От душевного настроения к настроению природы
ЖИВОПИСЬ В 4 КЛАССЕ
Базовое упражнение 6 для учителей
Базовое упражнение 5 для учителей
Это упражнение помогает исследовать шесть цветов: лимонный желтый, золотой желтый, карминовый красный, ярко-красную киноварь, ультрамариновый синий и прусский синий. Нанесите желтый цвет на хорошо подготовленный влажный лист. Этот цвет покрывает лист полностью. Теперь мы должны включить как можно больше цветовых нюансов желтого, так, чтобы настроение осталось желтым, далее если цвет окажется в пограничных областях зеленых или красного/оранжевого. С одной стороны желтый стремится к зелено-желтому и с другой стороны к оранжевому. Тщательно изучив работу, мы можем найти самые разнообразные оттенки желтого. Это упражнение можно повторить с красным цветом внутри, стремящимся к фиолетовому и оранжевому на краях листа. Для этой цели можно рисовать золотым желтым и киноварью, а с другой стороны - прусским синим или ультрамарином. В третьем упражнении с использованием синего будет появляться цвет близкий к зеленому или близкий к красному. Повторите это упражнение со смешанными цветами: оранжевым, зеленым и фиолетовым.
В конце мы можем положить все эти три работы по кругу. Появится великолепный цветовой круг. Это упражнение можно сделать на родительской встрече, разделившись на группы. Каждый из родителей выбирает один цвет и исследует границы выбранного цвета. Результат всегда удивляет родителей, а затем можно обменяться переживаниями, полученными от определенного цвета.
Шестое базовое упражнение, которое мы хотели бы предложить, входит в двухчастный пример, предложенный Рудольфом Штайнером на лекции в Оксфорде 22 августа 1922 года[11]. Для начала нам необходимо точно представить контекст. Лекция касается долгосрочных отношений учитель-ученик и того, как художественный педагогический процесс посредством работы с темпераментами и природой ребенка (более направленный к голове или же к метаболизму, к конечностям) ведет к постижению индивидуальности ребенка.
В таком предмете, как живопись, это будет означать, например, что учитель не требует от учеников рисовать в точности определенную композицию, но поощряет ребенка в концентрировании цветов от желтого до сиреневого, располагая их друг возле друга, смешивая. Здесь мы имеем дело с ребенком, у которого впечатление «застревают в голове».
Второе упражнение дает подход к ребенку, у которого все впечатления выплескиваются непосредственно из головы в остальной организм, такими, какими они есть. В этом случае цвета более смешаны и в мазках кисти используется элемент рисунка: движения направлены из центра между фиолетовым и желтым так, как будто фиолетовый утекает, растворяется или выдувается наружу. Цвета отходят, и важным элементом становится линия. Рисование акварелью с водой, согласно Рудольфу Штайнеру, в этом упражнении является посредником в работе с ребенком. Продолжая примером того, как нужно подходить к двум детям различного склада на уроке физкультуры, давая им различные задания, он не только обращается к работе классного учителя, преподающего все предметы, а, значит, может оптимально вовлечь их в художественный педагогический процесс, но также дает пример того, как индивидуализировать задание. Каждый ребенок выполняет его самостоятельно. «Возникает подобная форма, которая начинает сиять внутри себя». Ее можно охарактеризовать как «становление меланхолии в голове». Выдувание формы используется в утекании того, что было выучено головой, словно через решето. В поступках ребенка более подчеркивается движение и линия. Таким образом, мы в педагогическом процессе соединяем сущность ребенка, и творчески окрашиваем, придаем форму и направление на основе наших наблюдений ребенка в течение других уроков.
Далее приводятся слова Штайнера из серии лекций в Оксфорде. Так можно начать первое упражнение с желтого-синего-красного (фиолетового/сиреневого), пока цвета еще лишь соседствуют друг с другом. Во втором упражнении мы используем желтый-синий-красный снова один рядом с другим и соответственно позволяем синему, фиолетовому выдуваться наружу длинными мазками кисти. То же самое делаем и с красным.
«Очень важно, чтобы общение между учителем и учеником постоянно протекало в атмосфере искусства. Тогда учитель в нужный момент интуитивно, почти инстинктивно, найдет что сделать или сказать такому-то ребенку индивидуально.
Предположим, нам встретились затруднения по отношению к определенному ребенку. Мы замечаем следующее: впечатления, которые он от нас получает, образы, которые мы хотим в нем пробудить, мысли, которые мы хотим ему объяснить, — все это вызывает в его нервно-мозговой системе чрезмерное возбуждение; это мешает полученным впечатлениям переходить от головы к другим элементам организма. Можно сказать, что физическая организация головы стала у него частично меланхолической, отяжеленной. Ему трудно переводить из головы в другие части телесной организации то, что он видит, ощущает, что производит на него то или иное впечатление. Как будто все, что он узнает, остается блокированным в голове.
