Структура и объем курсовой и дипломной работы

 

Объем дипломной работы должен составлять 60-90 страниц, курсовой работы – 30-45 страниц. Приложения нумеруются, но в указанный объем работы не входят.

Данный объем превышать не рекомендуется, поскольку это будет свидетельствовать об отсутствии у студента навыка выбирать главное из собранного материала, неумении сжато излагать суть и итоги проделанной работы. Меньший объем также нежелателен, так как будет указывать на недостаточно тщательную и полную проработку научной информации.

Дипломная работа включает в себя следующие компоненты:

· обложка

· титульный лист

· задание на выполнение дипломной работы

· содержание

· введение

· разделы основной части

· заключение (выводы и рекомендации)

· список использованной литературы

· приложения

Структура курсовой работы такая же, за исключением пунктов «Обложка», «Задание на выполнение дипломной работы».

Обложка и титульный лист являются первыми страницами дипломной работы и заполняются в соответствии с требованиями (Приложения 2,3). Титульный лист курсовой работы заполняется по тому же образцу (Приложение 3).

Обложка и титульный лист не нумеруются, но входят в общее число страниц дипломной и курсовой работы.

Задание на дипломную работу содержит описание исходного материала и источников, перечень разрабатываемых вопросов, список рекомендованной литературы,перечень графического материала (таблиц, диаграмм, схем и др.). Задание утверждается заведующим кафедрой с указанием срока завершения работы. Задание на дипломную работу подшивается в дипломную работу после титульного листа без нумерации, но входит в общее число страниц (Приложение 4).

Содержание следует после титульного листа (в курсовой работе) и задания на дипломную работу (Приложение 5). Фактически оно представляет собой план курсовой или дипломной работы. План должен соответствовать выбранной теме исследования и раскрывать ее основное содержание. Главное назначение плана - показать логическую последовательность и связь между отдельными частями курсовой или дипломной работы.

В содержании приводятся названия глав, параграфов, а также указываются номера страниц, с которых начинаются все приведенные выше компоненты курсовой или диплома. Следует обратить внимание на то, чтобы все заголовки и номера страниц как в содержании, так и непосредственно в тексте совпадали.

Введениесодержит обоснование научной новизны, актуальности и практической значимости темы курсовой или дипломной работы, оценку современного состояния решаемой научнойпроблемы. В нем также должны быть сформулированы цель, задачи,объект и предмет исследования, гипотезы, описаны теоретическая и методологическая основа и практическая база написания курсовой или дипломной работы. Рекомендуемый объем введения 3—5 страниц.

О новизне научной темы можно говорить в том случае, если:

· она ранее не была исследована;

· если подобное исследование еще не проводилось;

· если получены результаты, которых не существовало ранее;

· если впервые сформулированы и обоснованы новые теоретические и методические рекомендации.

Однако весьма редко студент может утверждать, что исследований, подобных его, никем и никогда не проводилось. Уместнее будет определить лишь степень новизны и изученности того аспекта проблемы, который представлен в его работе. Степень новизны может быть отражена в специфике задачи исследования, выборки, ее региональных особенностей, батареи методов и методик, социально-экономических условий, исторического отрезка времени и пр. Например:

Существует достаточное количество психологической литературы, посвящённой проблемам деятельности психолога, работающего на телефоне доверия. Так, авторы рассматривают следующие аспекты: основные принципы работы и этика телефонной помощи, феномен "выгорания" у телефонных консультантов, психотехнические аспекты телефонного консультирования, классификация проблем абонентов телефона доверия, методика работы консультантов, техники телефонного консультирования [15; 16; 17; 18]. Специфика деятельности психологического консультанта в основном изучалась без учёта пола клиента, не рассматривался гендерный аспект взаимодействия консультанта и клиента. В последние годы в психологической науке гендерный подход стал неотъемлемой частью психологического исследования. Вышесказанным обусловлена новизна представленной работы.

