Ближневосточная проблема.

Ближневосточное урегулирование – одна из важнейших международных проблем, связанная с необходимостью снятия напряженности в отношениях между рядом арабских государств и Израилем.

С географической точки зрения, страны-фигуранты этого процесса находятся в Юго-Западной Азии. Этот субрегион еще называют Ближним и Средним Востоком. Однако надо иметь в виду, что условное понятие “Ближний и Средний Восток” рассматривается несколько шире: оно охватывает территорию государств Юго-Западной Азии (Афганистан, Бахрейн, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кипр, Кувейт, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Турция), а также Египет и Судан.

Очаг на­пряженности, возникший после раздела Палестины (1947 г.) на Ближнем Востоке породил самый затяжной региональный конфликт века. В научной литературе его обычно называют арабо-израильским или ближ­невосточ­ным конфликтом, продолжающимся уже более 50 лет. Некоторые исследователи называют этот конфликт и “столетней”, и “восьмидесяти­летней войной”. Но чаще его связывают с началом открытой военной конфронтации между арабами и евреями и с массовым изгнанием палестинцев после раздела Палестины. Этот неоспоримый исторический факт признается теперь и “новыми историками” Израиля в подготовленной ими книге-досье “Подлинный грех Израиля”, вышедшей недавно в Париже.

В общей череде периодически возникающих кризисов, эпицентры ко­торых перемещались сначала с Палестины в зону Суэцкого канала, а за­тем – из Ливана в зону Персидского залива, Октябрьская война 1973 года и ливанский кризис 80-х годов занимают особое место. Они как бы обозначили переходный этап перерастания арабо-израильского в бо­лее широкомасштабный ближневосточный конфликт.

Октябрьская война 1973 года была не только историческим перевалом пятидесятилетнего арабо-израильского противостояния. Она стала и его кульмина­цией. После этой войны конфликт получил новые измерения. В преддве­рии и в ходе войны впервые эффективно было задействовано арабское “нефтяное оружие”. После нее более активную роль стали играть цивилизационные и религиозные факторы.

Этноконфессиональный аспект па­лестинской проблемы после октября 1973 г. в определенной степени спроецировался на весь ближневосточный конфликт. Он все больше стал обретать социоцивилизационную и этнорелигиозную окраску. В Египте Октябрьская война была провозглашена как мусульманский джихад, полу­чив название войны “священного месяца Рамадана”. В Израиле ее на­звали войной иудейского “Судного дня”. Она стала одновременно прелю­дией нового этапа регионально-международного кризиса. По своим воен­ным итогам и еще более противоречивым политическим, экономическим и цивилизационным последствиям этот кризис занимает особое место в ряду всех арабо-израильских войн.

С одной стороны, война “разморозила” ситуацию “ни мира, ни войны” на Ближнем Востоке, дав импульс мирному процессу политического уре­гулирования. С другой стороны, Октябрьская война, направив этот же конфликт в побочные русла этноконфессиональных, междоусобных и межнациональных столкновений, открыла целую полосу еще более дли­тельных кризисов в Ливане, в зоне Персидского залива. Будь то война в Заливе или кризис в Ливане, или сопровождающая их “палестинская интифада” – все это было следствие снова зашедшего в тупик после Ок­тябрьской войны 1973 г. ближневосточного урегулирования.

Октябрьская война не привела к победе ни Израиль, ни арабские страны. Скорее она подтвердила поражение силовой политики обеих сторон. В мире ислама война была воспринята как “качественный пере­лом в борьбе с вековым врагом”. Мусульмане во всем мире впервые ощутили некие реальные плоды проявленной ими солидарности с “арабскими братьями по вере”. Последующую затем победу “исламской революции” под руководством Хомейни в Иране они рассматривали то­же как докатившееся до Ирана “эхо” октябрьских событий 1973 года.

 

36.Проблемы безопасности: терроризм, криминал, миграция.

