Небесные явления
Исследование новых миров
ЖИВОПИСЬ В 7 КЛАССЕ
Индиго
В 6 классе возникает потребность в точности и, связанная с этим, потребность в перспективе. Обеим этим сферам уделяется внимание в рисовании. Способ, при котором мы «оставляем свободное место» в живописи, может удовлетворить потребность некоторых учеников создавать четкие формы. Насыщенные и интенсивные цвета, усиленный контраст между светом и тенью или объемный эффект можно достичь в работе с индиго. Не только история краски, которая создает такой цвет, но и его представление через упражнения в живописи (индиго прибавляют седьмым цветом к другим шести), откроют совершенно новый спектр возможностей.
После нового импульса чистой «лессировки», которая сохраняет свет, индиго дает эффект формирования, приносящий тени и затемнение. Это как раз то, чего ищут ученики 6, 7 и 8 классов. Учитель создает последовательность упражнений, в которой шаг за шагом представляет новый материал. Детская сила воображения может оставаться активной в живописи и получить новый толчок при помощи индиго. Цвет индиго можно создать, смешивая красную киноварь и синий прусский.
Основным направлением в работе с этим классом является продолжение и развитие тем, упомянутых выше в главе про 6-ой класс. Также, как и прежде, мы все более расширяем сферу, в которой ученик сам может совершать выбор. Это поддержит его индивидуальное развитие. Существуют большие различия, как между классами, так и между учениками. Ландшафты, деревья, растения и цветы можно прорабатывать на уровнях, которые соответствуют индивидууму. После первых переживаний лессировки детям нужны новые темы для работы. Улучшаются способности рисовать послойно, собирать все свое терпение, делать правильный выбор. Рисуя карты, как описано в разделе о 5 классе, дети путешествуют по миру. В 7 классе рассказываются истории о географических открытиях, исследуются новые пространства. Живое воображение обращается к реальности, иногда принося с собою разочарование для многих исследователей. Каждый шаг требует большой энергии от ученика 7 и 8 класса. Где былая очевидность? Начинается буйный период, полный опасностей. Девочки особенно быстро растут в высоту («выстреливают вверх»). Мальчики остаются немного позади и компенсируют отставание в росте быстро увеличивающимся остроумием и псевдо - зрелостью. С благоговением они смотрят на старших учеников. Эмоциональные возможности спрятаны внутри и защищены. Внешне они могут выражаться в тупости и стыдливости. В живописной работе иногда выбираются для использования яркие и кричащие цвета.
В младших классах, рисуя настроения ночи, было мало или вообще не возникало вопросов относительно местонахождения и движения Луны. Это была такая естественная тема, которая не представляла никаких проблем. Луна была только лишь серповидная или полная. Сейчас совсем по-другому. В конце концов, когда полнолуние? И какова, все-таки, та серповидная форма, что доставляет нам проблемы? «Мы нарисуем вечернее настроение. Солнце только что село. Подобно прошлой ночи, когда небо озаряла красивая алая вечерняя заря с пурпурными и синими полосками. В тот момент Луна была уже на небе. Мы нарисуем такую же Луну. В качестве фона берем мягкий желтый оттенок, чтобы Луна смогла появиться из него. Теперь яркие, красочные вечерние цвета. Оставляем открытое пространство для Луны. Но какой формы Луна? Каково ее расположение? Сейчас первая или последняя четверть?» Ученики пытаются вспомнить. Они хотят понять и объяснить свои ответы. «Округлой стороной к Солнцу, которое освещает эту часть». Земля рисуется погруженной в вечерние сумерки. Между прочим, это - прекрасное задание для выполнения с родителями на родительских собраниях. Тотчас треть маленьких лун обращена в другую сторону, в общем говоря, мы едва задумываемся над этими явлениями, но после нескольких вечерних наблюдений с классом, дети будут знать детали в совершенстве. На следующем уроке снова обсуждается полная Луна. «Не правда ли, она так велика, когда только встает над горизонтом, а зимой она делает большую дугу, перед тем, как снова опуститься к восходу Солнца?» К счастью, мы можем наблюдать последнюю четверть Луны утром на главном уроке. Каждый день Луна «подползает» ближе к восходящему Солнцу, пока не исчезнет вовсе. Утреннее настроение выбирают дети: алый, золотисто-желтый, красный с ландшафтом, все еще окутанным в прохладные тона. Затем звездное небо: в качестве фона - желтый. Сначала рисуем звезды, затем ночные краски: прусский синий и индиго с алым для создания черноты ночи. Теперь дети желают увидеть свои собственные созвездия в небе. Создается эпохальная тетрадь, и теперь изучаются Овен, Весы и другие знаки Зодиака. «Вы помните, что ваш знак Зодиака находится высоко в ночном небе только 6 месяцев спустя вашего дня рождения?» На следующий день они с энтузиазмом создают свой собственный рисунок. Некоторые вполне серьезно увлеклись изучением знаков Зодиака; у других рисунок стал просто прекрасным сочетанием звезд. Исследуя мир и объясняя его, ученик выстраивает вокруг себя ту сферу надежности, которая так пригодится ему в последующие бурные годы юности.