Послание Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050» новый политической курс состоявшегося государства (14 декабря 2012г.).

Образование, наука и культура Республики Казахстан в 1991-2013 гг.

После 1991 г. определенный кризис испытывает и система образования. На 1 января 1993 г. в Казахстане было закрыто 303 детских сада на 154 тысяч мест, сокращается количество средних школ. В то же время начался процесс возникновения негосударственных образовательных учреждений - школ и высших учебных заведений.Принятие Закона о языках и соответствующие статьи Конституции позволили начать возрождение национального образования. Из 8 610 общеобразовательных школ 3 379 работают на казахском языке, 72 - на узбекском, 16 - на уйгурском, 3 - на таджикском, 1 - на турецком языке, увеличилось число смешанных школ - до 2299. Количество школ, работающих только на русском языке, уменьшилось до 2 840. Для изучающих казахский язык вышло в свет 78 книг общим тиражом 5 млн. экземпляров. Тем не менее еще рано говорить о необратимости процесса возрождения казахского языка, государственная политика в этом вопросе непоследовательна.Крупным событием в культурной жизни Казахстана стал Всемирный курултай казахов, собравшийся в сентябре 1992 г. и объединивший известных писателей, поэтов, ученых, общественных и религиозных деятелей со всего мира. В то же время в культурных процессах наблюдаются и негативные моменты, упало финансирование учреждений культуры, науки, образования, усилилась их коммерциализация, вследствие экономических трудностей увеличилась социальная незащищенность врачей и учителей. В целом, процессы, происходящие в обществе, характеризуют современный период как переходный, со всеми присущими ему достоинствами и недостатками

73) Внешняя политика Республики Казахстан в 1991-2013 гг.Будучи членом ООН, Казахстан имеет реальную возможность активно участвовать в выработке решений по многим международным вопросам, и в первую очередь тем, которые входят в сферу его жизненно важных интересов, обеспечивая безопасность и территориальную целостность, содействуя становлению демократического общества через создание благоприятного международного климата, в том числе для реформирования экономики нашей страны. Именно с трибуны ООН (на 47 сессии ГА, 1992 г.) Казахстан впервые заявил о себе как о государстве, стремящемся внести свой вклад в построение более безопасного мира, в укрепление глобальной стабильности, а также информировал мировую общественность, что главными направлениями деятельности нашего государства стали вопросы международного мира и безо­пасности, устойчивого социально-экономического роста и развития государства.

2 марта 1992 года Казахстан был принят (без голосования) в ООН. До конца 1992 года республику признали 106 государств мира, дипломатические отношения были установлены с 61 государством. Казахстан стал членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ) и других авторитетных международных организаций.

В 1993 году была приняты Стратегия национальной безопасности Республики Казахстан на 1993-2005 гг. и первая Военная доктрина Казахстана.

С 1992 года Казахстан выступил с рядом внешнеполитических инициатив. Важным направлением внешнеполитической деятельности нашей страны в области международной безопасности стало налаживание сотрудничества с международными организациями по безопасности, в первую очередь, с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В январе 1992 года Казахстан был принят в ОБСЕ, в стране было создано и функционирует представительство ОБСЕ.

В декабре 1991 года НАТО создала Совет Североатлантического сотрудничества (ССАС) для развития связей со странами бывшего Варшавского Договора. В марте 1992 года Казахстан присоединился к ССАС. В 1994 году НАТО было создана программа «Партнерство ради мира» (ПРМ), к которой наша страна также присоединилась. В 2002 году Казахстан присоединился к программе НАТО «Процесс планирования и обзора» (ПАРП).

В 1995 году Казахстан был принят в качестве наблюдателя на Конференцию по разоружению. Важной внешнеполитической инициативой Казахстана стало предложение о создании Евразийского союза, обнародованное весной 1994 года. В 1996 году в Москве было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. В 1998 году в Москве был подписаны соглашения: об общем таможенном тарифе, акцизной политике и др. В 2000 году Президенты России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана подписали в Астане Договор об учреждении на базе Таможенного союза новой международной экономической организации – Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

В мае и сентябре 2002 года в Москве и Астане состоялись заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств. В 1998 года был подписан Договор о вечной дружбе и сотрудничестве между Казахстаном и Россией. В июне 2000 года состоялся визит в Россию Н. Назарбаева, в октябре состоялся официальный визит в Казахстан Президента России В. Путина. В ноябре 2001 года правительства России и Казахстана подписали Соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли сроком на 10 лет.