Терроризм — политика, основанная на систематическом применении террора[1][2]. Синонимами слова «террор» (лат. terror — страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение»[3].

В праве России терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий[4] В правеСША — как предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения или объектов субнациональными группами или подпольно действующими агентами, обычно с целью повлиять на настроение общества.[5]

 

В конце 1960-х годов появилась специфическая форма терроризма — международный терроризм[7].

По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на:

Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) — в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич, Равашоль, Тимоти Маквей и др.);

Организованный, коллективный — террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией (народовольцы, эсеры, ОУН-УПА, Аль-Каида, ИРА, ЭТА,ЭОКА,ФАРК,УНА-УНСО, ЦРУ). Организованный терроризм — наиболее распространённый в современном мире.

По своим целям терроризм делится на:

Националистический — преследует сепаратистские или национально-освободительные цели;

Религиозный — может быть связан с борьбой приверженцев религии между собой (индуисты и мусульмане, мусульмане и иудеи) и внутри одной веры (католики-протестанты, сунниты-шииты), и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную

Идеологически заданный, социальный — преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой-либо острой проблеме. Иногда этот вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый», экологический терроризм и др.

Это деление терроризма условно и сходства можно найти во всех его видах.

Рассуждая о конкретных проявлениях террора и терроризма, некоторые исследователи и журналисты говорят о:

терроризме оппозиционеров по отношению к власти и терроризме самих властей, государственном терроризме, терроризме как направлении государственной политики;

терроризме индивидуальном, при котором адресатами терактов являются конкретные лица в силу личных действий или принадлежности к определённой группе или организации (русские цари и государственные сановники; Анвар Садат, Индира Ганди — и терроризме массовом, или слепом, в отношении случайных людей (взрывы в Оклахоме, Москве, Волгодонске);

уголовном терроризме.

Миграция населения (лат. migratio — переселение) — перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. Российский учёный О. Д. Воробьева в своих работах пишет, что миграция населения — это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит — притягивающих или выталкивающих»[1].

Причинами внутренних миграций являются поиск работы, улучшение жилищных условий, повышение уровня и изменение образа жизни и т. д. Внутренние миграции особенно распространены в странах с обширной территорией, разнообразными природно-климатическими и экономическими условиями. В странах с обширной территорией значительное место занимают сезонные миграции рабочей силы — временные перемещения рабочей силы в сельскую местность для выполнения сезонных и сельскохозяйственных работ, и из сельской местности временное сезонное перемещение в город — отходничество.

Основной причиной международной миграции является экономическая: разница в уровне заработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Нехватка специалистов той или иной профессии в определенном регионе повышает заработную плату для этой профессии и, соответственно, стимулируют приток мигрантов. Для внешних миграций рабочей силы характерным является увеличивающийся удельный вес в её составе высококвалифицированных специалистов. Начало данной форме миграции было положено в 1930-х годах, когда США получили возможность отбора учёных-беженцев изнацистской Германии. На современном этапе главные направления миграции высококвалифицированных специалистов — из странВосточной Европы в США, Канаду, ряд стран Западной Европы.

Отчасти миграция обусловлена такими причинами как войны (эмиграция из Ирака и Боснии в США и Великобританию), политические конфликты (эмиграция из Зимбабве в США) и природные катастрофы (миграция из Монтсеррата в Великобританию из-за извержения вулкана).

Вынужденная миграция может служить средством социального контроля авторитарных режимов, тогда как добровольная миграция является средством социальной адаптации и причиной роста городского населения.

37.Милитаризация Японии. «Деятельность молодых офицеров».

Милитаризация Японии - всемирная история. После гибели Т. Хары в Японии значительно активизировались милитаристские партии и организации. Спекулируя на самурайских традициях, они ставили своей целью восстановление внешней экспансии империи. В 1927 г. премьер-министр Танака прислал императору тайный план («меморандум Танаки») вытеснения США с Тихого океана и экспансии на Дальний Восток.

