СОВЕТЫ ШТАЙНЕРА ОТНОСИТЕЛЬНО ЦВЕТА СТЕН В ШКОЛЬНОМ ЗДАНИИ

В вальдорфских школах осуществляется попытка направлять и поддерживать развитие учеников, выбирая определенный цвет для классных комнат, коридоров и других пространств. Художес­твенная и педагогическая составляющие играют в этом большую роль. Эстетическое образование охватывает три большие рабочие сферы: ученики передвигаются в художественно оформленном окружении. Педагогика во всей полноте своей осуществляется ху­дожественно и охватывает сознательно направленное развитие в творчестве и радости. На этом пути эстетика служит посредником между духом и материей, искусство создает связь между процес­сами в духовной и материально-физической областях. Такие мыс­ли развиваются в шиллеровских «Письмах об эстетическом вос­питании человека»[28]. Он видел искусство как ту сферу, где твор­ческий, увлеченный человек прокладывает духовную связь меж­ду содержанием и формой. Таким образом, человек в своем соз­нательно созданном окружении, в первую очередь, воспринимает и наслаждается. Определенно это - сфера материального - как именно создается окружение и, в особенности, какие цвета при этом используются.

Цвет, наряду с самой архитектурой школьного здания, явля­ется существенной частью окружения. Цвет поддерживает обуче­ние молодой личности. В первой главе этой книги мы уже указы­вали на несколько аспектов цвета. Как нам поступать с такими идеями, чтобы они не вырождались в строгих принципах, но пос­тоянно подвергались испытанию на практике? Как мы применя­ем эти знания, поставив цель окружить ученика соответствую­щим красочным настроением? В конце концов, ведь они проводят огромное количество времени в стенах школы.

При оформлении первой свободной школы Штайнер дал ряд советов относительно цвета стен классных комнат. Это должны быть цвета с живым характером, которые позволяют стенам «ды­шать»[29]. Художественно разработанное цветовое окружение име­ет гармонизирующее и даже целительное воздействие. Подходя­щие материалы, разработанные во время строительства первого Гетеанума, не были доступны в то время. Штайнер говорит: «Нам нужно преуспеть не только в наблюдении цветов и применении их здесь и там как чего-то внешнего, но мы должны жить в цве­тах, быть частью внутренней жизненной силы цвета. Мы не дос­тигнем этой цели, если будем только во время живописи изучать то, каким образом действует тот или иной цвет. Мы можем сде­лать это только лишь тогда, когда погружаем наши души в пря­мой поток, переживая их живо в наших головах».

Стена, выкрашенная в прозрачные цвета, не кажется имею­щей четкие границы, в отличие от стены, просто покрытой крас­кой. При использовании в покраске стен лессировки пространс­тво производит впечатление атмосферы. Оно расширяет себя, ста­новится более свободным, и его действие различно в зависимости от выбранного цвета. Пространства, окрашенные по-новому, не влияют на силы воображения людей, а оставляют их свободны­ми. С помощью техники лессировки можно сделать множество оттенков в усилении цвета и переходе цветов. Штайнер советовал окрашивать классную комнату одним цветом, рекомендуя теплые и обволакивающие цвета для младших детей и более прохладные для старшеклассников. Он разработал 4 цветных схемы для трех разных областей в Европе, принимая во внимание климат, лан­дшафт и природный характер учеников Южной и Северной Гер­мании и Англии. Для того, чтобы сделать активным чувственный мир северогерманских учеников, Штайнер выбрал теплые крас­но-оранжевые цвета для первых шести лет в школе после детско­го сада. Но заметим, что для Лондонской школы нет желтого между оранжевым и зеленым. Более чувствительному от приро­ды, живому английскому ребенку больше нужны голубоватые от­тенки в окружении, чтобы лучше сконцентрироваться и стимули­ровать процесс мышления. Положение в Нидерландах где-то между этими двумя рекомендациями. В конце этой главы предос­тавлена схема. Деревянные бараки в Штутгарте, где открылась первая школа, были одного цвета во всех восьми классах: синева­то-сиреневый. По возможности мебель была окрашена в тот же цвет. Шторы были светлее стен. Все это производило на учеников цельное цветовое впечатление. Эти указания используются во всех вальдорфских школах по всему миру. Каждая страна разра­батывает и использует свои цвета, материалы и техники, которые имеют отношение к природе людей. Подходить к этой информа­ции художественно - значит самостоятельно пронаблюдать и спросить: «Как цвет воздействует на детей?». Необоснованное его применение противоречит методу, который отстаивал Штайнер.

