ИНДОНЕЗИЯ, ВЬЕТНАМ И ДРУГИЕ СТРАНЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.

Глава XX

Формирование рабочего класса

С появлением фабричной промышленности начал формировать­ся рабочий класс. К концу XIX в. в Индии насчитывалось уже 700—800 тыс. промышленных рабочих (включая железнодорож­ников и горняков). Пролетариат формировался из обнищавших крестьян и разорившихся ремесленников. Широкое распростра­нение имела вербовка рабочих через посредников, к которым уходила значительная доля мизерного заработка рабочих. Мно­гие рабочие сохраняли связь с деревней. В особенно тяжелом положении находились на предприятиях рабочие, принадлежав­шие к низшим кастам.

Рабочие Индии подвергались жесточайшей эксплуатации со стороны английских и своих, индийских капиталистов. Рабочий день продолжался от зари до зари. Когда на предприятиях был введен электрический свет, продолжительность рабочего дня еще более увеличилась. Широко применялся женский и дет­ский труд. На некоторых предприятиях работали дети 4—5 лет. Нищенская заработная плата дополнительно урезывалась мно­гочисленными штрафами и поборами. На предприятиях царил казарменный режим. Индийские экономисты подсчитали, что стоимость содержания в тюрьме одного заключенного втрое превышала средний доход индийского рабочего. Несколько лет работы на фабрике превращали рабочего в инвалида. Не уди­вительно, что индийские предприятия отличались чрезвычайно большой текучестью рабочей силы.

Темнота и неграмотность, религиозные предрассудки, теку­честь рабочей силы, многонациональный состав индийского пролетариата, принадлежность рабочих к различным кастам — все это тормозило рост классового самосознания индийских рабочих. Но вместе с тем невиданно тяжелая эксплуатация по­рождала у рабочих ненависть к эксплуататорам, решимость бороться за свои права, за лучшую долю. Сплочению индий­ского пролетариата и пробуждению его классового самосозна­ния способствовала высокая степень концентрации индийских рабочих в нескольких крупных промышленных центрах (Бом­бей, Калькутта, Ахмадабад).

Первые стачки индийских рабочих начались в конце 70-х — начале 80-х годов. В 1877 г. произошла стачка на одной из фаб­рик Нагпура. Между 1882 и 1890 гг. в округах Бомбея и Мад­раса было зарегистрировано 25 стачек. В 90-х годах стачечные выступления продолжались. Но эти стачки носили стихийный характер, рабочий класс не имел еще своих классовых Профес­сиональных и политических организаций. В отдельных случаях от имени рабочих выступали либеральные буржуазные филан­тропы. Так, в 1884 г. служащий текстильной фабрики Н. М. Локханд представил властям от имени бомбейских рабочих заявле­ние, в котором выдвигались требования ограничить часы работы, установить еженедельный выходной день, обеденный перерыв и обеспечить выплаты пособий за увечья. Локханд на­зывал себя председателем «Ассоциации бомбейских текстиль­щиков». Но эта организация не имела ни списка членов, ни устава. Каких-либо данных о ее деятельности не сохранилось.

Учитывая начавшееся стачечное движение, английские вла­сти ввели в Индии фабричное законодательство. (Определен­ную роль в этом сыграла лицемерно поднятая английскими текстильными фабрикантами, боявшимися конкуренции индий­ской текстильной промышленности, кампания в «защиту» прав индийских рабочих.) Закон 1881 г. запрещал на крупных фаб­риках труд детей моложе 7 лет. В 1891 г. был введен обяза­тельный день отдыха и запрещен труд детей моложе 9 лет. Фабричное законодательство практически не изменило положе­ния индийских рабочих.

В конце столетия отдельные передовые рабочие начали при­нимать участие в национально-освободительном движении.

К рубежу XIX—XX вв. завершились серьезные изменения в экономике и политической жизни Индии. Являясь важнейшим источником сырья и рынком сбыта английской промышленно­сти, она стала теперь и важной сферой приложения британ­ского капитала. Усилилась колониальная эксплуатация народов Индии. При этом происходили значительные социально-эконо­мические сдвиги. Хотя и медленно, но развивался капитализм. Появились новые классы — пролетариат и национальная бур­жуазия. Зародилось национально-освободительное движение, буржуазно-демократическое по своему характеру и объектив­ным задачам. Противоречия между народами Индии и англий­ским капиталом резко обострились, отражая общее обострение всех противоречий капитализма в эпоху империализма.

 

Образование колониальной системы империализма сопровож­далось резким усилением эксплуатации территорий, захвачен­ных колонизаторами в предшествующую эпоху. Вместе с тем быстро расширялась сфера колониальной эксплуатации путем новых территориальных захватов, завершавших раздел мира.