«... Агрессивный японский паназия-тизм ... планово и сознательно стремится к хозяйственной гегемонии, и политического протектората над азиатским суше. Япония использует китайскую революционную метель для закрепления своего политического влияния ... на Дальнем Востоке ... Токио предпринимает все усилия, чтобы в этом самом восточном углу азиятського суши ... под панконты-нентальним лозунгом «Азия для азиатов!» - хозяйственную преимущество там европейских великодержав ».

Милитаристские настроения как нельзя лучше для их проводников накладывались на проявления в Японии мирового экономического кризиса, которая к тому же охватила финансовую систему страны еще в 1927 г. К нужд и нищеты большинства населения, особенно сельского, присоединился невиданный ранее крах банков, нарушил нормальную деятельность всей экономики.

В 1928 г. почти одновременно с принятием «Закона о всеобщих выборах», согласно которому количество избирателей возросло с более С млн человек до 12,5 млн, было принято «Закон об охране общественного порядка», которым было предусмотрено до десяти лет тюремного ' заключения за «антимонархические» и «антигосударственные» действия. В действительности же под эти формулировки можно было подвести любые проявления недовольства официальной правительственной политикой.
Идеологическим прикрытием нагнетания милитаристских настроений служила идея о якобы божественное происхождение Японии. В школах детям рассказывали, что их родина - священная земля, которой непрерывно управляют потомки мифического императора Дзиммы. В центре школьной карты «Соседи Японии» было обозначено японскую столицу Токио, а вокруг нее было проведено пять кругов, означали этапы экспансии Японии. Первый круг охватывало собственно Японию, второе - тихоокеанские острова, Корею, Маньчжурию и часть Монголии, третье - Северный Китай и часть российской Сибири, четвертое - остальные Китая, Индокитай, Борнео и Гавайские острова, пятое - западное побережье США и Канады, Австралии .
«... Японских детей учили не историческим фактам, а мифам. Их учили, что Япония - священная земля, которая управляется непрерывной династией потомков Дзимму. Их заставляли заучивать девиз Дзимму: «Восемь углов
Политика правительства представителя партии Минсэйто Осаши Ха-магучи (1929-1931) не отличалась оригинальными мероприятиями, направленными на вывод экономики из кризиса, а в основном заключалась в призывах экономить, вести аскетический образ жизни и т.д.. Наконец премьер оказался неспособным справиться с внутренней жизни страны. Активизация крайне правых партий с их призывами к установлению «сильной» власти и наступательной внешней политики находила отклик в среде молодых офицеров, политиков, ученической и студенческой молодежи, воспитанной на самурайском романтизме, криминальных элементов. О. Хамагучи попал под шквал критики за беспомощное барахтанье в трясине проблем и погиб в результате террористического акта правых боевиков.

Спекуляции на социальных проблемах, обращение к самурайского прошлого и террор стали неотъемлемой составляющей действий милитаристов. В 1932 г. группа молодых офицеров совершила переворот с целью насаждения в стране военной диктатуры. Попытка оказалась неудачной, но она способствовала увеличению финансовой помощи милитаристам со стороны крупного японского бизнеса, прежде связанного с производством оружия. Особенно большую привязанность проявляли к ним руководители дзайбацу - мощных трестов и концернов. контролировавших такие ключевые секторы экономики, как тяжелая промышленность, транспорт, торговля, финансы. Объединение «Мицуи», «Мицубиси», «Ниссан», рассчитывая на прибыли от будущих колониальных захватов, не жалели средств на поддержку усилий милитаристских националистических организаций и групп.

Японские милитаристские силы, претендуя на роль объединительного центра всех азиатов против Запада, прилагали усилия для пропаганды в зарубежной части Азии идеи превосходства-азиатской расы. В 1934 г. в Японии было основано объединение «Дай Айя-Киотай», главными задачами которого были пропаганда японской культуры и языка на Азиатском континенте, распространение торгового влияния Японии, «освобождения» других азиатских народов под протекторатом Токио. Организация уделяла значительное внимание идеологическому воспитанию молодежи, объединенной в отдельную союз «Молодая Азия».