Актуальность темы позволяет оценить ее своевременность и важность в научном и/или социальном планах. Актуальность характеризуется с практической и научной точек зрения. Практическая актуальность определяется необходимостью поиска новых знаний для решения прикладной проблемы или важностью разработки методики, имеющей практическую направленность. Научная актуальность — необходимостью решения конкретной научной проблемы в связи с отсутствием определенных знаний, методики исследования в соответствующей области психологии. Следует отметить, что дипломная работа является квалификационной, поэтому оценка выбранной темы с точки зрения научной и социальной значимости характеризует степень научной зрелости и профессиональной подготовленности студента. Ниже приведен пример обоснования актуальности исследования стилей разрешения конфликтных ситуаций в системе «Учитель - учащийся»:

В ранней юности, по Эльконину в 15-18 лет, активно формируется мировоззрение, структура ценностей, самосознание, происходит утверждение гражданской значимости личности [20; 21; 22]. В результате и под воздействием социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юношей и девушек с окружающими их людьми, изменяется отношение к самим себе, к школе, к учебе [23]. Качественные изменения могут приводить к трудностям, возникающим в процессе взаимодействия юношей и девушек с другими людьми. Эти трудности и проблемы могут проявляться в трех основных сферах общения: в семье, с учителями и сверстниками [24; 25].

Специфической особенностью взаимоотношений в учебной группе является влияние учителя на психосоциальную среду класса. Педагог, вовремя подметивший напряженность отношений в классе, в состоянии повлиять на ситуацию и помочь учащимся конструктивно разрешить возникшие проблемы, противоречия и конфликты, но может и сам выступать источником напряжения во взаимоотношениях [26].

Исследованием проблематики конфликтов занимались представители различных психологических школ и направлений (З.Фрейд, Э.Фромм, А. Маслоу, Э.Берн, К.Юнг, К.Хорни), ряд отечественных и зарубежных исследователей (А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов, А.Т.Здравомыслов, К.Боулдинг). Но тема конфликтов не потеряла актуальности и в наши дни. Современное образование претерпевает кардинальные изменения, идет смена старой парадигмы (S → O) на новую (S → S), где обучение строится на диалогических отношениях, где знание выступает как средство для жизни, как целостная картина мира, а учитель должен выступать как медиатор между культурой и личностью ученика [27].

Новая система S → S отношений предусматривает и новые стили и способы разрешения конфликтных ситуаций, в основе которых лежат конструктивные действия.

Практическая значимость предполагает ответ на вопрос кто, с какой целью, каким образом и в какой мере сможет использовать представленные в курсовой или дипломной работе результаты.Например:

Мы полагаем, что результаты исследования будут полезны сотрудникам психологических служб ВУЗов для оказания дифференцированной помощи преподавателям, имеющим различный стаж педагогической деятельности и, возможно, сталкивающимся в ее процессе с неодинаковыми проблемами психологического характера.

Далее логично перейти к формулированию целиисследования. Формулировка начинается с глагола неопределенной формы: выявить, описать, установить, определить, дать характеристику, доказать и т.д. Например:

· выявить специфику и уровень сформированности профессиональной направленности подростков с задержкой психического развития;

· установить связь между личностными особенностями педагогов и их стилем разрешения конфликтных ситуаций;

· систематизировать невербальные характеристики речи психолога-консультанта телефона доверия, способствующие установлению контакта с клиентами разного пола.

Цель работы характеризует ее ожидаемый результат.

Задачи исследования представляют собой сжатое описание тех шагов, которые последовательно приближают к достижению цели. Как правило, количество задач ограничивается 4–5. Их общая структура укладывается в следующую схему:

1. Теоретический анализ научно-психологической литературы по проблематике исследования;

2. Формулирование цели и гипотез исследования;

3. Формирование выборки и подбор методического инструментария, адекватного цели исследования;

4. Математический анализ и психологическая интерпретация полученных данных;

5. Формулирование рекомендаций.

Задачи формулируются с большей или меньшей степенью подробности.

Далее выделяются объект и предмет исследования. Объект- это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которую будет изучать студент. Иначе — это фрагмент изучаемой реальности. Предмет - это те значимые свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет находится в пределах объекта, является его составной частью. Именно предмет содержит в себе центральный вопрос проблемы. Например, если тема заявлена как «Психологический анализ агрессивности подростков», то объектом будет выступать личность подростков, а предметом – агрессивность.

Объектом исследования может быть не только тип индивидов или групп, но также определенные формы поведения, деятельности людей, психические явления (процессы, состояния, свойства). Например, объектом исследования выбрана самооценка младшего школьника. В этом случае предметом изучения могут стать факторы ее формирования. Если объектом исследования являются психические процессы, то предметом могут стать их структура, взаимосвязи, механизмы. Если объектом исследования будут психические состояния, то в качестве предмета выступят их проявления, причины, механизмы возникновения, последствия. Если объектом исследования выбраны психические свойства, то предметом могут стать индивидуальные особенности, проявления, факторы и механизмы развития, связь с другими свойствами. Таким образом, понятия предмета и объекта психологического исследования относительны и характеризуются только во взаимной связи.

