ВВЕДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД, МЛАДШАЯ И СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ГЛАВА 2.
Детский сад, младшая и средняя школа ........................................................... 36
Опыт вальдорфской школы
ЖИВОПИСЬ В ОБРАЗОВАНИИ
Аттие Лихтхарт
Дик Брюн
Книга 2
Перевод с английского
Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г. Волковой — К.: Изд-во «НАИРИ», 2006. — 200 с.
ISBN 966-8838-04-1
2.1. Введение ................................................................................................................. 36
2.2. Живопись в детском саду .................................................................................... 38
2.3. Живопись в 1 классе ...............................................................................................42
2.4. Живопись во 2 классе............................................................................................. 50
2.5. Живопись в 3 классе .............................................................................................. 56
2.6. Живопись в 4 классе .............................................................................................. 65
2.7. Живопись в 5 классе............................................................................................... 78
2.8. Живопись в 6 классе .............................................................................................. 88
2.9. Живопись в 7 классе ............................................................................................ 101
2.10. Живопись в 8 классе .......................................................................................... 104
2.11. Черно-белое рисование в 6, 7, 8 классах ........................................................ 109
2.12. Перспектива и сечения в 7 и 8 классах ............................................................ 114
Программа преподавания подобна волнам на море. Обоснования, основополагающие мысли и работа с человеческой природой проникает глубоко вплоть до физического и подобна ветру, вызывающему волнение моря. И отражение этих потоков имеет место в программе. Вот почему ее описание - рискованное предприятие, всегда включающее определенную меру ограничения из-за того, что в действительности движение узнаваемо, но его невозможно зафиксировать. Учебный план быстро изменяется, превращаясь, в конце концов, во что-то подобное следующему: «Вот то, что Вы должны делать». И, совершенно определенно, этого мы пытаемся избежать любой ценой. Цель дальнейшего описания - обеспечить вас как можно большим количеством маяков, которые поведут в правильном направлении при должном понимании природы человека и фаз развития ребенка. Вот почему для педагога, работающего с детьми в области живописи, недостаточно просто извлекать различные темы из учебного плана и трансформировать их в задания для живописи. Учителю необходимо понимать принцип преподавания, основанный на возрастных особенностях. Его внутренний взгляд на цвета, возникающий из его собственного опыта, является важным для каждого урока так же, как и его собственное восприятие живописи как искусства.
Для педагога, работающего с детьми до 7-ми лет, период их развития определяет, что живопись рассматривается как игра и деятельность из подражания, без сосредоточения на содержании. Это возникает из истории, рассказанной воспитателем детского сада.
Через всю младшую школу проходит естественное развитие от переживания каждого цвета до поиска образа, посредством которого цвет может выразить себя. После того, как в 9 классе черно-белым рисованием прерывается работа с цветами, на более глубоком уровне оба потока созидательного процесса выходят на новую ступень: цвет может себя выразить через образ, цвет и образ соединяются для самовыражения.
Основа для педагогической работы в этом направлении лежит не только в четком и обоснованном учебном плане, но также в мастерстве самого учителя. Для этих целей, так сказать, руку помощи подают учителю базовые упражнения для учителей, в которых можно приобрести важный для занятий искусством опыт, творчески перерабатывая примеры и указания, прилагаемые к учебному плану. Это позволяет учителю пройти все, что связано с предметом до того, как он сделает это с детьми в классе. Но так как учебный план строго не фиксирован, он раскрывает индивидуальность учителя в работе с классом.
На начальном уровне (классы 1-8 включительно), естественно, не каждый учитель - художник. От учителя и не требуется обладать талантом живописца так же, как и не требуется быть гениальным скульптором или музыкантом. И все же, на начальном уровне обучения уроки живописи предпочтительно должны вестись классным учителем, и чем больше энергии он вкладывает в свое собственное развитие, тем больший педагогический эффект это имеет. В средних классах приходит учитель-предметник. Тогда в педагогическом процессе могут возникнуть относительные сложности, так как учитель-предметник будет больше времени отдавать своему собственному развитию как художник. В разработке этих базовых упражнений принималась во внимание возможность видоизменить упражнения в зависимости от индивидуальных способностей каждого. Упражнения для учителя, преподающего в средней школе, особенным образом связаны с технической стороной, а также с соответствием тем заданий возрастным фазам развития подростков.
В конце концов, необходимо подчеркнуть, что урок живописи - не вырванное из педагогического процесса время, содержанием и ритмом он связан с другими предметами и остается частью ежедневной и еженедельной программы. И педагогическая ценность этой связи возникает только тогда, когда отношения учитель-ученик выстроены из доверия таким образом, что внутри этого спокойствия можно создать пространство для переживания тончайших нюансов жизни цвета и жизни искусства вообще.
Мы постарались избежать обилия ссылок на указания Штай-нера и известные источники. Библиография дает обширный список основной литературы для того, чтобы читатель смог получить отчетливые ответы на все возникшие вопросы.[6]