В июне 2000 года в Астане прошла встреча председателей правительств Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, на которой одобрена стратегия интеграционного развития стран региона до 2005 года и программу первоочередных мер по формированию единого экономического пространства на период до 2002 года. В январе 2002 года лидеры четырех центральноазиатских государств - Узбекистана, Казахстана, Киргизии и Таджикистана - объявили о создании новой организации "Центральноазиатское сотрудничество" (ЦАС). В заявлении А. Акаева, И. Каримова, Н. Назарбаева и Э. Рахмонова отмечалось, что ЦАС пришла на смену Центральноазиатскому экономическому сообществу.2002 года все спорные проблемы были, наконец, разрешены и делимитация закончена к удовлетворению обеих сторон. В 1993 году Казахстан присоединился к Организации экономического сотрудничества (ОАС). В 1994 году Казахстан вступил в качестве наблюдателя, а в 1995 году стал членом Организации Исламская Конференция (ОИК). В соответствии с уставом ОИК Казахстан стал также членом Исламского банка развития.

Важнейшее значение сохраняют отношения с КНР. В ходе визитов Н.Назарбаева в Пекин в июле 1991 года, в октябре 1993 года и в сентябре 1995 года и визитов Премьера Госсовета КНР Ли Пэна в Казахстан в 1994, Председателя КНР Цзян Цзэминя в 1996 году страны подписали: совместную Декларацию о дальнейшем развитии и углублении дружественных взаимоотношений; Договор о прохождении казахстанско-китайской границы; Соглашение об использовании китайского порта Ляньюнган для обработки и транспортировки казахстанских грузов.

Достаточно успешно развиваются отношения Казахстана со странами дальнего зарубежья.В 1993 году в Алматы с официальным визитом побывал Вице-президент США А.Гор, в феврале 1994 года Н.Назарбаев во второй раз был с официальным визитом в США. В ходе этих встреч были подписаны Хартия о демократическом партнерстве, Соглашение о сотрудничестве в области науки и техники и другие документы. К концу 1997 года в Казахстане было зарегистрировано 178 казахстанско-американских совместных предприятий и 82 американские компании, функционируют 49 американских НПО.

 

14 декабря 2012 года Президент Республики Казахстан – Лидер Нации Нурсултан Абишевич Назарбаев в ходе торжественного собрания, посвященного Дню Независимости, обратился с очередным Посланием к народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства», где озвучил его основные моменты.
Значительное внимание в Послании уделено вопросам сохранения окружающей среды путем рачительного использования природных ресурсов, для чего в стране будет внедряться принципиально новая система управления природными ресурсами и выработки новой политики в отношении водных ресурсов нашей страны.
По этому поводу Президент сказал: «Нам принципиально важно переосмыслить наше отношение к своим природным богатствам. Мы должны научиться правильно ими управлять… и самое главное – максимально эффективно трансформировать природные богатства нашей страны в устойчивый экономический рост».
Говоря об индустриализации и дальнейшем развитии агропромышленного комплекса, Президент подчеркивает, что производство должно быть экологически чистым, добывающие предприятия должны внедрять только экологически безвредные производства.
Как ответ на возникающую угрозу острого дефицита воды Президент поручает Правительству разработать долгосрочную государственную программу по воде, в которой последовательно, на первом этапе, к 2020 году необходимо решить проблему обеспечения питьевой водой, на втором – к 2040-му – орошения.
Статья 38 Конституции гласит, что «граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам».
И в Послании Президент призывает всех граждан рачительно относится к использованию природных и энергетических ресурсов: «необходимо в целом изменить мышление нашего общества. Мы должны перестать транжирить воду – наше одно из самых драгоценных природных богатств».
Действительно, на сегодняшний день для нашего региона очень серьезной экологической проблемой является дефицит водных ресурсов и загрязнение вод.
Так, основным источником водоснабжения нашей области является река Ишим. Кроме того, на территории области находится порядка 1186 озер, из которых 1008 пресноводные, 178 озер горько-соленые. Характерной особенностью озер является их периодическое усыхание и наполнение.
Ежегодно природоохранной прокуратурой проводятся проверки водного законодательства по регулированию, использованию и охране природных ресурсов, в том числе, в части выявления незаконных видов деятельности в пределах границ водоохранных зон и полос, незаконного водопользования на водных объектах области.
К примеру, в ходе проверки, проводимой в конце 2012 года, выявлялись факты самовольного захвата территории, незаконного выпаса лошадей, распашки земель, строительство пирса для стоянки водного мотоцикла, причала из каменной кладки, эстакады для стоянки машин в пределах водоохраной полосы реки Ишим.
Всего по результатам проверок водного и земельного законодательства в уполномоченные органы внесено 5 представлений, за нарушения законодательства 12 физических и юридических лиц привлечено к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму около 500 тысяч тенге. Постановления судов по принудительному сносу незаконных строений вступили в законную силу, находятся на исполнении.
Все задачи, изложенные в Стратегии «Казахстан-2050», в конечном итоге имеют цель улучшить жизнь каждого гражданина нашей страны. А долгом каждого гражданина является претворение в жизнь целей и задач, обозначенных Главой государства в Послании. В связи с чем, природоохранной прокуратурой и в дальнейшем будут приниматься меры по защите природных богатств нашего края и претворению в жизнь Послания Президента.