Следующим элементом введения являются гипотезы. Гипотезы – это логически обоснованные предположения о структуре, характере и сущности связи между изучаемыми явлениями. Общая гипотеза определяется целью всего исследования. Кроме нее формулируются также частные гипотезы, которые подлежат эмпирической проверке и представляют собой предположительные ожидаемые результаты. Гипотеза должна быть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью определенных методов психологии.

Корректно сформулированные гипотезы не должны:

· содержать понятий, которые не уточнены (например: юноши 17-18 лет чаще выбирают инновационные профессии, чем традиционные). Приемлемый вариант гипотезы может выглядеть следующим образом: юноши 17-18 лет чаще выбирают профессию менеджера, чем токаря (если исследуется выбор этих двух профессий).

· допускать ценностных и оценочных суждений (например: у девочек дошкольного возраста лучше развито реальное моральное поведение, чем у мальчиков). Возможный вариант: у девочек дошкольного возраста в сравнении с мальчиками преобладает реальное моральное поведение.

· содержать потенциальную возможность противоречия внутри самой гипотезы (например: у подростков с задержкой психического развития преобладает низкий уровень сформированности профессиональной направленности и выбор профессий в сфере «человек-техника»). Данную гипотезу лучше разбить на две: 1) у подростков с задержкой психического развития преобладает низкий уровень сформированности профессиональной направленности; 2) у подростков с задержкой психического развития выбор профессий лежит в сфере «человек-техника».

· вступать в противоречие с выбранным инструментарием (например: семьям с высоким уровнем удовлетворенности браком не свойственно отчуждение в детско-родительских отношениях. Причем выводы об удовлетворенности браком делаются на основании методики М. Снайдера, направленной на изучение самоконтроля в общении). Данная методика не предназначена для выявления уровня удовлетворенности браком. Но можно сделать ошибочный вывод, что супруги, удовлетворенные браком, будут больше контролировать себя в общении друг с другом и с детьми, чем супруги, неудовлетворенные браком.

В конце введения можно поместить сведения о структуре курсовой или дипломной работы, т.е., кратко описать, из каких разделов она состоит, обосновать последовательность ее структурных элементов.

Основная часть курсовой работы 3 курса и диплома включает в себя, как правило, две главы: теоретико-методологическую и эмпирическую. Каждая глава делится на параграфы. Курсовая работа 2 курса может содержать только теоретическую главу.

В основной части работы приводят данные, отражающие сущность, содержание, методику и значимые результаты.

Соотношение объема глав обычно следующее: 1/3 часть всего объема работы приходится на теоретическую часть, 2/3 – на эмпирическую. Допускается также одинаковый объем теоретической и эмпирической частей (1/2 и 1/2).

Каждая глава и параграф курсовой или дипломной работы должны иметь заголовки, точно отражающие сущность относящегося к ним текста. При формулировании заголовка не рекомендуется:

· включать в него понятия, которые не уточнены и потому не вносят ясность в смысл заголовка (например, выбор инновационных профессий в ранней юности);

· включать в заголовок сокращенные слова или аббревиатуры (например, особенности психического развития детей с НОДА);

· вносить лишние слова, которые делают заголовок слишком объемным, расплывчатым и затрудняют его понимание (например, уязвимость субъекта, находящегося в зависимости от влияния деструктивных сект, к методам активного манипулирования психикой);

· чрезмерно кратко формулировать заголовок, поскольку в нем не будет отражена суть параграфа или главы (например, дети дошкольного возраста).

Первая глава – теоретико – методологическая. По объему данная глава довольно велика (примерно 20-25 страниц для курсовой 2 курса, 15-20 страниц для курсовой 3 курса и 25-40 страниц для диплома). Целесообразно разбить ее на части. В ряде параграфов (от 2 до 4) студент сжато, логично, аргументировано излагает материал по проблеме исследования. В данной главе должны быть раскрыты основные понятия, отражены ключевые знания по выбранной проблеме, позволяющие создать картину ее изученности на сегодняшний день и являющиеся основанием для формулирования гипотез. Кроме того, должно быть четко представлено методологическое основание исследования, т.е. те научные концепции, идеи, взгляды (отечественных и зарубежных ученых), на которые опирается студент, и в русле которых выполнена эмпирическая часть работы. Именно в данной части работы студенты прибегают к цитированию или изложению научных концепций своими словами. В этих случаях следует делать библиографические ссылки. Они отсылают читателя к порядковому номеру научного источника в библиографическом списке. После упоминания в тексте той или иной мысли (или работы) ученого, в квадратных скобках указывается номер, под которым данная работа значится в списке использованной литературы. Библиографические ссылки располагают в конце предложения. Например:

Как отмечает Л.С.Выготский, в возрасте 6-7 лет поведение ребенка теряет непосредственность, в поступках появляется интеллектуальный компонент [4].

