Эргономический анализ объекта архитектурной среды

Оценка степени огнестойкости зданий и сооружений.

Здание состоит из разнообразных конструктивных элементов, обладающих различной огнестойкостью. Способность зданий в целом сопротивляться разрушению в условиях пожара характеризуется степенью огнестойкости. Степень огнестойкости – это нормативная характеристика здания или сооружения.

Здание кинотеатра «Россия»

 

Выполнил: ст. гр. А-523

Черкасова В.В.

Принял: преподаватель

Нестеров Д.И.

Челябинск

Описание. Анализ исходной ситуации

"Россия" - один из старейших кинотеатров города, был построен в 1961 году. С первых дней своего существования "Россия" стала знаковым местом культурного отдыха горожан Металлургического района. Со временем советский двухзальный кинотеатр утратил былое значение для жителей ЧМЗ. Второе дыхание "развлекательному" учреждению времен СССР подарила компания НЭП-холдинг. После капитальной реконструкции "Россия" превратилась в современный кинокомплекс. В сентябре 2003 состоялась церемония открытия обновлённого кинокомплекса (Рисунок 1).

Рисунок 1. Кинотеатр «Россия», 2003 г.

Рисунок 2. Кинотеатр «Россия», 2009г.

Рисунок 3. Кинотеатр «Россия», 2009г.

Здание кинотеатра «Россия» расположено в Металлургическом районе, по улице Богдана Хмельницкого, на главной площади района (рисунок 4). Оно связано с парком, спортивным комплексом, широкой и протяжённой аллеей, которую венчает ДК «ЧМК». Перед зданием располагается пространство сквера, включающее в себя площадку, на которой устраиваются летние кафе. Сквер обрамлён с западной и восточной стороны карманами для парковки автомобилей, а со стороны главной улицы – двумя торговыми павильонами (Рисунок 3), оформленными в стиле здания кинотеатра. Павильоны одновременно являются остановочным комплексом для общественного транспорта. У северного фасада здания располагается платная охраняемая парковка.

Рисунок 4. Ситуационный план.

Таким образом, территория кинотеатра «Россия» в своём составе имеет летнюю зону отдыха, три площадки для парковки автомобилей, прямой подход к зданию с места остановки общественного транспорта, два торговых павильона, участки декоративного городского озеленения (клумбы).

Композиционный анализ

Здание кинокомплекса «Россия» расположено в непосредственной близи от жилых единиц и основных крупных транспортных потоков, остановок общественного транспорта. Главными композиционными осями являются ось вдоль улицы Богдана Хмельницкого и центральная ось здания «России» (рисунок 5), на которую нанизаны важные композиционные узлы: остановочный комплекс, сквер, входная группа кинокомплекса. Второстепенные оси образуются по углам фасадов жилых зданий, между которыми заключено пространство кинотеатра, и проходят диагонально к центральной части кинотеатра.

Рисунок 5. Композиционная схема

Таким образом, выстраивается чёткая геометрическая схема подчинения здания кинотеатра «Россия» основным пешеходным и транспортным потокам. Выявленная система имеет вид равнобедренного треугольника, разделённый на две равные части по высоте, в вершине которого расположен анализируемый объект.

План

В процессе геометрического анализа плана выявлены следующие особенности.

Во-первых, всё пространство кинотеатра и прилегающая территория находятся в модульном соотношении друг с другом. Модуль составляет 1:1 и 1:2. За основной размер приняты условные размеры здания кинотеатра в плане.

Рисунок 6. Модульная схема

Во-вторых, всё пространство, нанизанное на главную центральную ось кинокомплекса, подчинено его объему в пропорциональном соотношении. Таким образом, площадка перед входом в кинотеатр перетекает в пространство сквера, которое переходит в объем площади. Своеобразным переходным элементом являются торговые павильоны. Они сглаживают высотный перепад и отгораживают сквер от автомобильной дороги и площади.

Рисунок 7. Схема соподчинения.

В итоге, здание кинотеатра « Россия» утоплено вглубь относительно красной линии основной застройки. За счет чего образовано рекреационное пространство, организованное в виде сквера с местами для отдыха. Объем кинокомплекса составляет единое целое с объемом прилежащего сквера посредством выстроенной композиции плана. В плане кинотеатр и сквер имеют единую центральную ось и симметричную композицию (рисунок 5). Классические прямоугольные объемы здания перетекают в прямоугольную композицию сквера. Вход в рекреационное пространство обрамлено двумя торговыми павильонами, также симметричными относительно оси здания кинотеатра и сквера. Однако за счёт компактной планировки, при взгляде на фасад со стороны улицы Б. Хмельницкого павильоны не позволяют обозреть всё пространство и фасад кинотеатра.

Фасад и объем

Главный фасад здания кинотеатра можно разделить на три яруса. Первый ярус выдвинут относительно основного объёма. В структуре всего кинокомплекса он имеет важное узловое и распределительное значение : «встречает» посетителей, разделяет потоки, является функционально насыщенной зоной. Первый этаж выделяется не только в объеме , но и цветовым решением и выбором оформления : цоколь выделен терракотовым штучным материалом, а объем затемненным зеркальным остеклением в тёмной раме. Верхняя часть объёма первого яруса решена в манере основного объема (светлая бежевая отделка) и является плоскостью для рекламно-информационных носителей.

