Политический строй Османской империи. Роль ислама

Сложившаяся в первые столетия существования Османской им­перии политическая надстройка вскоре стала одним из решаю­щих препятствий для прогрессивного развития турецкого наро­да и других народов империи.

Неограниченным правителем страны, пользовавшимся дес­потической властью, был султан (падишах). Его власть освя­щалась религией ислама.

Ислам возник в Западной Аравии в начале VII в. н. э. Его основателем и автором священной книги мусульман — Корана — считается Мухаммед (Магомет). Мусульмане почитают единого бога — Аллаха, который «не родил и не рожден, и никого не было равного ему». Мухаммед же почитается как величайший пророк, последний посланник Аллаха. Он возглавлял первую религиозную общину мусульман. Его преемниками стали ха­лифы — «заместители посланника Аллаха на земле Мухамме­да». Мусульманин обязан проявлять покорность и терпение, со­вершать молитвы, соблюдать пост, отправляться паломником в святые места. Религиозным подвигом объявлялся джихад — «священная война» во имя распространения ислама. Арабские завоевания способствовали широкому распространению ислама в Азии и Африке.

Со временем в исламе сложились различные направления. Основным и ортодоксальным считался суннизм, который испо­ведовали турки. Кроме Корана сунниты признают и почитают сунну, содержащую рассказы о деятельности пророка Мухамме­да. Турецкие султаны утверждали, что после завоевания тур­ками в начале XVI в. Египта потомки арабских халифов, про­живавшие в Каире, объявили своими преемниками турецких султанов. Последние стали носить титул султанов-халифов и считаться религиозными руководителями всех мусульман мира. Султан назначал визирей (министров) и наместников, яв­лялся верховным главнокомандующим, возглавлял правитель­ство, носившее по имени дворца, в котором оно размещалось, официальное название «Баб-и-Али» («Высокие врата»). В Европе турецкое правительство, а иногда и саму Турцию стали называть «Оттоманской Портой», «Блистательной Портой» или просто «Портой» *. Все государственные служащие (кроме ду­ховенства) считались рабами султана, этим подчеркивалась неограниченная власть последнего над жизнью и имуществом всех своих подданных. Двор султана-халифа с его многочислен­ной челядью и гаремами насчитывал около 12 тыс. человек. В числе придворных были такие чины, как начальники белых и черных евнухов, главный астролог, хранитель парадной шубы султана, хранитель султанской чалмы, стражи султанского со­ловья и попугая и т. д. Каждому из них полагалось огромное жалованье.

* «Оттоманская» — от французской транскрипции слова «османы* (ottomans); «порта» — от французского слова la porte — «дверь», «врата».

Османская империя делилась на области и вассальные зем­ли (в Африке и Аравии). Наместники земель и областей — эми­ры и паши — объединяли в своих руках военную и граждан­скую власть.

Турецкие феодалы видели одну из опор своего господства в разжигании мусульманского религиозного фанатизма. Их за­хватнические походы не раз провозглашались «священной вой­ной» против «неверных». Высшее мусульманское духовенство играло большую роль в управлении империей. Духовные суды рассматривали дела на основе религиозных законов. Предста­вители высшего мусульманского духовенства могли и непосред­ственно влиять на политику правительства, ибо только они имели право давать специальное заключение о соответствии того или иного правительственного акта Корану. Такое заклю­чение (фетва) являлось обязательным для всех, включая и самого султана. Султан мог сместить высшее духовное лицо — шейх-уль-ислама — и назначить на его место другого, но он не мог отменить фетву. В пользу высшего духовенства поступали огромные доходы с вакуфных земель.

Султан, правители областей и вассальных земель, многочис­ленная свора чиновников различных рангов жестоко расправ­лялись с малейшим проявлением протеста со стороны турецкого крестьянства и угнетенных народов. В стране царил произвол, господствовал кровавый, деспотический режим.

Политическая надстройка империи препятствовала формиро­ванию капиталистического уклада. «...Турецкое, как и любое другое восточное господство,— отмечал Ф. Энгельс,— несовме­стимо с капиталистическим обществом; нажитая прибавочная стоимость ничем не гарантирована от хищных рук сатрапов и пашей; отсутствует первое основное условие буржуазной пред­принимательской деятельности — безопасность личности купца и его собственности» **.

** К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 22, с. 33

.Обострение классовой борьбы. Восстания городских низов и крестьян

В XVII и особенно в XVIII в. Османская империя находилась в состоянии глубочайшего внутреннего кризиса. Изменение ха­рактера военно-лепного землевладения, резкое усиление эксплу­атации крестьянства определили застой и упадок производитель­ных сил страны. Разоряемое неограниченными поборами, крестьянство иной раз лишено было возможности обеспечить хотя бы простое воспроизводство в своем хозяйстве. Многие тысячи крестьян бежали с насиженных мест. Заброшенными оказались целые деревни. Поля зарастали кустарником, превращались в «мертвые земли».

Ухудшение положения народных масс вызывало растущее недовольство, выливавшееся в стихийные антифеодальные вы­ступления. В 1730 г. в Стамбуле вспыхнуло восстание город­ского населения столицы, возглавленное бывшим матросом, про­давцом тряпья Патрона-Халилом. Восставшие требовали удаления и казни ненавистных представителей султанской админист­рации. В течение нескольких недель столица фактически нахо­дилась под контролем восставших.

После подавления восстания Патрона-Халила в различных районах империи не раз вспыхивали восстания крестьянства угнетенных народов. Антифеодальная борьба этого крестьянст­ва тесно переплеталась с борьбой против национального и ре­лигиозного гнета. Крестьянские восстания носили преимущест­венно локальный характер.