Основные методологические подходы к анализу и оценке исторических процессов.
Российская культура на рубеже XIX-XX вв.как фактор исторического прогресса.
Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образованных рабочих). Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой российская интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.
В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокультурных потребностей государства. Около 10% государственного бюджета тратилось на культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение. Вторая линия была нацелена на формирование общественного сознания в духе обновленной теории "официальной народности" и предотвращение демократизации образования. Эта линия реализовывалась его ограничением, цензурной политикой и усилением влияния церкви на общество.
Культура России второй половины XIX начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы "золотого века" предшествующего времени. На рубеже XIX-XX вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали "серебряным веком" русской культуры.
В целом достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.
Методологические подходы:
1)Формационный
2)Цивилизационный
1) Авторы – Маркс, Энгельс, Ленин.
История – объективный, естественный исторический процесс смены формаций. Функционирование и время существование формаций зависит от развития материального производства. Маркс не утверждал глобальности такого характера, это сделали его последователи. Неудовлетворенность формальным пониманием исторического процесса, из-за того, что в формации экономические отношения определяют все другие (понимание в духе экономического материализма)
· Первобытно-общинное
· Рабовладельческое
· Феодальное
· Капиталистическое
· Социалистическое
· Коммунистическое
(Переход от первого бесклассового общества через систему бесклассовых общетсв к новому бесклассовому коммунизму)
2) Авторы – Данилевский, Тойнби
В центре исторического процесса – человек. Не только экономические моменты, но и социально-культурные измерения общества, духовное отношение. Нерерывность эволюционность развития. Если в 1) – есть предопределенность, направленность, то в 2) – многоваринтности истории. В случае формационного человек оказывается не у дел, перестает быть действительным субъектом истории, он накрепко привязывается к некоей объективности как к совокупности явлений и процессов, законов их развития, существующих «независимо от воли и сознания людей». Свобода человека ограничивается рамками экономической необходимости. Чередование цикла локальных цивилизаций:
v Западная (прогрессивная)
· Заинтересованность в результатах труда
· Ярковыраженная структура общества
· Развитые формы демократии
· Диктат закона
· Частная собственность
v Непрогрессивная
v Восточная (цивилизации циклического типа)
· Влияние религии
· Сильные позиции коллективизма
· Недоверие к частной собственности
· Власть единолична и неприкасаема
· Централизованная система правления
(Еще есть методологический подход по типу хозяйствования – натуральное, денежное, кредитное)