Политика колонизаторов а области культуры и просвещения

Увеличение ввоза английских товаров. Упадок индийского ремесла и мануфактуры

По мере того как в Англии росла фабричная промышленность, увеличивался ввоз английских товаров в Индию. Так, с 1814 по 1835 г. экспорт в Индию британских хлопчатобумажных изде­лий возрос с 0,9 млн. до 46 млн. м. В свою очередь, резко рас­ширился вывоз индийского сырья в Англию. Например, экспорт хлопка-сырца увеличился с 4,1 тыс. т в 1813 г. до 40 тыс. т в 1844 г. Индия начала превращаться в рынок сбыта и источник сырья для английской промышленности.

Индийский рынок был открыт, но еще далеко не «освоен»: ввиду отсутствия хороших дорог английские товары не попада­ли в большом количестве в глубинные пункты. Однако ката­строфические последствия процесса превращения Индии в ры­нок сбыта и сырьевой придаток английской промышленности уже начинали сказываться, особенно в Бенгалии и других рай­онах, «освоенных» колонизаторами. Индия, столетиями славив­шаяся во всем мире замечательными тканями, перестала выво­зить свои тончайшие хлопчатобумажные ткани ручной выделки. Если в 1814 г. в Англию было ввезено 1250 тыс. кусков индий­ских тканей, то в 1844 г. — только 63 тыс. кусков. Да и в самой Индии продукция индийских ремесленников не могла конкури­ровать с более дешевыми английскими фабричными товарами.

Сотни тысяч индийских ремесленников разорялись и умирали голодной смертью. Ранее процветавшие города приходили в упадок. Когда колонизаторы завоевали Бенгалию, Клайв писал, что бенгальские города Дакка и Муршидабад «так же огром­ны, многолюдны и богаты, как лондонское Сити». А в 1840 г. при парламентском обследовании было установлено: «Населеиие города Дакка уменьшилось со 150 тыс. человек до 30 или 40 тыс. жителей, а джунгли и малярия быстро вторгаются в го­род. Город Дакка, являвшийся индийским Манчестером, пре­вратился из цветущего города в бедный и небольшой городок; страдания, причиненные этому городу, действительно велики». Русский публицист А. Г. Ротчев, посетивший Индию в начале 40-х годов, писал: «Что осталось от Удджайна, Бхопала, Джай­пура, Гвалиора, Хайдерабада, Ахмедабада, Фуркабада, Дели и Агры, городов столичных, некогда цветущих? На несколько миль вокруг них видны раздробленные колонны, разоренные храмы и полуразвалившиеся одинокие памятники. Дикие звери и пресмыкающиеся гады заменили народонаселение, все глухо .« пусто вокруг...»

Жестоко эксплуатируя народные массы Индии, английские колонизаторы обрекали их на темноту и невежество, выступали как душители национальной культуры.

Народы Индии обладали замечательными, созданными на протяжении многих тысячелетий культурными ценностями. Среди индийского населения сравнительно широкое распростра­нение получила грамотность. В наиболее развитых районах (Бенгалия) много грамотных было и среди крестьян. Выше приводилось цитируемое К. Марксом описание индийской об­щины, где упоминается об общинном школьном учителе, кото­рого можно видеть в селе обучающим детей чтению и письму на песке. Характерно, что основные положения так называемой системы взаимного обучения Белля — Ланкастера, получившей в начале XIX в. большое распространение в Англии и других европейских странах, были заимствованы в Индии.

Колонизаторы высокомерно отвергали наследие индийской культуры. Известный английский историк Маколей, возглавляв­ший в 30-х годах ведомство просвещения при генерал-губерна­торе Индии, цинично заявлял: «Одна полка английских книг стоит больше, чем вся туземная литература Индии и Аравии, вместе взятых». В 1835 г. Маколеем была проведена в Индии так называемая реформа образования. Он сам следующим образом сформулировал ее цель: «Нечего пытаться просвещать народные массы. Но мы должны приложить все усилия, чтобы создать прослойку, которая могла бы служить посредником между англичанами и миллионами индийцев под их властью, — прослойку индийскую по крови и цвету кожи, но английскую по вкусам, морали и складу ума».

Было открыто небольшое число средних школ с английской программой обучения, в которых учились выходцы из богатых индийских семей. Расходы на народное просвещение были ми­зерными. Они составляли менее половины процента бюджета

британской колониальной администрации. Англичане старались поставить под свой контроль и традиционные начальные шко­лы, в которых обучение велось на индийских языках. Многие школы создавались и контролировались христианскими мисси­онерами. В дальнейшем английские власти открыли первые университеты в Калькутте, Бомбее и Мадрасе, где преподава­ние велось английскими профессорами на английском языке.

Подавляющее большинство населения было лишено возмож­ности получить хотя бы самое элементарное образование. В ре­зультате английской политики к моменту ухода англичан из-Индии 80% населения было неграмотным.