Лессировка

Техника мокрым по мокрому

Термин «мокрым по мокрому» несколько вводит в заблуждение. Мы не говорим о таком виде живописи, когда краски автоматически растекаются в разные стороны. Термин «жидким по влажному» подошел бы больше. После того, как бумага была увлажнена с двух сторон и расположена на белой доске ддя живописи, она разравнивается губкой до состояния матовой влажности. Те места, которые все еще блестят, нужно подсушить, а пузырьки воздуха исчезнут, если бумагу осторожно поднять и ровно опустить. После этого на плотно прилегающей к доске белой бумаге можно рисовать. Увлажненная основа дает возможность ученикам накладывать цвета прозрачно и с легкостью расширять цветовые области или даже убирать краску с бумаги при помощи отжатой кисточки. Воду на доске вокруг бумаги нужно убрать губкой. Когда рисунки закончены, их нужно медленно и ровно разложить на доске для высыхания.

 

Переживание «растворения» и «высыхания» ритмически повторяется при работе в технике лессировки и является причиной того, что эта техника, в частности, обеспечивает много новых ценных переживаний. Она построена на основе полученного опыта при работе «мокрым по мокрому». Занятия лессировкой могут начаться в 6 классе. Это, безусловно, зависит от реальных навыков данного класса. Предварительно требуется следующее: быть в состоянии дистанцировать себя от картины в течение работы с ней, быть в состоянии проникнуться настроением цветов, иметь способность управлять видом мазка и быть в состоянии справиться с текучестью накладываемой краски. Многие приобретают эти умения как бы автоматически. Послойный метод работы дополняет программу 7 класса.

Для начала необходимо найти определенный вид бумаги с прочной поверхностью. Бумага должна быть в состоянии выдерживать повторяющееся намокание и высыхание, не «раскисая» при этом. Она также должна впитывать достаточное количество краски, иначе рисование закончится после трех-четырех слоев. Бумагу увлажняют с двух сторон на водонепроницаемой деревянной или белой пластиковой доске. Вначале должна быть «отработана» бумага так как она имеет тенденцию растягиваться, что вы заметите, если намочите ее только с одной стороны - бумага после этого практически свернется внутрь (из-за того, что бумажное волокно растягивается с мокрой стороны). Затем губкой убираются излишки воды. Как только бумага разгладилась и плотно прилегает к доске, все ее стороны фиксируются при помощи бумажной клейкой ленты. Просохнув, бумага растягивается и готова к наложению первого тонкого слоя краски.

Лессировку можно делать различными способами. В любом случае всегда применимы следующие правила: в одном и том же месте наносить краску не больше одного движения кистью, иначе предыдущие слои будут удалены и исчезнут во время «намазывания». Краска перед работой сильно разводится - таким образом, что изначально цвета чуть видимы. Чем больше слоев вы наносите, тем больше усиливается цвет. В первоначальном едином пространстве постепенно проявляются детали. Так же, как и в живописи «по мокрому», хорошо начинать распространять цвет из одного места. Ведь в этом случае у нас нет необходимости предвидеть заранее, насколько большим будет пространство, заполненное этим цветом, или какую будет иметь со временем форму. По мере того, как краска уходит с кисти, позвольте краям пространства сойти на нет. Переход между цветами может быть сделан позже. Эта техника предоставляет ученикам огромную свободу, так как остаются открытыми все возможности, и форма может проявляться постепенно. В этой живописной технике вы можете упражняться настолько долго, насколько это возможно, как бы странно это ни звучало. Каждое мокрое пятно будет требовать больше терпения в высыхании - иначе могут раствориться другие слои. Следующее «золотое правило»: не рисуйте пространства, имеющие одинаковую форму, т.е. точно перекрывающие друг друга. При этом могут быстро возникнуть неподатливые формы, а, значит, сохранить подвижность в процессе будет гораздо сложнее.

Лессировка вызывает интенсивное переживание качеств цвета. Смешивая и накладывая друг на друга разные цвета, мы достигаем в живописи разнообразия цветовых нюансов. Возникает возможность «изучать» процесс рисования и возникновения формы. Очертания образов появляются из взаимодействия цветовых пространств. С каждым днем работа постепенно продвигается дальше. Этот важный процесс полон новых переживаний для учеников, так как он противоположен сравнительно быстрой работе в технике живописи «по мокрому». Лессировка дает возможность выстроить качества цвета, тесно связанные с процессами, происходящими в природе. В этом виде живописи ты воссоздаешь природу, вместо того, чтобы копировать ее. Этот внутренний процесс дает возможность избежать необходимости переживать внешнее. Результаты становятся видны лишь в самом конце.

Овладевая этой техникой, ученики встречают мир цвета по-новому. Те, которые хотят слишком быстро достичь результата, могут быть неприятно удивлены или же, тем не менее, сделать для себя неожиданное открытие, так как работая лессировкой, можно самому понять, в чем ее смысл. Это является исключительной возможностью узнать себя, что будет порой мучительно, а порой - невероятно увлекательно для тех, кто решится принять вызов.