76) Работа Н.Назарбаева «В потоке истории».Совсем недавно вышла из печати новая книга Н. А. Назарбаева "В потоке истории". В этой книге глава государства размышляет об исторических судьбах казахского народа. Как подчеркивает сам автор, история для него выступает не просто как предмет археологических изысканий, а как способ понимания современности, всегда несущий капризный плод по имени "политика". Фрагменты из книги Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева “В потоке истории”Круг затронутых Н. А. Назарбаевым проблем огромен. Поэтому я бы хотел заострить внимание читателей лишь на одной из них - взаимоотношениях казахской нации и диаспор в плане выбора культурной перспективы казахстанского общества. Не вызывает сомнений актуальность этой проблемы.В той или иной степени представители разных этнических групп Казахстана ставят примерно одинаковые вопросы, не замечать которые означало бы грешить против истины. Вопросы, далеко не праздные, если учесть, что в Казахстане представители более чем 100 этнических групп составляют почти половину его населения.Однако межнациональные противоречия первых лет независимости не переросли в полномасштабный этнический конфликт. Как отмечает Н. А. Назарбаев, благодаря взвешенной политике государства в сфере межнациональных отношений, поиску и нахождению взаимоприемлемых компромиссов по наиболее острым проблемам.Но немаловажен и другой факт. По словам Н. А. Назарбаева, длительный опыт культурных контактов представителей различных этносов в Казахстане помог выработать сходные культурные ориентации большинства населения страны. Вместе с тем они способствовали созданию в Казахстане атмосферы межнациональной, межконфессиональной терпимости и взаимоуважения.Читая книгу "В потоке истории", нельзя не видеть, что ее автор остается верен своему не однажды высказанному кредо: полиэтничность - огромное преимущество Казахстана, которое способно принести благо всем народам, проживающим на древней земле казахов. Страна, убеждает Н. А. Назарбаев, в обозримой исторической перспективе останется многонациональным государством.Встречающиеся кое-где рассуждения об исходе из Казахстана неказахского населения представляются и мне плодом больного воображения. В этом нет никакой предопределенности. Более того, подтверждением искренности слов Н. А. Назарбаева является его политическое обращение с трибуны V Ассамблеи народов Казахстана ко всем, кто в последние годы покинул республику, с призывом возвращаться в родные казахстанские города и села.Поэтому считаю, что опасения неказахского населения о моноэтнической перспективе казахстанского общества лишены сколько-нибудь серьезных оснований.

Во-вторых, как отмечает Н. А. Назарбаев, "построение общеказахстанской культурной модели предполагает открытый характер самой казахской культуры, ее готовность к восприятию культурных новаций, направленность на диалог с другими культурными потоками".

Нацеленность на формирование единой культурно-цивилизационной общности может предполагать только равноправные, взаимообогащающие отношения между казахской нацией и другими этносами Казахстана. Институционалиция механизмов сохранения культуры и языка всех народов республики, законодательное закрепление равноправия всех проживающих в ней народов позволяют быть уверенным в том, что весь позитив межнационального согласия в Казахстане будет сохранен и приумножен.

Ее автор считает, что "выстраиваемая общеказахстанская культурная реальность не должна быть замкнутой в пределах лишь нашего государства культурной системой. Соответственно, национальные диаспоры могут выступить в ней "не как осколки своих "этноматериковых" культур, а стать "полномочными представителями" Казахстана, одним из каналов взаимосвязи нашей страны с национально-культурными системами других гсударств".

Около пяти миллионов казахов живут сегодня вне пределов своей исторической родины. Среди стран проживания - ортодоксально теократический Иран, коммунистический Китай, демократические Турция и Германия, посттоталитарные Россия, Узбекистан и Монголия и т. д. Тем не менее, пишет Н. А. Назарбаев, во всех странах проживания казахские диаспоры сумели адаптироваться к различным правовым, экономическим, культурным условиям и органически вписаться в современную жизнь этих государств. При этом они основательно усвоили культуру, язык и обычаи этих государств, выработали глубинные чувства патриотизма к странам своего проживания.

Таким образом, сегодня в Казахстане существуют все предпосылки для превращения этнокультурного многообразия страны в позитивный фактор общественного развития. Все нации и народности - казахи, русские, украинцы и немцы, узбеки и уйгуры, представители других этносов - могут и должны осознать себя создателями новой культурной общности казахстанского народа. В свою очередь, осознанная ответственность за судьбу нашей общей Родины - Казахстана - с его уникальной историей и культурным ландшафтом составит главное содержание процесса культурной идентификации казахстанского общества в новом столетии.

Таков, по моему убеждению, основной мотив обращения Н. А. Назарбаева на страницах его новой книги к проблеме выбора культурной перспективы многонационального Казахстана.

Как серьезное научное исследование, книга "В потоке истории" позволяет правильно понять прошлое, извлечь из него необходимые уроки для нашей действительности и будущего. В этом плане трудно переоценить своевременность и актуальность этого труда.