Если в курсовую или дипломную работу внесена цитата из научного труда, то, наряду с порядковым номером научного источника, через запятую указывается также номер страницы, на которой помещена цитата:

«Всякий раз, - пишет Е.Т.Соколова, - когда ребенок жертвует своими насущными потребностями, чувствами… в угоду ожиданиям, страхам или воспитательным принципам родителя, будет иметь место психологическое насилие» [6, 65].

Если необходимо сослаться одновременно на несколько работ одного автора или на ряд работ разных авторов, то номера этих работ указываются в порядке возрастания через точку с запятой:

Л.И.Божович обращается к проблемам формирования личности в онтогенезе [3;4;5].

Проблема порождения и становления мира человека выходит на первый план, о чем свидетельствуют работы психологов последнего десятилетия [12;13;14].

Объем параграфа не должен быть меньше 4 страниц, целесообразно объединить мелкие параграфы в один. Хорошее впечатление производит работа пропорциональная, где все параграфы примерно одинаковы по объему.

В начале каждого параграфа уместно в 2-3 предложениях показать его связь с изложенным ранее материалом. В конце как параграфа так и главы подводятся итоги, составляется резюме.

Соблюдение описанных требований позволит студентам освоить основные нормы и принципы научного труда и этики.

Вторая глава – эмпирическая. Она включает в себя 2-4 параграфа общим объемом 15-20 страниц для курсовой 3 курса и 25-40 страниц для диплома.В данной части работы студент должен продемонстрировать свои умения и навыки планирования и организации исследования; подбора методов и методик, адекватных целям работы; сбора, обработки и интерпретации данных.

В первом параграфе описывается выборка, критерии ее формирования, а также обосновывается выбор методического инструментария.

Необходимо внимательно подходить к формированию выборки испытуемых. Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности испытуемых или другие параметры, которые могут оказать влияние на результаты. Выборка должна моделировать генеральную совокупность, то есть представлять основные типы испытуемых, существующие в популяции. Выводы исследования должны распространяться на всех членов изучаемой группы людей, а не только на представителей этой выборки. Испытуемых необходимо правильно распределить относительно разных условий исследования, важно обеспечить эквивалентность экспериментальной и контрольной групп.

Численность выборки испытуемых должна обеспечивать доказательность положений, которые защищаются в работе. Исходя из методов математической обработки, рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 20 человек. Более весомой получится работа с большим (за 60) количеством испытуемых. Если цель исследования предполагает сравнение двух и более категорий людей (мужчин и женщин, студентов-гуманитариев и естественников, руководителей и подчиненных и пр.), нужно сделать группы пропорциональными по размеру. Допустим численный перевес лишь в несколько человек, например 30 в одной категории и 32 в другой. Но лучше оперировать круглыми числами (30, 45 и пр.), иначе придется объяснять, почему испытуемых не по 30, а, скажем, 33 и 36. В исключительных случаях объем выборки может быть малым. Это возможно, когда испытуемыми являются люди редких профессий, мастера спорта международного класса в определенных видах спорта, и пр.

Методический аппарат исследования не только описывается, но и обосновывается. Это означает, что автор работы должен показать, почему выбраны именно эти, а не другие методы и методики. Если студент использует общеизвестные методики (цветовой тест отношений, 16-факторный опросник Кеттела, методику Т.Лири и пр.), то нет необходимости описывать, из каких шкал данная методика состоит, каковы правила ее проведения и обработки и т.д. Важнее аргументировано обосновать, почему среди целого ряда методик, направленных на исследование одного и того же явления или процесса, студент выбрал именно данную методику, показать, в чем ее преимущества применительно к данному исследованию. Если в дипломной работе используется методика малоизвестная, то в этом случае допустимо кратко описать ее сущность. Достаточно включить в батарею 4 взаимодополняющих методики при условии достаточного объема выборки. Это могут быть 3 «классические» методики и 1 разработанная студентом - анкета, беседа, наблюдение.