Путч молодых офицеров, или Инцидент 26 февраля, или мятеж 26 февраля (яп. 二·二六事件 Ни-нироку дзикэн) — мятежнационалистически настроенных офицеров японской армии, произошедший 26—29 февраля 1936 года. Идеологом путча был Икки Кита, программная работа которого, под названием «План реконструкции Японии», сподвигнула офицеров на мятеж.

Мятеж организовали молодые офицеры-националисты, которые были убеждены в том, что побороть в стране политическую коррупцию и крайнюю бедность в сельской местности можно лишь путём устранения нескольких высших политиков. Они выступили под лозунгами Реставрации Сёва (яп. 昭和維新, по аналогии с Реставрацией Мэйдзи) и девизом «уважай Императора, свергни зло» (яп. 尊皇討姦).

Путч начался рано утром 26 февраля 1936 года. На стороне мятежников выступили от 1 483 до 1.500 солдат японской армии. В основном это были 1-й, 3-й пехотные полки и 7-й артиллерийский полк Первой дивизии Императорской армии Японии и 3-й пехотный полк Императорской гвардии.

Мятежникам удалось захватить центр Токио, включая здания Парламента, Министерства внутренних дел и Министерства обороны, и убить нескольких влиятельных политических лидеров. Они также попытались захватить резиденцию премьер-министра иимператорский дворец, но столкнулись с сопротивлением Императорской гвардии.

Несмотря на их заявления о полной поддержке императорской власти, император Сёва резко осудил их действия, признав их незаконными. Деморализованные мятежники сдались правительственным войскам 29 февраля 1936 года. 19 руководителей путча были казнены.

 

38. Социально-экономическое развитие Японии в 1950-80-е годы. Причины японского «экономического чуда».

В 1952 году были сняты почти все ограничения на деятельность крупных корпораций, установленные сразу после войны. Вновь в экономические лидеры вышли финансово-промышленные группы "Мицубиси", "Сумитомо", "Мицуи", "Фудзи" и др. Но они мало напоминали прежние дзайбацу, поскольку это были уже совершенно новые объединения, созданные по мировым образцам. В том же году Япония вступила в МВФ, а в 1955 году - в ГАТТ. Можно сказать, что именно послевоенные реформы открыли новый этап в экономической и политической истории Японии, в результате чего она превратилась в высокоразвитую индустриальную державу.

Истоки и сущность "японского экономического чуда". Во второй половине 1950-х годов в Японии начался период, который получил название "японского экономического чуда". Прежде всего это было связано с невиданными до тех пор высокими темпами экономического роста, составлявшими в 1951-1970 годах в среднем 15,2% в год (в то время как в ФРГ и Италии они равнялись 7,4%, во Франции - 6,2%, в США - 4%, в Англии - 3%). Удельный вес японской промышленности в мировом капиталистическом хозяйстве постоянно увеличивался: с 1,7% в 1950 году до 10,1% - в 1970 году. К 1970 году Япония вышла на 2-е место в мире по объему ВНП, на 4-е - по объему экспорта, на 1-е - по уровню накопленного капитала. Весь мир заговорил о "японском чуде". Действительно, достигнутые показатели производили огромное впечатление, поэтому следует более подробно остановиться на основных факторах стремительного роста японской экономики.

Небывалые успехи в ее развитии прежде всего можно объяснить относительно низким стартовым уровнем, с которого начинался бурный рост промышленного производства. В числе факторов, определявших "японское экономическое чудо", следует назвать и общую благоприятную обстановку первых послевоенных десятилетий: новые технологии, научные разработки, сырьевые ресурсы были сравнительно недорогими, в то время как цены на промышленную продукцию оставались достаточно высокими.

