Политический строй Османской империи. Роль ислама
Сложившаяся в первые столетия существования Османской империи политическая надстройка вскоре стала одним из решающих препятствий для прогрессивного развития турецкого народа и других народов империи.
Неограниченным правителем страны, пользовавшимся деспотической властью, был султан (падишах). Его власть освящалась религией ислама.
Ислам возник в Западной Аравии в начале VII в. н. э. Его основателем и автором священной книги мусульман — Корана — считается Мухаммед (Магомет). Мусульмане почитают единого бога — Аллаха, который «не родил и не рожден, и никого не было равного ему». Мухаммед же почитается как величайший пророк, последний посланник Аллаха. Он возглавлял первую религиозную общину мусульман. Его преемниками стали халифы — «заместители посланника Аллаха на земле Мухаммеда». Мусульманин обязан проявлять покорность и терпение, совершать молитвы, соблюдать пост, отправляться паломником в святые места. Религиозным подвигом объявлялся джихад — «священная война» во имя распространения ислама. Арабские завоевания способствовали широкому распространению ислама в Азии и Африке.
Со временем в исламе сложились различные направления. Основным и ортодоксальным считался суннизм, который исповедовали турки. Кроме Корана сунниты признают и почитают сунну, содержащую рассказы о деятельности пророка Мухаммеда. Турецкие султаны утверждали, что после завоевания турками в начале XVI в. Египта потомки арабских халифов, проживавшие в Каире, объявили своими преемниками турецких султанов. Последние стали носить титул султанов-халифов и считаться религиозными руководителями всех мусульман мира. Султан назначал визирей (министров) и наместников, являлся верховным главнокомандующим, возглавлял правительство, носившее по имени дворца, в котором оно размещалось, официальное название «Баб-и-Али» («Высокие врата»). В Европе турецкое правительство, а иногда и саму Турцию стали называть «Оттоманской Портой», «Блистательной Портой» или просто «Портой» *. Все государственные служащие (кроме духовенства) считались рабами султана, этим подчеркивалась неограниченная власть последнего над жизнью и имуществом всех своих подданных. Двор султана-халифа с его многочисленной челядью и гаремами насчитывал около 12 тыс. человек. В числе придворных были такие чины, как начальники белых и черных евнухов, главный астролог, хранитель парадной шубы султана, хранитель султанской чалмы, стражи султанского соловья и попугая и т. д. Каждому из них полагалось огромное жалованье.
* «Оттоманская» — от французской транскрипции слова «османы* (ottomans); «порта» — от французского слова la porte — «дверь», «врата».
Османская империя делилась на области и вассальные земли (в Африке и Аравии). Наместники земель и областей — эмиры и паши — объединяли в своих руках военную и гражданскую власть.
Турецкие феодалы видели одну из опор своего господства в разжигании мусульманского религиозного фанатизма. Их захватнические походы не раз провозглашались «священной войной» против «неверных». Высшее мусульманское духовенство играло большую роль в управлении империей. Духовные суды рассматривали дела на основе религиозных законов. Представители высшего мусульманского духовенства могли и непосредственно влиять на политику правительства, ибо только они имели право давать специальное заключение о соответствии того или иного правительственного акта Корану. Такое заключение (фетва) являлось обязательным для всех, включая и самого султана. Султан мог сместить высшее духовное лицо — шейх-уль-ислама — и назначить на его место другого, но он не мог отменить фетву. В пользу высшего духовенства поступали огромные доходы с вакуфных земель.
Султан, правители областей и вассальных земель, многочисленная свора чиновников различных рангов жестоко расправлялись с малейшим проявлением протеста со стороны турецкого крестьянства и угнетенных народов. В стране царил произвол, господствовал кровавый, деспотический режим.
Политическая надстройка империи препятствовала формированию капиталистического уклада. «...Турецкое, как и любое другое восточное господство,— отмечал Ф. Энгельс,— несовместимо с капиталистическим обществом; нажитая прибавочная стоимость ничем не гарантирована от хищных рук сатрапов и пашей; отсутствует первое основное условие буржуазной предпринимательской деятельности — безопасность личности купца и его собственности» **.
** К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 22, с. 33
.Обострение классовой борьбы. Восстания городских низов и крестьян
В XVII и особенно в XVIII в. Османская империя находилась в состоянии глубочайшего внутреннего кризиса. Изменение характера военно-лепного землевладения, резкое усиление эксплуатации крестьянства определили застой и упадок производительных сил страны. Разоряемое неограниченными поборами, крестьянство иной раз лишено было возможности обеспечить хотя бы простое воспроизводство в своем хозяйстве. Многие тысячи крестьян бежали с насиженных мест. Заброшенными оказались целые деревни. Поля зарастали кустарником, превращались в «мертвые земли».
Ухудшение положения народных масс вызывало растущее недовольство, выливавшееся в стихийные антифеодальные выступления. В 1730 г. в Стамбуле вспыхнуло восстание городского населения столицы, возглавленное бывшим матросом, продавцом тряпья Патрона-Халилом. Восставшие требовали удаления и казни ненавистных представителей султанской администрации. В течение нескольких недель столица фактически находилась под контролем восставших.
После подавления восстания Патрона-Халила в различных районах империи не раз вспыхивали восстания крестьянства угнетенных народов. Антифеодальная борьба этого крестьянства тесно переплеталась с борьбой против национального и религиозного гнета. Крестьянские восстания носили преимущественно локальный характер.