На пути к точному наблюдению

ЖИВОПИСЬ В 6 КЛАССЕ

Базовое упражнение 86 для учителей

Базовое упражнение 8а для учителей

Для того, чтобы пережить различие между зеленым (как сме­шением синего и желтого) и травяным зеленым яснее, предлага­ется следующее упражнение, где эти два цвета находятся рядом друг с другом.

Положите посередине нижней части листа мягкий кармино­вый красный, слегка увеличивая его интенсивность книзу. Затем с одной стороны нарисуете во всю ширину желтым, а с другой стороны точно так же - синим. По центральной вертикали свер­ху донизу возникает зеленый, возникший через смешение желто­го и синего. Ниже, однако, возникает другой зеленый, поскольку он имеет красную основу. Этот зеленый производит более глубо­кое впечатление, кажется более темным. Если теперь продолжить работу карминовым красным, контраст с зеленым, находящимся вверху, становится даже резче. Зеленый внизу уже является цве­том образа, в то время, как наверху он сияет. Верхний зеленый Штайнер рассматривает как зеленый сияющего свойства. Теперь мы сделаем шаг вперед. Чтобы пережить и увидеть это, вышеу­помянутое упражнение должно быть выполнено методом лесси­ровки, а не техникой «мокрым по мокрому». После того, как по­добный зеленый был создан, он стал довольно безжизненным. Та­ким образом, зеленый - мертвый образ живого. Чтобы придать ему живой характер, отражающий природу, нужно наложить несколько слоев светлого желтого поверх зеленого. Это снова при­даст цвету образа блеск: создан зеленый, имеющий качество «си­яющего образа». В итоге, сияющие цвета - желтый и синий -придают зеленому сияние. Красный затемняет зеленый, придавая ему качество теневого цвета, цвета образа. Путем сияющего дейс­твия качеств светлого желтого создается живой зеленый, цвет об­раза, отражающего сияние. Вспомним упражнение в рисовании животных, в котором мы рисовали синий слой поверх фигуры животного, содержащей цвета сияющего свойства. Сначала там было лишь качество сияния, а посредством синего цвета в сияю­щий цвет был привнесен образ, создавая, таким образом, сияю­щий образ. Это может быть противопоставлено процессу, который происходит в растительном мире. Одушевленный мир противо­поставляется неодушевленному.

 

После того, как мы открыли большую разницу между расти­тельным зеленым и зеленым (синий + желтый), мы можем зна­чительно варьировать количество упражнений, связанных с уро­ками ботаники.

Рисуя растение, мы можем покрывать весь листок легким слоем карминового красного, теплого цвета, основы жизни (упо­минавшегося Штайнером в связи с эпохой Сатурна, одной из пре­дыдущих стадий развития Земли). После этого тонкого слоя крас­ного желтый цвет следует после синего, образовывая зеленый. Мы связываем элемент воздуха/света с элементами земли и воды. В этом первом упражнении лежащий в основе красный имеет эф­фект уравновешивания. В следующих нескольких упражнениях мы можем, если можно так выразиться, поставить акценты на карминовом красном. Например, делая верхнюю половину рисун­ка более насыщенной этим цветом, мы постепенно создаем отте­нок тепла такого времени года, в котором воздух теплее, чем зем­ля. Подобным образом мы можем более интенсивный красный расположить посередине или в нижней части листа бумаги. В первом случае растительный зеленый будет иметь более теплый оттенок и большее количество коричнево-зеленого цвета. Когда красного больше в области земли/воды, земля светится и появля­ются новые цветовые комбинации. Тогда мы можем представить осень или вечер. Такое смещение акцента меняет настроение. Здесь мы можем размышлять о разных типах почвы и ландшаф­тов и о диапазоне их цвета.

Вышеупомянутые упражнения связываются с перемещением желтого и синего. После того как мы нанесли красный, сверху мы можем начинать рисовать синим, а желтым - снизу, и тогда мы создаем совершенно другой образ, нежели тот, что возникает, когда зеленый происходит из синего сверху и желтого снизу. Сле­довательно, это базовое упражнение, имеет 6 разных вариантов. Оно позволяет нам открыть много новых цветовых возможностей.

Эти цветовые упражнения могут быть хорошим началом для эпохи ботаники, потому что в этот момент еще не важно, какой вид растения мы рисуем, исходя из зеленого. Растение и его ок­ружение - единое целое. Из красного, желтого и синего вновь и вновь создается новый мир, в зависимости от того, какова интен­сивность цвета и где мы его помещаем. Знанию о видах растений и составляющих их частей предшествует развитие чувства единс­тва природы.

Следовательно, эпоху ботаники мы можем прекрасно соеди­нить с цветовыми упражнениями, выполненными восковыми мелками или мелками на доске.

