Народные движения в эпоху Петра Первого.

Петровские реформы органов государственной власти и управления. Утверждение абсолютизма

В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

Важнейшими являлись реформы государственного аппарата, управления. В России государство к тому времени начинает играть необычайно большую роль во всех сферах жизни, а в идеологии складывается буквально культ абсолютистского государства. В то же время прежний государственный аппарат, содержавший в себе много архаических черт, не справлялся со стоявшими перед ним задачами, государственная машина давала сбои...

Указом 2 марта 1711 года был образован новый высший орган исполнительной и судебной власти — Сенат, обладавший значительными законодательными функциями. Он заменил Боярскую Думу. Чем не устраивала Петра Боярская дума, в чём смысл и значение проведённой реформы?

Ответ на эти вопросы дал ещё В.И.Ленин: «Монархия XVII века с боярской думой не похожа на чиновничьи-дворянскую монархию XVIII века». Следовательно, отличие монархии XVII века от монархии XVIII века состояло в том, что первой сопутствовала Боярская дума, в то время как характерной особенностью второй являлось управление страной при помощи дворян-чиновников.

Назначения в Сенат, как и освобождение от присутствия в нём, производились царём, руководствовавшимся при этом отнюдь не породой, а способностями кандидата в сенаторы. В итоге зависимость сенатора от царя была неизмеримо большой. В этом проявилась одна из черт утверждавшейся в России абсолютной, то есть неограниченной монархии.

В 1711г. вместо Боярской думы был образован Правительствующий Сенат, состоявший из 9 человек, назначенных монархом. Трое являлись представителями знати (князья М. В. Долгорукий, Г. И. Волконский, П. А. Голицын), трое - бывшие члены Боярской думы и трое - из дворян. Решения Сената принимались коллегиально, на общем собрании и скреплялись подписями сенаторов. Сенат занимался вопросами комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал финансы. Он также являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом. Для этого были введены должности фискалов, которые доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и тому подобных действиях, наносящих вред государству. Ими руководил обер-фискал, входивший в состав Сената. Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата - особое судебное присутствие из четырех судей и двух сенаторов. Петр поощрял фискалов, освободив их от податей, подсудности местным властям и даже ответственности за ложные сведения.

Хотя Сенат был руководящим контролирующим органов, но и за его деятельностью был установлен контроль. За работой Сената следил генерал-прокурор (П. И. Ягужинский) и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры во всех других учреждениях. Генерал-прокурор контролировал всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Сам генерал-прокурор и его помощник обер-прокурор подчинялись только царю, подлежали только его суду. Действуя через подчиненных ему прокуроров и фискалов, генерал-прокурор выступал как “око царево и стряпчий о делах государственных”.

В 1717- 1721 гг. приказы были заменены коллегиями. Они отличались единообразными штатами и четким разграничением обязанностей. В 1718г. были ликвидированы старые приказы и взамен их введены коллегии. Было учреждено всего 11 коллегий:

1)Коллегия "чужестранных дел";

2)Коллегия военных дел;

3) Адмиралтейств-коллегия (по военно-морским делам);

4) Камер-коллегия (ведавшая сбором государственных доходов);

5) Штатс-коллегия (ведавшая государственными расходами);

6)Ревизион-коллегия;

7)Берг-коллегия (ведавшая горной промышленностью):

8)Мануфактур-коллегия (ведавшая всей остальной промышленностью);

9)Коммерц-коллегия (ведавшая торговлей).

Несколько позднее были учреждены Вотчинная коллегия, которая ведала делами Поместного приказа, и Юстиц-коллегия. На смену прежнему, весьма хаотичному приказному управлению, пришли новые центральные учреждения отраслевого типа. Во главе каждой коллегии стоял президент, при нем вице-президент, несколько коллежских советников и асессоров. В каждой коллегии была канцелярия во главе с коллежским асессором и архивариусом. Большое значение имела личная канцелярия Петра, которая называлась "Кабинетом".

Коллегии не охватывали всех отраслей управления. По-прежнему дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело и некоторые другие находились в ведении специальных приказов, палат и контор.