В курсовой работе за 3 курс можно использовать одну методику, курсовая работа 2 курса как правило не имеет эмпирической части.

Далее в данном параграфе описывается процедура проведения исследования. Здесь студент указывает, сколько этапов включало в себя исследование, какова цель каждого из них, как проводилось пилотажное и основное исследование, какие трудности встретились в ходе работы.

В последующих параграфах описываются и интерпретируются полученные данные.

При описании и объяснении данных можно идти разными путями:

1. Описывать результаты, полученные по отдельным методикам. Это самый простой способ, однако в итоге может сложиться впечатление, что автор работы не смог выйти на уровень обобщения материала.

2. Сначала описывать статистически значимые и приближающиеся к уровню значимости данные, затем -незначимые.

3. Сравнивать части выборки (мужчин и женщин, студентов-гуманитариев и естественников, руководителей и подчиненных и пр.).

Помимо словесного описания результаты следует представлять в графической форме. Графическая форма представления данных делает их более наглядными, понятными, удобными для сравнения. Чаще всего для этих целей применяются диаграммы, гистограммы и графики. Также удобно представлять данные в табличном виде. Лучше выбрать те формы изображения, которые сделают представляемые результаты прозрачными, легко читаемыми, показательными. Хорошо, если студент использует несколько форм, так он покажет владение разнообразными видами графического представления данных.

Математическая обработка результатов предполагает подсчет среднего арифметического, медианы или моды в зависимости от цели исследования и шкалы измерения. Меры центральной тенденции просты, но при их использовании теряется часть информации. Поэтому далее следует обратиться к мерам разброса: размаху или стандартному отклонению. Вычислив все описанные величины, студент получит довольно полную статистическую характеристику данных. Однако эти параметры не позволяют распространить выводы за пределы исследованной выборки, на аналогичные группы испытуемых. Надежность полученных статистических характеристик можно оценить с помощью вычисления стандартной ошибки среднего, построения доверительных интервалов.

Для обнаружения статистической связи между различными показателями используют коэффициенты корреляции, чаще всего Пирсона, Спирмена. Значимые отличия между показателями обнаруживаются при вычислении критериев Манна-Уитни, Стьюдента и пр. Выбор статистического критерия будет зависеть от типа шкал, количества испытуемых и других требований, с которыми нужно обязательно ознакомиться. Случайный подбор математических методов обработки данных может привести к ложным выводам.

В тексте работы приводятся только формулы, по которым осуществлялся подсчет математических показателей. Сами расчеты выносятся в приложение в виде таблиц.

Заключение (выводы и рекомендации)следует после основной части курсовой работы или диплома. Рекомендуемый объем — 3-5 страниц. Его назначение - синтез изложенной в основной части научной информации. Именно представленное здесь «выводное знание» выносится на обсуждение в процессе публичной защиты. Оно должно содержать то главное и существенное знание, которое удалось добыть студенту.

Заключение содержит краткие выводы по результатам проведенного исследования, оценку полноты решений поставленных задач, конкретные рекомендации по изученному объекту исследования. В нем в сжатом и систематизированном виде излагаются основные итоги как анализа литературы, так и практической части, приводятся выводы из всей работы. Изложение должно быть четким и ясным. Желательно, чтобы в разделе «Заключение» было не более 5—7 выводов общего и конкретного вида, которые позволят увидеть главные достижения работы, проведенной студентом. Выводы по эмпирической части представляют особую ценность. Если в ходе исследования обнаружены интересные в научном отношении, но не предполагающиеся изначально факты, то они также могут быть включены в выводы. Т.о., количество выводов может быть больше, чем гипотез. Принято нумеровать выводы:

1. У 74,7% старших дошкольников констатирован низкий уровень доверия к незнакомым взрослым.

2. Низкий уровень доверия присущ мальчикам в большем процентном соотношении, чем девочкам (86,5% и 63,2% соответственно).

3. Среди факторов, обеспечивающих доверие ребенка шести лет к незнакомому взрослому, значимыми являются: для мальчиков и девочек пол незнакомого взрослого – женский; для мальчиков – большая удаленность от дома; для девочек – присутствие подруги как помощницы в предотвращении опасности.

4. Между высоким уровнем доверия и высоким уровнем конформности старших дошкольников имеется статистически достоверная связь.