Учитель, обладающий художественным чутьем, инстинктивно обратится к искусству, чтобы внести в обучение такого ребенка нечто, что поможет ему преодолеть эту трудность. Если бы мне пришлось обучать такого ребенка, я пользовался бы живописью и красками для него совсем иначе, чем для детей другого типа. Именно потому, что крайне важно использовать краски для помощи детям в их гармоническом развитии, в вальдорфской школе им очень рано дают в руки краски. Я уже говорил о живописи в принципе; посмотрим теперь, как краски могут помочь нам в индивидуальном подходе к ребенку. Это достижимо тем легче, что ребенок по своей природе активен.
Возьмем ребенка того типа, о котором я сейчас говорил. Если мое общение с ним протекает под знаком искусства, то на уроке живописи под моим руководством он нарисует на своем листочке совершенно свободную, личную композицию.
Например, может получиться нечто подобное:
Вы видите здесь желтое пятно, рядом — зеленое, немного подальше — оранжевое, ибо мы должны позаботиться о гармоническом сочетании цветов; затем идет переходный, розовато-лиловый цвет, и все это заключено в нечто вроде синего круга.
Возьмем теперь другого ребенка: у него мысли и впечатления совсем не блокируются в голове, они свободно изливаются в другие элементы организма, как через сито. Вы неспособны задерживать впечатления в голове; все у него течет, ниспадает. Мы понимаем, что у этого ребенка циркулярная ритмическая система как бы всосала в себя весь остальной организм.
В этом случае учитель, руководствуясь художественным инстинктом, интуицией, постарается повести ребенка в другом направлении. И тому захочется изобразить на своем листочке нечто в таком, например, роде (показывает рисунок): очень мало кривых или округленных линий, заметна тенденция краской, цветом давать форму, линии; не так четко различаются между собой краски. Он рисует кисточкой, и краски — более расплывчаты, не так контрастны, как вы это видели на первом рисунке.
красный
фиолетовый зеленый
желтый
красный
фиолетовый
И если вы дадите детям настоящие жидкие краски, а не эти отвратительные школьные карандаши, то вы получите превосходные результаты от того, что дети в своем внутреннем душевном опыте почувствовали, что дает чистый цвет, с одной стороны, и цвет, принявший форму, — с другой».
Нет прямых указаний на возраст, но во взгляде на другие обсуждаемые предметы в этой лекции и, принимая во внимание необходимые для выполнения этого упражнения навыки, «технически» мы можем установить, что речь идет о возрасте детей 2-4 классов. Могут ли и как часто упражнения быть повторены, не упоминается, а значит, это зависит от выбора педагога, который знает этих детей. Такие педагогические и терапевтические руководства Штайнер не так уж и часто давал касательно живописи. Вот почему учителю важно знать и пережить это для совершения новых открытий.
С 9-10 лет ребенок вступает в новые взаимоотношения с миром вокруг него. Он становится более пробужденным к окружающему его миру в школе и дома. Меняется его взгляд. Открытый ожидающий взгляд становится вопросительным, иногда судящим и критическим. Ребенок становятся самокритичным. Он начинает стесняться своих собственных живописных работ и рисунков. «Это вышло не так, как надо, а это - вообще не похоже». Все остальные также не остаются в стороне. Родители, учитель, одноклассники внезапно попадают под его колкие удары. Например, делаются комментарии относительно одежды, волос, чьего-либо забавного носа или больших ушей. Все не такое, каким было раньше. Ребенок полностью беззащитен. Предыдущий поток симпатии к взрослым исчезает. Глаза уже открыты. И далеко не каждый в его окружении считает это приятным переживанием. Иногда очень близко подходит переживание смерти. Ребенок начинает чувствовать себя одиноким. Беззащитность иногда может быть скрыта за провокационным поведением, длинным языком и необходимостью выглядеть «круто». «Как этот ребенок изменился в последние несколько месяцев!» - вздыхает учитель, говоря со своими коллегами. У родителей появляется внезапное беспокойство по поводу их ребенка. «Она не осмеливается быть одна в доме и свет должен оставаться на всю ночь». Каждый может поделиться подобными воспоминаниями из своего собственного детства.
Новые отношения с миром имеют свою обратную сторону: например, дети могут делать удивительные открытия в природе. Вещи, которые раньше воспринимались как само собой разумеющееся, теперь открываются как что-то совершенно новое. Возрастает интерес к окружающему миру и учебный план полностью отвечает этому: т.е. изучается биология (наука о человеке и животном) и география. При помощи этих предметов дети открывают, что образы и формы, которые до этого они переживали внутренне, можно найти в царстве природы. Учитель, в стиле Гете, позволяет детям исследовать проявления феноменов в мире и распознавать действие сил в природе.
Все, что было осуществлено до четвертого класса относительно душевных настроений, теперь должно подвергнуться метаморфозе, изменению: от настроения души до настроения природы. Взгляд направлен вовне. Животный мир особенно близок ребенку. Животные в поле, на воде и в воде, птицы в небе. Животные в различных проявлениях. Их форма, окрас и пища в соответствии со средой их обитания. Великая взаимосвязь между людьми и животными становится очевидной в эпохе науки о человеке и животном. Мы избегаем в этом безжизненного натуралистического представления, таким образом, чтобы девяти- и десятилетние дети учились строить мосты между земным проявлением (образом) и творческими силами внутри него.