Вместе с техникой лессировки мы говорим об акварельной технике на, обычно, белой основе. Первоначальный цвет основы перекрывается, но структура остается видимой. Чтобы получить более насыщенные цвета, мы берем за основу светлый оттенок, потому что технически трудно применить лессировку, если цвет основы одинаково интенсивный. Каждое новое покрытие должно осуществляться светлым слоем краски, немного усиливая каж­дый раз цвет на стене. Работа с цветом, таким образом, становит­ся более интенсивной, приобретая новую форму

При постоянном применении одного цвета на стене, он мо­жет приобрести слишком большую силу воздействия. Сделать на стене несколько тонких слоев комплементарного цвета на более поздних ступенях - это один из секретов художника. Таким об­разом уменьшается ослепительность характера цвета, он не созда­ет более напряженности у наблюдателя. Например, на желтой стене можно сделать несколько сиреневых или пурпурных маз­ков. Это придаст цвету особенное воздействие. Каждый может попробовать это и пережить сам. Только из наблюдения можно выбрать эти контрастные цвета; применяйте их с особой осторож­ностью (и вниманием!), чтобы достичь желаемого результата. На важность подбора цветов для определенной возрастной группы с целью поддержать ее развитие четко указывает Эрнст Вайсерт в книге «Искусство воспитания» (июнь 1952 г.): «Вопрос об окру­жении детей, о том, как создаются пространства, в которых дети проводят школьное время, на сегодняшний день даже более ва­жен, чем раньше. Сегодня множество визуальных впечатлений навязываются маленькому ребенку. Приветствуется раннее ин­теллектуальное развитие. Вопросы, которые занимали Рудольфа Штайнера с педагогической и медицинской точки зрения, прев­ращаются в актуальные задачи: обратиться к потребностям ребен­ка, иметь соответствующее оформление классного пространства и рисовать прозрачными цветами, которые оказывают успокаиваю­щее и активизирующее воздействие на ребенка».

Далее приведены четыре схемы, предложенные Штайнером.

Школа Гете в Гамбурге (1925):

1, 2, 3 классы - красный, постепенно ослабевающий с каж­дым классом;

4, 5, 6 классы - оранжевый, постепенно ослабевающий с каждым классом;

7 класс - желтый;

8 класс - зеленый;

9 класс - светло-зеленый;

10 класс - синий;

11 класс - синий, склонный к фиолетовому;

12 класс - фиолетовый.

Зал эвритмии - фиолетовый. Кабинет физики - зеленый. Кабинет музыки - лиловый.

Временные помещения в Штутгарте / второй цвет - для новых зданий в Штутгарте (1922-1923):

1 класс - синевато-лиловый, красный;

2 класс - синевато-лиловый, оранжевый;

3 класс - синевато-лиловый, желтый;

4 класс - синевато-лиловый, светло-зеленый;

5 класс - синевато-лиловый, зеленый, склонный к синему;

6 класс - синевато-лиловый, синий;

7 класс - синевато-лиловый, индиго;

8 класс - синевато-лиловый, фиолетовый;

9 класс - синевато-л иловый, фиолетовый;

10 класс - синевато-лиловый, сиреневый;

11 класс - синевато-лиловый, сиреневый.

Зал эвритмии - синевато-лиловый, цвет мальвы (просвирника). Кабинет физики - синевато-лиловый, синий. Коридоры - синевато-лиловый, сиреневый. Кабинет музыки — индиго, красно-лиловый. Спортзал - синевато-лиловый, красно-лиловый. Медицинский кабинет — синевато-лиловый, красно-лиловый. Ремесло - синевато-лиловый, оранжевый. Рукоделие - синевато-лиловый, светло-фиолетовый, перехо­дящий в красный.

Лондон (1925):

Детский сад - красный, желтый;

1 класс - оранжевый;

2 класс - зеленый;

3 класс - зеленый (темный оттенок);

4 класс - сине-зеленый;

5 класс - светло-синий;

6 класс - синий (темный оттенок). Зал эвритмии - светло-фиолетовый. Коридоры - желтый.