистические гуманистические философские концепции.
Атомистические материалистические концепции души.
Генезис и характерные черты античной философии
Греция оказалась географическим центром, где возникла новая форма духовной жизни человечества - философия, как попытка осмысления мира и человека в нем. Из философских размышлений сформировалась традиция национального мышления в ключе причинно- следственных отношений.
Греция являлась государством, в котором активно развивалась мореходство и внешняя торговля, что способствовало развитию кросскультурных контактов и формированию многомерной картины мира. Кроме того греческая цивилизация представляла собой культуру свободную от насильственной религиозности. В Греции развивались политические и военные институты, ремесла.
Эпоха Античности продолжалась с 6 века до н.э. до 2-3 веков н.э. Внутри нее выделяются 3 периода:
1. Атомистическая материалистическая античность(характерно: интерес к космосу, поиск первопричин мира, одушевление мира, приписывание ему свойстgразумности и справедливости)
2. Гуманистическая идеалистическая античность(характерно: интерес к человеку, его взаимоотношениям с миром, создание концепции высшего мира, признание разума высшей человеческой ценностью, изучение связи души и тела)
3. Поздняя античность (характерно: создание религиозной концепции человека, признание факта греховности человека, формирование ценности страдания)
В античности существует 2 основополагающие философские школы:
- милетская (ионическая)
- элейская.
Представители милетской философской школы занимались поиском и обоснованием четырех первоэлементов мира. Ее основатель Фалес Милетский, по словам Аристотеля, - отец науки, полагал, что первопричиной мира является вода, Анаксимен считал основной субстанцией Вселенной воздух, Гераклид - огонь.
Основная идея элейской школы - основу мира составляют четыре первоэлемента (земля, огонь, воздух, вода) и их сочетания. Основными представителями данной школы были Алкмеон (вывел первую наивно-рационалистическую концепцию мышления и начал первым производить опыты над мозгом животных), Эмпедокл (впервые сформулировал эволюционную идею выживания за счет приспособления) и Демокрит.
Демокрит (460-395 гг до н. э.) – основоположник атомистической материалистической философии. Основные идеи:
- все предметы, как живые, так и неодушевленные наделены душой
(панпсихизм);
-душа человека материальна и состоит из атомов особого рода, атомы души рассеяны по телу человека и всегда подвижны;
- тело и душа взаимосвязаны, но когда сложные тела распадаются,
практически все атомы души покидают тело;
- в процессе дыхания человек обменивается с окружающим пространством своими атомами, с каждым актом дыхания душа обновляется (вспомнить о современных дыхательных техниках);
- при болезни изменяются пропорции атомов, а старея человек теряет подвижные атомы;
- процесс познания имеет два уровня: восприятие (чувства) и мышление,
Демокрит различает качества, существующие объективно (атомы и пустота), и качества, существующие в «общем мнении» (в воприятии и мышлении), то есть появляется проблема соотнесения субъективного и объективного.
Сократ (470-399 гг до н.э.) - мастер устной традиции, философ. Наиболее полное представление о его идеях мы получаем из «диалогов» его ближайшего ученика Платона. Сократ обсуждал проблемы теории познания, этики, политики, педагогики. Смысл деятельности Сократа (диалектика - нахождение истины в беседе) состоял в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ (сократический метод).
Он впервые рассматривал душу, как источник нравственности человека, а не источник его активности (в противовес Демокриту). Нравственность реализуется в поступках людей. Сократ связывал нравственность с разумом. Он придерживался мнения, что душа и тело разделены: душа - это разум, она бессмертна и божественна, а тело - инструмент на службе у души.
Девиз Сократа гласит: «Познай самого себя» Под познанием он понимал не обращение вовнутрь к своим переживаниям, а анализ поступков и отношение к ним.