Рисунок 8. Фасад. Пропорциональная схема.

Второй и третий ярусы разделены не так явно декоративным выступом. Однако в продолжении первого яруса на центральной части второго яруса возникает остеклённая плоскость. Она создаёт акцент на центральной части здания и на входной группе. Завершает остекление часть светлого фасада, пластика которого сглаживает декоративную остеклённую плоскость и главный объем здания. Фасад не выделяется обилием деталировки, возможно вследствие реконструкции. Размеры объема здания выстроены в пропорциональном соотношении с размерами человека (Рисунок 8)

Пространство не является преувеличенным или зажатым, логическое построение композиции, пропорциональность и сомасштабность форм создают комфортное ощущение. Анализируемый фрагмент среды является антропометрически оптимальным для человека. Основной объем с выступающим фронтоном держит открытое пространство. Принадлежность здания к классическому стилю диктует простоту и строгость форм и линий, прилегающая территория выполнена с использованием простых геометрических форм.

Художественно-эмоциональное впечатление от объекта

Возле объекта не наблюдается эффекта эха, гулкости. Здание находится на достаточно открытом пространстве, что исключает появление звуковых искажений. Рядом проходят неширокие, но загруженные автомобильные пути. Единственные шумовые источники – это людская толпа, уличное радио и шум с автомобильных проездов.

Ауральная атмосфера достаточно положительная. Отсутствие крупных магистралей в непосредственной близости, отгороженность зелеными насаждениями от рядом проходящих автомобильных путей дает низкую загазованность среды. Нет неприятных запахов ,поблизости не наблюдается мусорных свалок, открытых канализационных люков и прочих неприятных для осязания объектов.

Зрительные ощущения - положительны. Исследуемая среда возле объекта является преимущественно зоной отдыха, организации которой способствуют небольшая этажность зданий. Среда воспринимается достаточно легко. Этому способствует открытость пространства. Пространство легко прочитывается в невысоких ландшафтных объектах, расставленных акцентах, горизонтальных протяженных объектах и вертикальных доминантах.

Цветовая гамма светлая сдержанная: основной – светлый бежевый, темные контрастные акценты выполнены тонированным зеркальным остеклением. Что оставляет теплое, но строгое ощущение.

Соотношение среды и проектируемого объекта

В анализируемом пространстве здание кинотеатра является доминирующим. Оно выделено из жилой застройки (вынесено за красную линию улицы), оформлено зоной отдыха и малыми архитектурными формами. При этом гармонично сочетается со средой за счёт того, что окружающие его жилые постройки малоэтажные.

Транспортно-коммуникационный анализ

Рассматриваемый объект архитектурной среды главным фасадом выходит на важную и загруженную улицу района (ул. Б. Хмельницкого), северный фасад выходит на улицу квартального значения, которая не содержит светофоров и не загружена постоянным потоком, она является подъездом к парку и спортивному комплексу.

Рисунок 9. Схема транспортных потоков.

Вдоль восточного фасада проходит дополнительный подъезд с двухсторонним движением к этим объектам. Вдоль западного фасада – дорога с односторонним движением, служащая в основном для заезда во дворы и выезда на основное направление.

Существующие объекты общественного значения были закомпанованы с не достаточным количеством мест для парковки и, по всей видимости, в дальнейшем приняли решение забрать всё пространство у северного фасада здания кинокомплекса под охраняемую парковку(рисунок 9). Также карманы для стоянки автомобилей находятся у западного и восточного фасадов. Большое количество автомобилей и плохо организованные места автопарковок несколько портят впечатление от объекта, так как создают трудности для пешеходов. В рамках капитальной реконструкции передо мной встала непростая задача в разграничении пешеходных и транспортных путей, а также по организации мест для стоянки автомобилей.

Рисунок 10. Схема движения пешеходов.

10) Коммуникационные элементы дизайна в пространстве анализируемого объекта представлены только рекламными плоскостями на фасаде здания , информационные тумбы и указатели отсутствуют.

Колористический анализ

Осязательные ощущения нейтральные. Здание не выделяется массивной отделкой, фактура слабо выражена. Нет отделанных холодным гладким камнем поверхностей, присутствуют элементы сплошного остекления, нет отделки фасада пластиком и другими популярными отделочными материалами. Здание имеет невысокий темный цоколь и окрашенные в светлые тона поверхности, контрастным цветом подчёркнуты первый этаж и центральная часть здания, поэтому создается впечатление спокойствия и уюта. Рассматриваемая среда с наличием элементов малых архитектурных форм кажется игрушечной, в то же время спокойной и комфортной.

