Мировоззрение средневековой культуры западной европы

Наступление ислама.

Средневековая культура Византии

В 330 году из Рима, теряющего роль центра, столица переносится в Константинополь. Византия образовалась в 395 году. 1453 год – падение Византии.

Византия объединила восточную и западную Европу. Зарождается идея эманации – перетекание творений из материального в духовное.

Платонизм – фундаментальная теория, повлиявшая на христианство. Рождается новая эстетика.

Патристика – учение отцов церкви, литургическая поэзия, агиография. Основы византийской патристики закладывали Г. Ниский, В. Кесарийский.

В центре философии было оправдание мира и человека. С середины 7 века происходит изменение византийской культуры, возникает новая система ценностей.

Умами византийского общества овладевает христианская агиография, Библейская космология, византийская агиография, монашеская повесть.

Гомерический смех Богов о страждущем, раздираемом противоречиями человеке.

Человек стремится к спасению. На смену замкнутых периодов приходит Библейское видение. Поступательное видение.

В Византии оформляется одна из фундаментальных идей средневековья – синтез церкви и империи.

Император Юстиниан. Основной принцип власти: единое государство: закон, релиия.

Принцип единства священства и царства.

Одна из церемоний – целование руки.

Намечается борьба между религиозной и светской культурами.

Зарождается литература. Один из периодов развития византийской культуры – палеологовский ренесанс.

Учёные спорят о том, мог ли палеологовский ренесанс перейти в настоящее возрождение.

М. Исповедник преодоление греховности и выбор духовного, а не плотского.

Вершина Богословия – исихазм. Исихазм – отшельничество. Подвиг пустынника.

Исихасты – монахи, посвятившие себя внутреннему духовному сосредоточению и молитве.

В развитие исихазма внесли вклад Исаак Сирин, Симеон Богослов, Григорий Синаит.

Любовь к Богу, исполнение его заповедей, его молитва очищают его. ( это о Григории Паламе).

Появляется мысль об обязательном аскетическом образе жизни. Идеал средневекового человека- аскет.

Культура ранней византии была городской.

Был построен большой императорский дворец. Среди многочисленных ворот выделялись «городские ворота».

Храм Святой Софии. В светской культуре преобладает античный стиль. За дворцовыми стенами мраморное море переходило в Босфор.

Дом – символ Божественной премудрости. Архитекторы воплотили строгость. Отличительные черты построек: Вытянутый прямоугольник, в центре – квадрат, трёхнефная базилика, гармони форм рождала ассоциации с мудростью и могуществом императора.

Храм – символ вселенной. Амвон – сооружение из драгоценных камней, на которых была литургия.

В этом потоке света купол облицован мозаикой с золотыми крестами. Воспринимается как чудо. Создавалась иллюзия светового посла.

Церковь святого Виталия в Равенне. Особенно сооружения прославили мозаиками.

В 8-9 веках – борьба иконоборцев с иконопочитателями.

И. Дамасский –иконопочитатель. Иконопочитание установлено в 843 году.

Предмет Византийского искусства – мир Божеств. Предпочтение отдаётся духу, а не телу. Нравственность ценится больше, чем телесная красота.

Человек – художник – передатчик божественной благодати, из этого следует, что авторство не имело значение. В палеологовскую эпоху мозаика уступает место фреске. Украшен монастырь святого Хора. Фигуры всё ещё не пропорциональны.

Средневековая культура Западной Европы – эпоха великих духовных и социокультурных завоеваний в истории всего человечества.

Средневековье по времени охватывает с V по XVII век. Термин «средние века» закрепился за данным периодом в связи с тем, что он занимает промежуточное место между Античностью и Новым временем. В то же время, в культурологическом измерении позднее Средневековье – XIV-XVII вв. – это уже другой тип культуры – эпоха Возрождения и Реформации.

Средневековая культура отличается от многих предыдущих и последующих эпох особым напряжением духовной жизни как в сфере идеального, должного, так и в области реального, практического. Несмотря на сильное расхождение между идеальным и реальным, все же сама социальная и повседневная жизнь людей в средние века была попыткой, стремлением воплощать христианские идеалы в практической деятельности. Поэтому мы сначала рассмотрим сами идеалы, к которым были устремлены многие усилия людей того времени, а затем отметим особенности отражения этих идеалов в реальной жизни.

Духовная жизнь Средневековья обычно описывается через господствующую в то время религию – христианство. Картина мира Средневековой культуры определяется как богоцентрическая. Это обусловлено тем, что абсолютной ценностью является Бог. Средневековая картина мира, религиозность данной культуры принципиально глубинно отличается от всех предыдущих, т. е. языческих культур. Бог в христианстве – Единый, Личностный и Духовный, то есть абсолютно внематериальный. Также Бог наделяется множеством добродетельных качеств: Бог Всеблагий, Бог есть Любовь, Бог – Абсолютное Добро.

Благодаря такому духовному и абсолютно позитивному пониманию Бога особое значение в религиозной картине мира обретает человек. Человек – образ Божий, величайшая ценность после Бога, занимает главенствующее место на Земле. Главное в человеке – душа. Одно из выдающихся достижений христианской религии – дар свободы воли человеку, т. е. право выбора между добром и злом, Богом и дьяволом. Благодаря наличию темных сил, зла, Средневековую культуру часто называют дуалистичной (двойственной): на одном ее полюсе – Бог, ангелы, святые, на другом – Дьявол и его темное воинство (бесы, колдуны, еретики).