Рекомендации располагаются после выводов. При формулировании рекомендаций не должно быть противоречий с вводной частью (например, во введении студент адресует свое исследование родителям и учителям, а рекомендации предлагает школьным психологам). Рекомендации всегда адресны и подробны. Например:

1. На основании выполненного исследования мы можем рекомендовать специалистам детских учреждений закрытого типа метод идентификации с куклой,разработанный В.С. Мухиной для детей дошкольного возраста. Игрушка может стать для ребенка объектом эмоционального общения. Задача психолога – научить каждого ребенка переживать вместе с куклой события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кроме того, игрушка станет средством для снятия многих напряжений. Метод идентификации с игрушкой даст возможность диагностировать особенности личностного развития ребенка.

2. Следует создавать условия для формирования у детей самосознания. Для этого полезно проводить индивидуальные и групповые беседы на темы: «Какой я человек?», «Что я люблю?», «Что я не люблю?» и т.п.

Список использованной литературы является важной частью курсовой работы и диплома, поскольку отражает самостоятельную, творческую работу студента, позволяет оценить степень его осведомленности в литературе по изучаемой проблеме. Кроме того, этот список представляет собой и самостоятельную ценность, так как может служить справочным материалом для дальнейших исследований по данной проблеме. В представленном списке приводятся библиографические описания только тех научных источников, на которые делаются ссылки в исследовании студента. В данный список не вносят:

· научно-популярную, художественную, газетные статьи;

· те научные труды, которые прорабатывались, но фактически не были использованы при написании курсовой работы или диплома.

В настоящее время активно развивается психология в Казахстане. Рекомендуется включить в курсовую и диплом несколько работ отечественных психологов. Приветствуется использование источников на иностранном языке, при условии их самостоятельного перевода.

Библиографический список должен быть оформлен в соответствии с рядом правил, поскольку грамотное библиографическое оснащение любой научной работы является одним из критериев ее качества. Так:

1. Описание книг одного, двух, трех, четырех авторов начинают с обозначения их фамилий и инициалов:

1 Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Питер, 2000. - 288 с.

2 Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. - СПб.: Питер, 2000. - 416 с.

3 Талызина Н.Ф., Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом. - М.: МГУ, 1991. - 192 с.

2. Если авторов более четырех, то указывают фамилии первых трех и добавляют «и др»:

4 Абраменко А.И., Алексеев А. А., Богословский В.В. и др. Практикум по общей психологии. /Под ред. Щербакова А.И. - М.: Просвещение, 1990. - 288 с.

3. При описании статьи из периодического издания указываются год, том, выпуск, номер и страницы, на которых помещена статья:

5 Репкина Н.В. Система развивающего обучения в школьной практике //Вопросы психологии. – 1997. - № 3. - С. 40-51.

6 Мельников А.В. О применении персональных компьютеров в психологии //Психологический журнал. - 1989. - Т.10. - № 1. - С. 56-61.

4. Подобным образом описываются отдельные статьи из собрания сочинений и избранных сочинений одного автора, а также из сборников, ежегодников и др.:

7 Смирнов А.А. Актуальные задачи школы и проблемы психологии обучения //Избранные психологические труды. В 2-х т. - М.: Педагогика, 1987. - Т.1. - С.204-216.

8 Румянцева В.И., Руйбите Л.М. Восприятие и понимание друг друга в спортивном общении //Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. Сост. и общ. ред. Волкова И. П. - СПб.: Питер, 2002. - С. 361-367.

5. В описании источника из Интернет обязательно должны присутствовать фамилия и инициалы автора, название работы, полный адрес, по которому сразу можно получить доступ к источнику (не только адрес сайта):

9 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - http://www.koob.ru/gippenreiter_yuliya/vvedenie_v_obsh_psihol_gippenr.

Сведения о литературных источниках следует располагать в порядке появления ссылок на них в тексте курсовой или дипломной работы, нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа (Приложение 6).

Минимальное количество источников в списке – 30 наименований. Однако чрезмерно большой список литературы (свыше 80) также нежелателен, так как он свидетельствует о неумении студента выбрать и опереться на самые значимые, ключевые исследования по рассматриваемой проблеме.

В приложениях помещаются вспомогательные или дополнительные материалы, необходимые для понимания сущности проведенного исследования, размещение которых непосредственно в тексте работы по каким-либо причинам является нерациональным. Так, в приложения принято выносить расчеты коэффициентов корреляции или различия, тексты анкет, разработанных студентом, и пр.