Между видом деятельности и формой пространства существует неразрывная связь. Рассматриваемая среда предназначена для отдыха, культурного времяпрепровождения. Пространство рассчитано на большое количество людей, поэтому является максимально нейтральным. Однако, здание кинотеатра построено в послевоенное советское, что ощущается в строгости форм, отсутствии излишеств, чёткой организации пространства, прилегающего к зданию, в наличии объединяющей темы здания и окружения. Это можно проследить в детальной проработке пространства: фонари, клумбы, малые формы. Ступени на фасаде и отделка цоколя продолжаются в оформлении сквера – ступенях, клумбах.

В связи с недавней реконструкцией здание приобрело оттенок современных, технологичных, бизнес-построек, которые, как правило, не удовлетворяют требованиям видеоэкологии. В частности центральная часть здания выглядит несколько чужеродно относительно основного объема, который не отделан навесными фасадами и не остеклён, а окрашен. Реконструкция, однако, не коснулась пространства сквера, так как оборудование уже требует замены, отсутствуют скамьи, на которых бы отразились новые технологии, как на фасаде. За счёт несвязанности элементов объект выгладит незаконченным.

Анализ элементов оборудования

Основные элементы оборудования:

 

Фонарные столбы, урны, клумбы, оборудование для клумб, ограждение. Оборудование, оставшееся со времен СССР, нуждается в реставрации и замене, либо в технологическом ремонте. К примеру, некоторые фонарные столбы находятся в нерабочем состоянии. Необходима реконструкция системы верхнего основного освещения, установления разноуровневого освещения, подсветка ландшафтных объектов. Клумбы нуждаются в модернизации, в насыщении элементами ландшафтного дизайна. В качестве реконструкции мест для сидения в сквере проектом предлагается поднять уровень газонных участков и в качестве элементов для сидения и отдыха использовать подпорные стенки и бортики. Предполагается установление ограждающего оборудования, которое бы повторялось в дизайне других малых форм.

Эргономический анализ

Объект не загружен декоративным оформлением. Все дополнительные объемы соразмерны человеку. Таким образом, создается ощущение воздуха – на большом объеме грамотно рассосредоточены соразмерные человеку детали. Вертикальное членение здания на два яруса, причём неравных по высоте, создает эффект приземленности (для нижнего яруса) и в то же время – устремленности вверх (выделенная центральная часть).На это также указывает чистая поверхность стены второго яруса на фоне членения и рустовки первого. На нижнем ярусе использованы антропометрически соразмерные детали : фонари, двери, окна, афиши – всё это делает объем «близким» человеку. Второй ярус явно гипертрофирован, что добавляет торжественности и строгости зданию. Горизонтальное членение объекта – углубление входной центральной части здания на первом ярусе и выступающая центральная часть второго яруса, оформленная остеклением, выделяет композиционный центр объекта и акцентирует внимание на входном пространстве. Для дополнительного привлечения внимания на парадной части объекта используется восходящая лестница.

Указателями масштаба служат дверные проемы и остекление, а так же элементы рустовки, лавочки, рекламные щитки, фонари, деревья, подпорные стенки, ступени.

Анализируемый объект никак не прерывает движение пешеходов. Его фасад не мешает основному потоку пешеходов. Остановки могу случиться на углу, где предусмотрены стенды с афишами и программами.

Нижняя часть объекта предусматривает движение пешеходной линии вдоль. Центральная часть «останавливает» пешехода, следующего прогулочным шагом, или заставляет спешащего человека сбавить темп, таким образом, привлекая внимание к входу и стендам. Прогулочный шаг дает возможность обратить внимание на фрагменты оформления среды, архитектурные детали, а так же выделение главного входа. При более внимательном изучении объекта можно заметить более мелкие элементы, рекламные послания; рассмотреть детали и черты, характерные для времени постройки объекта.

Рассматриваемое пространство является удобной и комфортной средой обитания: антропометрически соразмерное оборудование, простое понятное пространство, доступность, безопасность за счет четко отгороженных пешеходных путей и площадок от автомобильных. Целесообразно организовано пространство перед кинотеатром – позволяет отдохнуть, прогуляться, осмотреть объект издалека.

Социологический анализ

Здание кинотеатра «Россия» является объектом районного значения, так как Металлургический район находится в некоторой изоляции от основных городских развлекательных центров. Кинокомплекс включает в себя не только залы для просмотра киноновинок, но и кафе, взрослую игровую зону, детские аттракционы. «Россия» располагается на доступном расстоянии со всех точек района, на важной районообразующей улице. Через здание кинотеатра проходит большинство маршрутов общественного транспорта.

Заключение

Анализируемый объект имеет важное социальное значение в структуре города, поэтому требует пристального внимания. В результате системного анализа был выявлен как ряд положительных моментов как то: месторасположение, связь с культурно-развлекательной структурой района, композиционные особенности, продуманная эргономичность, целесообразность, нацеленность на широкий круг посетителей,- так и ряд отрицательных: к сожалению, оборудование устарело, фасад здания приобрёл черты современных бизнес-сооружений, неорганизованные места для хранения автомобилей. Однако, ситуация не является не является критической. Отрицательные моменты можно сгладить организацией закрытой многоуровневой парковки, обновлением или ремонтом оборудования, привнесением в ландшафт современных тенденций и технологий дизайна.