Колониальная эксплуатация Индии в последней трети XIX в.

УСИЛЕНИЕ КОЛОНИАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА НАРОДОВ ИНДИИ

Глава XIX

АЗИЯ И АФРИКА В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX — НАЧАЛЕ XX в.

Раздел IV

В период перерастания «свободного» капитализма в монопо­листический завершилось складывание колониальной системы империализма. Новые формы и методы колониальной эксплуа­тации и связанные с ними новые явления в социально-эконо­мическом и политическом развитии стран Востока проявились в Индии раньше и полнее, чем в других странах. К 70-м годам XIX в. в отличие от большинства других стран Азии и Африки Индия была уже полностью порабощена британскими колониза­торами и являлась бесправной колонией.

Индия становится одним из главных рынков сбыта англий­ской нромышленности. Значительно возрастает роль Индии и как важнейшего поставщика сырья и сельскохозяйственных про­дуктов для метрополии. За десятилетие, с 1873 по 1883 г., тор­говля Англии с Индией увеличилась на 60%. Индия становится важной сферой приложения капиталов британской буржуазии.

Вначале преобладающей формой вывоза английских капи­талов были займы, получаемые британскими колониальными властями Индии у лондонских банкиров. Их сумма возросла с 4 млн. ф. ст. в 1856 г. до 133 млн. в 1900 г. Займы расходовались на содержание британского колониального аппарата и войск в Индии, на финансирование грабительских войн против других стран Востока, а британские банкиры получали высокие про­центы. Оплачивало эти займы нищее и голодное-индийское кре­стьянство, изнывавшее под бременем непосильных налогов.

Важным объектом приложения британского капитала стало строительство железных дорог и телеграфных линий. Они были собственностью колониальных властей, создавших исключитель­но благоприятные условия для обогащения английских фирм и подрядчиков. Первые железнодорожные магистрали были по­строены в 60-х годах. В последующие десятилетия железнодо­рожная сеть значительно расширилась. К 1891 г. протяженность железных дорог Индии составляла 27 тыс. км.

Строя дороги, англичане отнюдь не стремились экономически объединить различные районы Индии. Главной целью колони­заторов было обеспечить доставку необходимого им сырья и продвижение промышленных товаров из метрополии. Как пра­вило, дороги расходились веером от нескольких крупных портов. При строительстве железных дорог учитывались и военно-стра­тегические интересы британского империализма. Железные до­роги облегчали переброску войск для агрессивных войн против соседних стран Азии и подавления освободительного движе­ния народов Индии.

Выгодной сферой английских капиталовложений были план­тации чая, кофе, каучука.

Часть английских капиталов вкладывалась в промышлен­ность, главным образом в предприятия, перерабатывающие местное сырье. В 1854 г. один из английских капиталистов осно­вал первую джутовую фабрику в Калькутте. С этого времени быстро расширявшаяся джутовая промышленность находилась в руках британского капитала.

Превращение Индии в источник колониального сырья и ры­нок сбыта капиталистической Англии, начало ее освоения как сферы приложения капитала означали дальнейшее усиление эксплуатации народов Индии, которую теперь осуществляли вкладывавшиеся британские монополии. «То, что англичане от­бирают ежегодно у индийцев — в виде ренты, дивидендов от совершенно ненужных для самих индийцев железных дорог, пен­сий военным и гражданским чиновникам, издержек на афган­ские и иные войны я пр. и пр., — то, что они берут у них без всякого эквивалента, не считая того, что они ежегодно при­сваивают себе в самой Индии, — то есть говоря только о стои­мости товаров, которые индийцы вынуждены даром ежегодно отправлять в Англию, — превышает общую сумму дохода 60 миллионов земледельческих и промышленных работников Индии! Это — настоящее кровопускание, это вопиющее дело! Голодные годы следуют там один за другим, причем голод до­стигает размеров, о которых в Европе до сих пор даже и не подозревают!»* — писал К. Маркс в 1881 г.

Главным объектом британской колониальной эксплуатации по-прежнему оставалось индийское крестьянство.

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 35, с. 129—130.