В условиях, когда Япония оказалась среди "догоняющих" стран, в качестве одного из методов решения экономических проблем был выбран протекционизм. Японское государство создало систему максимального благоприятствования для отечественных производителей. В нее входили политика льготных кредитов ("низкого процента"), дотации на НИОКР, высокие таможенные тарифы на ввоз готовых изделий, льготные условия импорта иностранных технологий и ограничения на внешние капиталовложения, демпинг на внешних рынках и др.

Государство также санкционировало создание крупнейших финансово-промышленных групп. Это позволило японским предприятиям в короткий срок наладить выпуск конкурентоспособной промышленной продукции, в частности автомобилей. Если в первые послевоенные годы Япония почти не выпускала легковых автомобилей, то через несколько лет она заняла ведущие позиции на мировом рынке. За 1959-1969 годы их производство увеличилось в 33 раза, что позволило Японии стать второй автомобилестроительной державой в мире после США, а в начале 1970-х годов доля автомашин фирмы "Тоёта мотор" на американском рынке составила уже 16%. Но даже в тот период, когда японская автомобильная промышленность обрела устойчивость, зарубежные инвестиции в эту отрасль находились под строгим государственным контролем. Важную роль в проведении политики, направленной на соединение инициативы частного бизнеса с государственным регулированием, сыграло Министерство внешней торговли и промышленности, созданное в 1953 году специально для стимулирования обновления производства и расширения экспорта.

Одним из факторов экономического роста явилась относительная дешевизна рабочей силы. Среднечасовая заработная плата японского промышленного рабочего в конце 1950-х годов была в семь раз, а в конце 1960-х годов - в четыре раза ниже, чем у американского. Доля расходов на заработную плату в общих издержках в Японии была в три раза меньше, чем в США. Но с другой стороны, в 1960-х годах номинальная заработная плата в Японии возрастала ежегодно в среднем на 12,5%, а потребительские цены - всего на 5,9%, что вело к росту реальной заработной платы на 6,3% в год. Поэтому неудивительно, что японцы поддерживали курс, выбранный правительством страны.

Бурное экономическое развитие опиралось и ориентировалось на растущий массовый потребительский спрос, который оказывал сильное обратное воздействие на сферу производства. Это помогало японскому бизнесу быстро окупать свои затраты и получать при этом высокую норму прибыли, немедленно направляемую в производительное накопление. По размерам капиталовложений Япония в 1950-1970-х годах опережала Англию, Францию и ФРГ в 2,6 раза, а США - в 4 раза. Это дало стране возможность ускорить массовое обновление производственного аппарата и значительно обогнать основных конкурентов.

На японскую экономику во многом повлияло то, что после войны страна не имела права расходовать на оборону больше 1% ВНП10(к тому же в послевоенной конституции было записано три неядерных принципа - не иметь, не производить и не ввозить ядерное оружие). А для государства, которое традиционно на протяжении почти 100 лет тратило огромные средства на армию, такой решительный поворот к антивоенной стратегии имел большое значение, поскольку позволял поддерживать высокие темпы накопления.

Одновременно с модернизацией производства повышалась производительность труда; в 1963-1970 годах она ежегодно возрастала на 11 % (в США, ФРГ и Франции - соответственно на 1,6, 5,5 и 6,0%)11. Огромную роль в этом сыграло умелое и эффективное использование импортных патентов и лицензий: в течение 1950-1970-х годов их было внедрено более 15 тыс. К началу 1970-х годов доля продукции, выпускаемой на основе зарубежной техники и технологии, составляла 10% от общего объема промышленного производства страны.

И хотя на закупку ноу-хау Япония тратила значительные средства, она экономила гораздо больше материальных и финансовых ресурсов, а главное - времени, благодаря тому, что не осуществляла собственных научно-исследовательских разработок. Вначале на базе иностранных разработок происходило простое копирование чужой техники, но постепенно подобная имитация переросла в глубокое переосмысление научных идей, в стремление создавать принципиально новую продукцию более высокого качества. Это позволило Японии в кратчайшие сроки совершить в промышленном развитии скачок от уровня 1920-1930-х годов к современному.