Штайнер в своей лекции о сияющих цветах и цветах харак­тера говорит: «Таким образом, если вр.1 рисуем ландшафты с рас­тениями и деревьями и хотим, чтобы они производили настоящее природное впечатление, нам нужно делать зеленый, а также и другие цвета несколько темнее, чем в самом растении. Зеленые пространства нужно изображать чуть более темными, чем они су­ществуют в природе. И когда таким образом мы зафиксировали цвет с его образным характером, придавая ему более глубокий от­тенок, мы должны прибавить ко всему определенное настроение, какой-то светло-желтый нюанс. Нам надо покрыть весь рисунок светло-желтым светом. И только после этого растение будет выг­лядеть должным образом. Сияющее нужно рисовать поверх об­разно-характерного»[15].

В реальности мы не можем сделать этот последний шаг с детьми, так как они пока не пользуются техникой лессировки, а рисуют «мокрым по мокрому», где это не так важно. Поскольку рисунок остается мокрым в течение всего процесса рисования, живое «сияние» достаточно выражено, и зеленый приближается к настоящему растительному зеленому. Такие термины как «схо­жесть» и «отражение» не используются в работе с детьми. (См. Главу 6.1, в разделе «Сущность цветов»).

 

Характерная черта учебного плана 6 класса - наличие физи­ки. Выбираются простые темы из областей знаний о свете, звуке, тепле, магнетизме и электричестве. Эти темы пробуждают интел­лектуальные способности детей не передачей абстрактных зна­ний, а путем открытия законов и формулировки их на основе ряда экспериментов. С точки зрения педагогического подхода ис­пользуется следующий метод. Класс наблюдает и делает ряд экс­периментов. В течение эксперимента никто не разговаривает. Смотреть и наблюдать: глаза и уши, все чувства открываются ко всему, что происходит в классе. После того, как все используемое в эксперименте отложено в сторону, учитель обсуждает с классом то, что они только что наблюдали. Все суждения должны быть ос­тановлены. Дайте говорить детям лишь то, что они только что ви­дели, а не то, что они думают, будто видели! На следующий день возвращаются к наблюдениям, вызывая их из памяти, и все вмес­те делают выводы. Наблюдения и заключительные выводы запи­сываются в эпохальную тетрадь, и эксперимент как можно точ­нее зарисовывается. Каждый день - небольшое упражнение в на­блюдении, на запоминание, разумное исследование и записыва­ние. Дети получают удовольствие от причинно-следственных свя­зей и появляющейся логики. Кстати сказать, это лишь начало длительного процесса. Одно дело - записывать и изучать абстрак­ции, а совсем другое - непосредственно иметь с этим дело. Дети действительно начинают связывать себя с другими феноменами и искать пути их применения в своем мире. Этот процесс вызывает пробуждение. Для ребенка становится более определенным то, что он видит, что он думает и как он делает выводы. Он учится строить собственные суждения. Суждения, в значительной степе­ни навязанные извне, в этом возрасте могут создать воображае­мый мир, который станет причиной отчуждения от окружающе­го мира. Выстроить мост в мир, по-новому опираясь на собствен­ное развитие, очень важно в возрасте 12-ти лет.

Эксперименты со светом и тьмой хорошо связываются с уро­ками живописи. После того, как дети достаточно привыкли к цветам, они будут удивлены, что цвета и их комбинации возни­кают на основе экспериментов. Свет затемняется, например, сло­ем кальки. Создаются светло-желтый, желтый, оранжево-желтый и даже красный цвета. Возникает удивление: «Калька была бе­лой, не так ли?». Дети смотрят на черный кусок картона и сосуд с чистой водой, который стоит перед ним. На воду со стороны направлен сильный луч света. Затем добавьте в воду небольшое количество сливок, размешайте, и на черной доске появится голубоватое сияние. Первое свечение в темноте становится синим. В учениках вызываются комплементарные цвета. Они смотрят сквозь призмы и с энтузиазмом открывают удивительные цвета возле окон и ламп. Правильно выстроенный ряд экспериментов ведет детей вдоль всего цветового круга и, в конечном счете, к цветным теням. «Я их вижу, так значит, тень определенно не должна быть черной, но как же это возможно?» Эти эксперимен­ты объясняются далее в главе 6.

Тщательное описание эпохи физики в 6 классе показывает, как дети начинают иначе смотреть на цвета. Они становятся бо­лее сознательными, более критичными и больше понимают взаи­моотношения цветов. С этого момента каждое упражнение в жи­вописи (его простота не имеет значения) вновь становится нас­только интересным, будто они делают его впервые. Это новое приключение, которое, как когда-то у первоклассника, пробужда­ет чувства. Учебный план 6, 7 и 8 классов выстроен соответствен­но этому главному мотиву.