Государства Индокитайского полуострова

Изменение методов колониальной эксплуатации Индонезии. Зарождение национально-освободительного движения на Яве

До последней трети XIX в. голландские колонизаторы хозяйни­чали в Индонезии методами, сложившимися еще в начальной фазе колониализма. Такой была, в частности, система прину­дительных культур. Она отстраняла от участия в индонезийских делах голландскую промышленную и финансовую буржуазию, затрудняла приложение ее капиталов.

Усилившаяся крупная голландская буржуазия не хотела больше с этим мириться. К 70-м годам в Голландии были приняты законы, облегчавшие создание на Яве частных капитали­стических плантаций, что в конечном счете привело к отказу от системы принудительных культур. Эти перемены сопровож­дались установлением собственности колониальных властей на все земли, за исключением феодальных (Владений в княжествах Джокьякарта и Суракарта. Значительные площади были сданы в аренду европейским плантаторам. Теперь открылись возмож­ности для приложения частного голландского капитала, а так­же капитала из других европейских держав и США. В Индо­незии произошел непосредственный переход от методов коло­ниальной эксплуатации, свойственных периоду первоначального накопления, к методам, характерным для эпохи монополисти­ческого капитализма.

Ликвидация системы принудительных культур, превращение Индонезии в сферу приложения иностранного капитала способ­ствовали росту в стране товарно-денежных отношений и раз­витию капитализма. Однако условия для предпринимательской деятельности индонезийской буржуазии были крайне неблаго­приятными. Сохранение докапиталистических форм эксплуата­ции крестьянства и засилье иностранного капитала задержи­вали формирование и рост индонезийской буржуазии. Яванцы были собственниками лишь сравнительно небольших предприя­тий мануфактурного типа. Это обусловливалось и деятельно­стью китайских ростовщиков и купцов, захвативших сильные позиции в экономической жизни Индонезии и эксплуатировав­ших индонезийское население.

Тем не менее ускорившееся развитие капитализма способ­ствовало созданию предпосылок для зарождения в Индонезии буржуазно-национального освободительного движения. Форми­ровалась яванская интеллигенция, получившая европейское образование. Распространению передовых идей содействовали и лучшие представители обосновавшихся на Яве голландцев. На прогрессивную часть китайского населения Явы заметное влияние оказывало революционное движение в Китае. Непо­средственный толчок к национальному пробуждению Индонезии дала русская революция 1905 г.

В мае 1908 г. учащиеся медицинской школы создали пер­вую национальную организацию — «Буди утбмо» («Высокая цель»). Ее численность вскоре достигла 10 тыс. человек. В 1912 г. на базе «Союза исламских торговцев» был основан «Союз ислама» — «Сарекат ислам». Его местные организации приобрели большое влияние в широких народных массах.

Отмечая начавшееся национальное пробуждение Индонезии, В. И. Ленин писал в 1913 г.:

«Интересно, что революционно-демократическое движение охватило теперь и голландскую Индию, остров Яву и другие колонии Голландии, имеющие населения до 40 миллионов че­ловек.

Носителями этого демократического движения являются, во-первых, народные массы на Яве, среди которых пробудилось националистическое движение под знаменем ислама. Во-вто­рых, капитализм создал местную интеллигенцию из акклима­тизировавшихся европейцев, которые стоят за независимость голландской Индии. В-третьих, довольно значительное китай­ское население на Яве и других островах перенесло революционное движение со своей родины» *.

* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 23, с. 145.

В начале XIX в. и особенно во второй половине развернулась интенсивная колониальная экспансия Англии и Франции про­тив народов Индокитайского полуострова. Самым сильным и развитым государством региона в этот период был Вьетнам, к которому на западе примыкали Камбоджа и Лаос. Далее на запад простиралась территория Сиама (Таи), в вассальной за­висимости от которого находился ряд мелких феодальных княжеств Малаккского полуострова. До середины 80-х годов сохраняла независимость часть Бирмы, ставшей объектом бри­танской колониальной экспансии еще в 20-е годы.

Все эти страны Индокитайского полуострова представляли собой неограниченные монархии, опиравшиеся на помещиков и служилую знать.

Основная масса населения — крестьянство — жила сель­скими общинами. Однако сравнительно быстро шел процесс их разложения. Высшие чиновники, помещики, верхушка общины скупали и захватывали крестьянские наделы. Росло число без­земельных крестьян, которые вынуждены были на кабальных условиях обрабатывать землю помещиков, подвергаясь различ­ным формам феодальной и полуфеодальной эксплуатации.

Многие потребности деревенского населения удовлетворя­лись сельскими ремесленниками, зачастую сочетавшими ремес­ло с земледелием. Однако в городах, особенно прибрежных, издавна развивалось ремесло, отделившееся от сельского хо­зяйства.

При господстве феодальных отношений, системе внутренних пошлин и налогов внутренняя торговля между отдельными районами была развита слабо. Не сложилась еще и крупная торговая буржуазия, связанная с внешней торговлей.

Политика самоизоляции, проводившаяся феодальными пра­вителями индокитайских государств, была средством предотвра­щения проникновения иностранного капитала. Однако, навязав ряд договоров, иностранные державы добились возможности торговать, а затем и обосноваться в Бирме, Сиаме и Вьетнаме.