Трагедия человека состоит в том, что он может злоупотребить свободой воли. Так и случилось с первым человеком – Адамом. Он уклонился от запретов Бога в сторону соблазнов дьявола. Этот процесс называется грехопадением. Грех – результат уклонения человека от Бога. Именно из-за греха в мир вошли страдания, войны, болезни и смерть.

По христианскому учению сам, своими силами человек вернуться к Богу не может. Для этого человеку нужен посредник – Спаситель. Спасителями в Средневековой христианской картине мира выступают Христос и Его Церковь (в Западной Европе – католическая). Поэтому наряду с категорией греха большую роль в картине мира Средневековья занимает проблема спасения души каждого человека.

Таким образом, вся жизнь человека в Средние века выстаивается между двумя точками отсчета – грехом и спасением. Для ухода от первого и достижения последнего человеку даются следующие условия: следование христианским заповедям, совершение добрых дел, уклонение от соблазнов, исповедание своих грехов, активная молитвенная и церковная жизнь не только для монахов, но и для мирян.

Общественный строй, который утвердился в Западной Европе в Средние века, историки называют феодальным. Феод, от которого образовались слова «феодализм», «феодал», «феодальный», – это наименование земельного владения, пожалованного господином – сеньором (лат. «старшим») своему вассалу – подчиненному, человеку, обязующемуся за владение феодом выполнять службу, преимущественно рыцарскую, т. е. в полном вооружении и верхом на боевом коне.

Вассалы нуждались как в феодах, так и в сильных и знатных покровителях, а могущество сеньоров зависело, прежде всего, от числа преданных и боеспособных вассалов.

В целом опираясь на христианские идеалы выстраивалась вся общественная и культурная жизнь. Более того, по образу и подобию небесной, духовной иерархии строилась и земная иерархия. Если первый вид иерархии (духовный) имеет вид мира подлинного бытия, как раз полной реализации идеалов христианства, то второй вид иерархии предстает в Средневековой картине мира в качестве зеркального отражения в земной реальности небесного бытия.

Это придавало земной иерархии высший смысл: общественные отношения оказывались тем самым отражением, пусть бледным и несовершенным, иерархии, подчиненной Божьему престолу, и тем самым приобретали религиозное оправдание. Люди разного правового положения, которые принадлежали к различным сословиям, образовывали определенные слои в христианской картине мира. Так, по аналогии с девятью чинами ангельского мира некоторые богословы делили общество на девять разрядов людей, начиная с королей и церковных и светских князей на вершине иерархии и кончая простонародьем в ее основании. Наиболее распространенным было тройственное деление общества: первое сословие – духовенство («те, кто молятся за всех»), второе сословие – аристократия и военные, рыцарство («те, кто воюют») и третье сословие – простолюдины, народ («те, кто трудится») – крестьяне, горожане.

Каждое сословие имело собственное представление о христианских идеалах. И все же всех их объединяла фундаментальная ценность – служение Богу и спасение своей души каждым на своем месте! На практике проявление этой ценности было столь своеобразным в каждом сословии, что достаточно далеко уводило от изначального строго церковного понимания христианских заповедей. Так, католическая церковь зачастую, помимо господства в духовной жизни, претендовала на первенство в государственно-политической сфере. Церковь стремилась к строительству Града Божьего на Земле. Ярким примером этих притязаний явились крестовые походы – попытка мечом, силовым путем объединить и расширить христианский мир под властью папства. Когда же в позднее Средневековье все больше людей и народов стали отпадать от католической церкви, тогда последняя прибегла к репрессивным мерам защиты своих идеологических и политических – к инквизиции.

Другой пример чуть ли не антихристианского поведения в Средневековой культуре связан с феноменом карнавала. Этот праздник возник в городах к концу Средневековья и знаменовал собою проводы зимы и встречу весны. На дни карнавала отменялись все запреты на веселье и высмеивались даже религиозные обряды. Корни карнавальных шествий – в архаических оргиях, в празднествах типа древнеримских сатурналий, во время которых отменялись общепринятые правила, социальный порядок «переворачивался»: господа прислуживали за трапезой рабам, рабы осваивали роль господ. И все это проходило в атмосфере безудержного веселья, неумолкающих шуток и шутовства. Богословы пытались примирить языческий характер карнавалов с существующим господством христианской религии: эти праздничные увеселения необходимы для того, считали католические богословы, чтобы глупость, которая является «второй природой человека», могла бы хоть раз в году свободно изжить себя.

Наиболее ярко и глубоко христианское мироощущение было передано в искусстве Средневековья. Главное внимание художники Средних веков уделяли миру потустороннему, Божественному, их искусство рассматривалось как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу, постижения Его сущности. Католический собор служил художественно-религиозным воплощением образа всего мироздания.

Раннее Средневековье – это период господства романского стиля. Романская архитектура воспринимается как тяжелое, давящее, великое молчание, олицетворяющее устойчивость мировоззрения человека, его «горизонтальность», «заземленность».

С конца XIII в. ведущим становится готический стиль. За легкость и ажурность его называли застывшей, безмолвной музыкой, «симфонией в камне». В отличие от суровых монолитных, внушительных романских храмов и замков, готические соборы изукрашены резьбой и декором, множеством скульптур, они полны света, устремлены в небо, их башни возвышались до 150 метров. Шедевры этого стиля – соборы Парижской Богоматери, Реймский, Кельнский.

Таким образом, культура Средних веков в Западной Европе положила начало новому направлению в истории цивилизации – утверждению христианства не только как религиозного учения, но и как нового мировосприятия и мироощущения, значительно повлиявшего на все последующие культурные эпохи.