С учреждением сената ратуша, хотя не была уничтожена, но потеряла своё прежнее значение, и власть губернаторов стала простираться на торговое сословие. Губернаторам было отдано ямское дело, а ямской приказ был упразднён. На них же было возложено отыскание металлических руд, и особый существовавший до сих пор приказ рудных дел был уничтожен. С целью преобразования монетной системы учреждено особое место, так называемая купецкая палата».[1]

Новое положение о Сенате в 1722г. зафиксировало его статус как высшего государственного учреждения империи. Сенат в руках Петра стал послушным орудием монарха по управлению страной.

Ломке было подвергнуто и все областное управление. Указ 18 декабря 1708 года извещал о намерении создать 8 губерний. До осуществления губернской реформы страна делилась на 250 уездов, непосредственно подчинявшихся центральным учреждениям в Москве – приказам. Теперь между уездной администрацией и приказами должна была появиться промежуточная инстанция – губернские власти. Во главе губернской администрации стояли губернаторы, пользовавшиеся на управляемой территории всей полнотой судебной, административной и военной власти. Губернаторами Пётр назначал близких себе людей. Во главе Петербургской губернии был поставлен Меньшиков, Воронежской – адмирал Фёдор Матвеевич Апраксин, Казанской – его брат Пётр Матвеевич, Московской – боярин Тихон Никитич Стрешнёв. Губернские учреждения должны были начать работать с 1710 года. Вся страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую и Ингерманляндская. Позднее были образованы еще три новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская, а Смоленская была расформирована. У губернатора был свой штат помощников. В 1713г. была сделана попытка создать при губернаторе "консилиум" (совет) из местных дворян.

Губернские учреждения должны были укрепить местную администрацию. Огромные права губернатора позволяли ему оперативно подавлять вспышки недовольства в самом зародыше. Учреждение губерний давало правительству ещё одно преимущество – появилась возможность более эффективно взимать налоги, набирать рекрутов и мобилизовывать людей на строительные работы. Эффективность обеспечивалась наличием в распоряжении губернаторов воинских команд, используемых и для выколачивания недоимок, и для привлечения на службу в армию и во флот крестьян и горожан.

В 1719г. областная реформа получила дальнейшее свое развитие: основной административной единицей на местах стала провинция. Всего было образовано 50 провинций. Во главе каждой из провинций стоял воевода, оказавшийся в зависимости от губернатора. Воевода руководил канцеляриями рекрутского сбора, розыскных, провиантских дел, таможней и другими учреждениями. Каждая провинция в свою очередь разделялась на дистрикты. Во главе каждого дистрикта находился комиссар из состава местного дворянства. Одной из мер укрепления государственной власти на местах была система расквартирования войск. Полковой дистрикт имел большое значение как военно-полицейская административная единица.

Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

Утверждение Абсолютизма В России

Преобразование центрального и местного государственного управления Абсолютизм в России складывался во второй половине XVII в., но его окончательное утверждение и оформление относится к первой четверти XVIII в. Абсолютная монархия осуществляла господство дворянства при наличии складывавшегося класса буржуазии. Абсолютизм пользовался также поддержкой купечества и мануфактуристов, умножавших свои богатства благодаря получаемым льготам, поощрению торговли и промышленности. Утверждение абсолютизма сопровождалось усилением централизации и бюрократизации государственного аппарата и созданием регулярной армии и флота. В проведении реформ государственного управления было два этапа. Первый из них охватывает 1699—1711 гг.— от создания Бурмистерской палаты, или Ратуши, и первой областной реформы до учреждения Сената. Административные преобразования этого периода осуществлялись поспешно, без четко разработанного плана. Второй этап падает на более спокойные годы, когда самый тяжелый период Северной войны остался позади. Проведению преобразований на этом этапе предшествовала длительная и планомерная подготовка: изучалось государственное устройство западноевропейских государств; с участием иностранных правоведов составлялись регламенты новых учреждений. При их составлении были использованы шведские регламенты, соответствующим образом переработанные и дополненные применительно к русским условиям. Петр I предупреждал: «Которые пункты в шведском регламенте неудобны или с сетуациею сего государства несходны, и оные ставить по своему разсуждению». В проведении реформ Петр I проявил выдающиеся способности, исключительную энергию и настойчивость в осуществлении намеченных планов. Законодательные акты начала XVIII в. закрепили неограниченный характер царской власти: «Его царское величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Вместо Боярской думы, к этому времени сократившейся в своем составе, был учрежден Правительствующий Сенат. Первоначально Сенат был создан в качестве верховного органа управления на период отсутствия царя, лично участвовавшего в Прутском походе, но затем он превратился в высшее бюрократическое учреждение, непосредственно подчиненное царю. В отличие от Боярской думы, комплектовавшейся по принципу знатности происхождения, Сенат состоял из немногих (9 человек) доверенных лиц, назначенных царем независимо от их родовитости. Сенат подготовлял новые законы, ведал всей системой центрального и местного управления, занимался комплектованием армии и флота и сбором налогов. Одновременно с Сенатом для тайного надзора за исполнением указов был учрежден институт фискалов. Фискалы в городах и губерниях подчинялись обер-фискалу Сената. После организации Сената началась замена старинных приказов новыми центральными учреждениями — коллегиями. Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Если до того сбором налогов и их распределением ведали десятки разнообразных приказов, то со времени организации коллегий основные статьи бюджета находились в ведении двух учреждений — Камер-коллегии и Штатс-контор-коллегии. В составе новой коллегиальной системы появились ранее отсутствовавшие учреждения, ведавшие юстицией, промышленностью и торговлей. В коллегиях, каждая из которых состояла из десяти человек (президента, вице-президента, четырех советников и четырех помощников их — асессоров), все решения принимались не единолично, а большинством голосов. В отличие от приказов компетенция коллегий по определенному кругу вопросов распространялась на всю страну. В 1718—1721 гг. было создано 11 коллегий. Коллегии — Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел составляли группу «трех первейших государственных коллегий». Камер-коллегия ведала расходами, а Штатс-контор-коллегия - доходами государства. Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль. Торговля и промышленность находились в ведении Берг-коллегии, Мануфактур-коллегии и Коммерц-коллегии. Юстиц-коллегия ведала судами и являлась для них апелляционной инстанцией. Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, охраняла владельческие права дворянства на землю и на крепостных крестьян. Первоначально все президенты коллегий являлись членами Сената. Но уже в 1722 г. Петр I признал, что «сие сначала неосмотря учинено было», ибо такой состав Сената лишал возможности контролировать работу коллегий и противоречил принципу подчиненности низших учреждений высшему. Президенты большинства коллегий, за исключением «трех первейших», были выведены из состава Сената. В том же году Петр учредил высшую в государстве должность генерал-прокурора. В учредительном указегенерал-прокурор назван «яко око наше и стряпчей о делах государственных». Ему было поручено «накрепко смотреть» за деятельностью Сената и всех государственных учреждений. Местные учреждения также были преобразованы. Старое дробное деление страны на уезды, подчиненные непосредственно приказам, находившимся в столице, не удовлетворяло новых потребностей государства. По новому административному делению, введенному после подавления восстания на Дону, были установлены более крупные единицы — губернии. Страна была поделена на восемь губерний (Архангелогородская, Петербургская, Московская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская) во главе с губернаторами, обладавшими широкими военными, финансовыми и полицейскими полномочиями. В подчинении губернаторов находились должностные лица, ведавшие определенными отраслями управления (обер-комендант, отвечавший за состояние военного дела, обер-комиссар, ведавший сбором денежных и натуральных налогов, и др.). Вторая областная реформа (1719 г.) основной единицей административного управления сделала провинцию, более мелкую, чем губерния. Таких провинций было около пятидесяти. Деление на губернии сохранилось, но во власти губернаторов остались лишь военные дела, а по остальным вопросам провинциальные воеводы сносились непосредственно с центральными учреждениями. Провинции, на которые была поделена Россия по второй областной реформе, являлись отдаленными предшественницами губерний, организованных при Екатерине II. Чиновники губернских и провинциальных учреждений, равно как и члены коллегий, назначались из дворян и составляли дорогостоящую бюрократическую машину управления. Реорганизация армии и создание военно-морского флота Вместе с преобразованиями административного аппарата создавались по-новому организованные регулярная армия и военно-морской флот — военный оплот абсолютизма. Реорганизация армии началась с разработки нового воинского устава (1698 г.) и создания гвардии и регулярных полков. Трижды выступавшие (в 1682, 1689 и 1698 гг.) стрельцы, по отзыву Петра, «воистинно только пакасники, а не воины были» и не внушали царю доверия ни в военном, ни в политическом отношении. В 1699 г. правительство произвело первый набор рекрутов для постоянной строевой службы в регулярных полках, по одному человеку с определенного числа крестьянских и посадских дворов. Из рекрутов было сформировано 27 пехотных полков. Помимо организованных в эти годы специальных военно-учебных заведений, своеобразной школой подготовки офицерского состава являлись гвардейские полки, Семеновский и Преображенский, в которых дворяне проходили службу рядовыми, после чего назначались офицерами в полевые полки. При Петре I было проведено 53 рекрутских набора. К 1725 г. полевая армия (пехота, кавалерия, артиллерия) насчитывала около 130 тыс. человек, не считая гарнизонных и иррегулярных войск. Выход к Азовскому и Балтийскому морям позволил приступить к созданию военно-морского флота. В 1703 г. начала работать судостроительная верфь на реке Свири. Здесь в августе того же года был спущен на воду первенец Балтийского флота — фрегат «Штандарт». Вскоре со стапелей Адмиралтейской верфи в Петербурге стали сходить другие корабли. К 1724 г. русский флот стал самым мощным на Балтике. Реформа церковного управления Утверждение абсолютизма значительно изменило положение церкви. Правительство еще с XVI в. стало принимать меры к ограничению роста землевладения и числа крестьяв духовных феодалов, имея в виду интересы светского землевладения. Однако церковь и монастыри и в первой четверти XVIII в. еще владели примерно пятой частью сельского населения страны. Политика подчинения духовной иерархии светской власти в первой четверти XVIII в. проводилась более решительно, чем прежде. В 1701 г. Петр осуществил частичную секуляризацию церковного имущества, для чего восстановил Монастырский приказ, управлявший монастырскими вотчинами посредством светских чиновников. Значительная часть доходов от монастырских владений поступала с этого времени в общегосударственную казну. Вместо патриаршей власти по образцу светских коллегий была учреждена для управления церковью Духовная коллегия, переименованная позже в святейший Синод. Члены Синода, так же как и прочих коллегий, назначались царем. Эта реформа завершила подчинение церкви светской власти. Дело царевича Алексея Недовольные реформами круги духовенства и знати возлагали свои надежды на царевича Алексея. Этот безвольный и бездеятельный наследник престола стал орудием в руках реакционной группы бояр, которые стремились возвратиться к старым порядкам, отказаться от активной внешней политики и государственных преобразований. Царевич говорил: «Когда буду государем, буду жить в Москве, а Петербург оставлю простым городом, корабли держать не буду... зиму буду жить в Москве, а летом — в Ярославле». Петр неоднократно предлагал сыну либо активно участвовать в государственных делах, либо постричься в монахи. Алексей, следуя совету одного из наиболее близких своих сторонников, А. Кикина, согласился на пострижение. Кикин говорил царевичу, что «клобук не прибит к голове гвоздем» и, если потребуется, его можно снять. Затем Алексей принял другой план: рассчитывая на поддержку императораКарла VI (Алексей был женат на сестре императрицы), он бежал в 1717 г. в Вену, но в следующем году по настоянию Петра I был доставлен в Россию. Началось следствие, вскрывшее замыслы царевича и его сообщников. Специальный суд в составе генералитета, Сената и Синода вынес царевичу смертный приговор. Неудача заговора не была случайной. Поражение боярской оппозиции свидетельствовало о том, что реформы Петра I отвечали интересам основной массы дворянства.