Наряду с этим в Японии имелась высококвалифицированная рабочая сила, которая формировалась на основе обязательного и бесплатного девятилетнего школьного образования и обширной системы профессиональной подготовки рабочих для передовых отраслей. Уже в 1980-х годах практически каждый рабочий имел законченное среднее образование. Широкое развитие получила система высшего образования с приоритетной подготовкой инженеров по таким специальностям, как электроника, электротехника и т.п.

Одним из факторов, обусловивших "японское экономическое чудо", была хорошо разработанная система стимулирования трудовой активности, т.е. высокая степень использования "человеческого капитала". Это проявлялось прежде всего в научно обоснованных принципах оплаты труда, где не было места уравнительной оценке его результатов, а добросовестные и трудолюбивые работники всегда поощрялись. Широкое распространение получили бригадные формы организации труда: проблемы производства при этом решались быстро и сообща, в интересах как всей фирмы, так и отдельного работника. Этим же целям служила система пожизненного найма, формирование профсоюзов не по отраслевому, а по фирменному признаку, хорошо отлаженная премиальная система, учитывавшая и конкретные результаты труда, и продолжительность трудового стажа на данной фирме.

Широкие массы японских трудящихся были вовлечены в процесс рационализации труда и производства, в систему контроля за качеством продукции. Так, на предприятиях с целью повышения конкурентоспособности продукции и престижа фирмы стали создаваться кружки контроля качества, куда помимо рабочих входили представители руководства и профсоюзов.

 

39.Япония в последние десятилетия ХХ в.-наяала ХХ1 в. Проблема «северных территорий».

В области внешней политики правительство Обути укрепило отношения с Южной Кореей после успешного визита в Японию южнокорейского президента Ким Тэчжуна в октябре 1998. Япония поддержала США в попытках уговорить Северную Корею отказаться от разработки ядерного оружия. Несмотря на то, что в ходе испытаний в августе 1998 северокорейские ракеты пролетели над Японским островами, Токио продолжало участие в проекте, призванном гарантировать Северной Корее возможности мирного развития ядерной энергетики в обмен на замораживание ядерной военной программы. Однако отношения оставались холодными, и лишь в апреле 2000 стороны возобновили переговоры об их нормализации. В ноябре 1998 Японию впервые посетил председатель КНР Цзян Цзэминь, однако стороны не смогли договориться по вопросу о Тайване. Ответный визит японского премьера в Китай был нанесен в июле 1999.

В ноябре 1999 японское правительство принято новую программу оживления конъюнктуры в размере 18 млрд. иен. Она предполагала выделение средств на улучшение социальной инфраструктуры, помощь мелким и средним предпринимателям и увеличение пособий по безработице. Властям удалось остановить падение ВВП, но рост оставался незначительным.

В начале 2000 обострились разногласия между ЛДП и Либеральной партией, и Обути объявил 2 апреля о расторжении коалиции. Однако день спустя он пережил инсульт и впал в кому (умер 14 мая 2000). Новым председателем ЛДП был избран Йосиро Мори. Он сформировал правительство из представителей ЛДП, Новой Комэйто и Новой консервативной партии (откололась от Либеральной партии).

Мори представлял национал-консервативное крыло ЛДП. В мае 2000, выступая перед депутатами парламента, исповедующими синтоизм, он заявил, что Япония является «богоизбранной страной, в центре которой стоит император». Оппоненты внутри страны и критики за рубежом обвинили его в намерении пересмотреть послевоенную конституцию. Столкнувшись с критикой, премьер-министр распустил парламент и назначил проведение досрочных выборов.

В июне 2000 правящая коалиция выиграла выборы в нижнюю палату парламента: ЛДП получила 238 из 480 мест, Новая Комэйто – 31, а Новая консервативная партия – 7 мест. Крупнейшей оппозиционной партией стала ДП (127 мест), 20 мандатов досталось коммунистам, 19 – социал-демократам.

