Настенные росписи

Росписи на стекле

 

 

 

Что же такое наскальная живопись?

Перед тем как приступить непосредственно к росписи, художники наносили двухслойную основу: сначала, для выравнивания грубой скальной поверхности, накладывали глиняную штукатурку, а затем известковую. Картина создавалась поэтапно. Первоначально красной охрой прорисовывались контуры, затем они заполнялись коричневой, ярко-красной или черной краской. Почти все красители для картин изготавливались из местных вулканических пород. Так как использовался животный и растительный клей, картины привлекали насекомых, что приводило к появлению пузырьков и трещин на изображениях. В более поздних картинах использовались насыщенные жидкие краски.

Индийская живопись многолика. Большая ее часть замечательна своей сложной композицией, точностью деталей, яркими и насыщенными цветами, многообразием сюжетов — от портретов и событий придворной жизни до бесчисленных изображений богов и богинь.

 

Живопись Аджанты

Пещерная живопись Аджанты и Эллоры датируется I–V вв. н.э. Она свидетельствует о высоком уровне мастерства художников того времени и точном следовании правилам древнеиндийских трактатов по живописи. Нельзя не обратить внимания на нежные, но одновременно твердые линии, длинные мазки, изящные контуры, тонкие переходы оттенков одного и того же цвета. Ярко очерченные нос, веки и губы выделяют фигуры на плоской поверхности стены. Мягкие позы, гибкое тело, выразительные черты, разнообразие причесок, украшений и орнаментов характерны для изображений на фресках в пещерах. Самыми известными являются пещеры Аджанты, выдолбленные в вулканической скале на Декканском плато. Пещерная живопись выполнена художниками, которых нанимали буддистские монахи. Каменные стены превращались в иллюстрированные книги о жизни и учении Будды, где были изображены костюмы, разнообразные орнаменты, а также стиль придворной жизни того времени. Расположенные рядом с древними торговыми маршрутами, пещеры привлекали торговцев и паломников, которые становились проводниками этого искусства в Китай и Японию.

Техника живописи по стеклу относится к XVI в. — времени правления махараджей в Танджоре (штат Тамилнад). Танджор известен своим особым стилем украшения картин, выполненных на стекле, доске или куске фанеры, покрытом тканью и известью. Сначала делается контур, затем при помощи смеси из древесных опилок и клея на изображение наклеиваются полудрагоценные камни, тонкая золотая пластинка и позолоченный металл. Мастерство ремесленника заключатся в том, чтобы сбалансировать эффект, создаваемый камнями. В основном изображают Кришну в разных позах.

В технике живописи каламкари при помощи обожженных веточек дерева тамаринд, обмакнутых в патоке и железных опилках, создаются контуры. Растительные краски глубоких оттенков используются в изображении эпических сцен. Краска наносится несколько раз, в результате достигается мягкий, но великолепный эффект. Картины в стиле каламкари создаются на мифологические сюжеты, размеры персонажей на них больше реальных. Благодаря великому многообразию выражений ни одна картина не похожа на другую.

Художники стиля пата читра относятся к семье храма Джаганнатх, расположенного в Пури. В этой традиции ткань, хлопок или туссар покрывают смесью из мела, семени тамаринда, смолы, придавая поверхности отделку, похожую по текстуре на кожу. Эта же смесь используется на пальмовых листьях. Рисунки на свитках или пергаменте, вероятно, представляют собой одну из древнейших традиций в живописи. Сюжетами здесь служат рассказы о божествах и чудесах; характерны отчетливость линий и яркость красок.

Живопись на слоновой кости включает чрезвычайно тонкую работу кисточкой с использованием каменных красок. Сначала слоновую кость обрабатывают и полируют. Изображение (обычно могольского императора) обводят, а затем раскрашивают. Однако, в наше время действует запрет на слоновую кость, и поэтому применяется верблюжья.