25..ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА.

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа.

В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.

“Морозов сообщает, — указывает Зызыкин, — что сначала в Синод хотели ввести и протестантских пасторов и сделать его высшим административным учреждением и для других христианских Церквей (первое время ему и подлежали лютеранские Церкви). Это было окончательным уничтожением особности Церкви, высший орган которой получал бытие от государства и становился одним из государственных учреждений. В соответствии с этим исповедь и проповедь поставлены на службу государству. Преступления государственные духовник открывал полиции, а проповедь признана была стать одним из политических средств для государства”. О сильном влиянии протестантства указывает и С. Платонов. Он пишет: “С реформой Петра протестантская культура стала широко влиять на Русь”. <10>

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.

Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена прежде всего на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоблюстителя патриаршего престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.

Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод", официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: "Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал) булатный патриарх".

Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой, проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний (образованы в результате членения Казанской губернии), от подати было освобождено только 3044 священника из 8709 (35%).

Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени "княжескую" систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.

Коренные петровские преобразования потребовали огромных усилий, колоссального напряжения сил народов России. Резко ухудшилась жизнь простых людей. На создание армии, флота, промышленности были затрачены огромные капиталовложения. Деньги появлялись за счёт огромного количества налогов и поборов с податного населения, т.е. со всех, кроме дворянства и духовенства. Усугубил налоговый гнёт указ о подушной подати 1718 года. Подушная подать взималась с лиц мужского пола (кроме дворянства и духовенства).

Всё больше усиливается крепостничество. За счёт раздачи государственных крестьян с землёй и пожалование земель, населённых местными народностями и беглыми крестьянами, растёт дворянское землевладение. Формирование регулярной армии проходило путём рекрутских наборов, причём армейская служба была пожизненной. На строительство Петербурга и мануфактур в разных районах страны насильственно сгонялись сотни тысяч крестьян. На мануфактурах, особенно в горной промышленности Урала, крепостной труд стал основным. Сюда принудительно отправлялись нищие, бродяги, беглые, солдатские жёны.

Резкое ухудшение жизни вызвало острое недовольство народных масс. Бегство крепостных стало распространённым явлением; один за одним выходят указы о сыске и возвращении беглых. Притесненное невиданными поборами, трудовой повинностью, рекрутчиной, население многих регионов страны восставало. Эти движения были стихийными и неодновременными. Наиболее крупным из них в первой половине XVIII века стали Астраханское восстание и восстание на Дону под предводительством Кондратия Булавина.

Поводом для восстания в Астрахани послужило насильственное брадобритие и введение одежды иностранного покроя. Всё это сопровождалось налоговым бременем, рекрутскими наборами, грубыми издевательствами, произволом и вымогательствами местного воеводы.

 

Восстание вспыхнуло в ночь на 30 июля 1705 года. Стрельцы и солдаты перебили около 300 начальных людей и иноземцев. На следующий день на кругу восставшие образовали совет старейшин. Он представлял теперь власть народа в городе. По примеру казаков восставшие на общей сходке выбрали атамана (им стал купец Яков Носов) и старейшин. Важнейшие решения принимались на общем собрании. Состав участников восстания: стрельцы, солдаты, посадская беднота.

Восстание охватило обширный район юго-востока страны. Скоро среди восставших начались разногласия. Работные люди, стрельцы и солдаты стояли за вооружённое выступление против правительственных войск. Примкнувшие к восстанию на первом его этапе стрелецкие начальники, купеческая верхушка и духовенство готовы были пойти на примирение с правительством - они даже отправили в Москву свою делегацию с повинной. Раскол среди восставших заранее обрёк выступление астраханцев на поражение.

В 1706 году правительство направило в Астрахань войска. После артобстрела город сдался. Последовала жестокая расправа.

Осенью 1707 года вспыхнуло восстание на Дону. Возмущение казаков вызвало поведение царского полковника, проводившего сыск беглых крестьян с особой жестокостью. Группа повстанцев во главе с Кондратием Булавиным напала на отряд полковника и уничтожила его. После этого повстанцы потерпели поражение, Булавин скрылся. Но весной 1708 года восстание вспыхнуло с новой силой. Во главе снова был Булавин.

Восстание охватило почти весь юго-восток государства. Движущую силу восставших составляли крестьяне и беднейшие казаки. Благодаря восстанию в Черкесске - главном городе донского казачества - Булавину удалось взять этот город. Затем он взял Царицын, основные же силы направил против хорошо укреплённого, с большим гарнизоном Азова. Но взять его повстанцы не сумели.

Теснимые царскими войсками, неся потери, восставшие начали отступать. В этот момент зажиточные казаки организовали заговор, в результате которого Булавин погиб. Несмотря на смерть вождя, восстание получало всё большую поддержку крестьянских масс и продолжало распространяться на центральные районы страны. Стихийное, слабо организованное, восстание было обречено на неудачу.

В октябре 1708 года восстание на Дону было подавлено, но отдельные вспышки крестьянских выступлений продолжались ещё целых два года.

Оба восстания потерпели неудачу из-за типичных черт, присущих народным выступлениям эпохи средневековья: отсутствия зрелой политической программы, единой организации, стихийности, локального характера выступлений.

В первом десятилетии XVIII века среди населения Поволжья и Приуралья восстания, вызванные неслыханным произволом петровской администрации и местных феодалов, были непрерывны. Нередки были в петровскую эпоху и возмущения работных людей на мануфактурах и иных заводских промыслах (например, на уральских металлургических заводах).