Вопреки требованиям японских и иностранных экономических и финансовых кругов, Мори отказывался от осуществления далеко идущей либерализации экономики страны. В условиях роста безработицы, достигшей почти 5%, кабинет принял в мае 2000 чрезвычайную программу обеспечения занятости: предполагалось создать 350 тыс. новых рабочих мест.

Столкнувшись с растущей непопулярностью, Мори вынужден был согласиться на проведение досрочных выборов председателя ЛДП, на которых неожиданно победил Дзюнъитиро Коидзуми, обещавший провести экономические и политические реформы. 26 апреля 2001 Коидзуми занял пост премьер-министра Японии, возглавив правительство трехпартийной коалиции.

Коидзуми родился 8 января 1942 в Йокосуке в семье генерального директора Агентства обороны. Учился в высшей школе родного города, изучал экономику в университете Кеио, затем обучался в Лондонской школе экономики и университетском колледже в британской столице, а в 1969, после смерти отца, вернулся в Японию. В декабре 1972 Коидзуми был избран депутатом нижней палаты парламента от правящей ЛДП и с тех пор переизбирался 10 раз. В 1979 он стал парламентским вице-министром по вопросам финансов, в 1988–1989 занимал пост министра здравоохранения и по социальным вопросам, в 1992 – министра почты и телекоммуникаций, в 1996–1998 – вновь министра здравоохранения и по социальным вопросам. В 1995 и 1999 безуспешно баллотировался на пост председателя ЛДП.

Коидзуми вступил на пост главы правительства, пользуясь широкой популярностью в обществе. Его называли «Львиное сердце». В июле 2001 руководимая им коалиция выиграла 78 из 121 подлежащего переизбранию места в верхней палате парламента. Коидзуми выдвинул план реформ: оздоровление экономики и финансов, приватизация почтово-сберегательной системы и реорганизации внутрипартийной структуры ЛДП. Он призывал население пережить шоковую терапию во имя лучшего будущего. Реформу банковского сектора глава кабинета поручил экономисту Хэйдзо Такенака. Правительству удалось резко сократить задолженность японских банков, добиться возобновления экономического роста и восстановления курса акций. «Старая гвардия» ЛДП и государственный аппарат оказывали сильное сопротивление проведению реформ.

Внешняя политика Японии при правительстве Коидзуми не претерпели кардинальных изменений, но соседние государства в целом считают ее более жесткой. Недовольство в Китае и Корее вызвал визит японского премьера 13 августа 2001 в храм Ясукуни, который считается символом японского милитаризма (в нем поклоняются, в частности, памяти японских военнослужащих, погибших в годы Второй мировой войны и военных и государственных лидеров, казненных в 1948 как военные преступники). Премьер-министр пошел на увеличение японской армии – Сил самообороны, а в октябре 2001 была одобрена возможность более широкого использования их за рубежами Японии. Более позитивно развивались отношения с Южной Кореей, чему способствовало и удачное выступление обеих команд на чемпионате мира по футболу в 2002. В 2003 правительство Коидзуми одобрило вторжение в Ирак, организованное США и их союзниками. Японский контингент вошел в состав оккупационных сил.

Япония стала более активно интересоваться событиями, происходящими в других регионах планеты. Она расширила связи с Ближним и Средним Востоком, откуда получает большую часть необходимой ей нефти. Страна оказывает значительную помощь проектам развития в Африке и Латинской Америке.

В сентябре 2003 Коидзуми был переизбран председателем ЛДП, а затем распустил нижнюю палату парламента и назначил на ноябрь проведение досрочных выборов. В центре избирательной кампании оказались вопросы экономического развития, правительственные планы реформы пенсионной системы, поддержка действий США в Ираке, отношения с Северной Кореей и намерения приватизировать почтовые услуги и шоссейные дороги в районе Токио. Демократическая партия критиковала реформы, предложенные Коидзуми, медлительность правительства в проведении необходимых преобразований и позицию кабинета по иракской проблеме.