Советская историческая школа

Марксистская концепция отечественной истории, с благословения В. И. Ленина, была создана большевиком Михаилом Николаевичем Покровским (1868-1932) и впервые нашла отражение в работе «Русская история в самом сжатом очерке», а затем изложена в его фундаментальном труде «Русская история с древнейших времен» в 5-ти томах.

М. Покровский считается родоначальником школы советских историков. В основе всех учебников, множества исторических трудов, изданных в советское время, лежит марксистская, историко - материалистическая концепция понимания истории. Вся история была разбита на пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. В основе их смены лежит противоречие между уровнем развития производительных сил и производственных отношений, разрешение которого приводит к изменению способа производства. Главной движущей силой исторического процесса марксисты объявили бескомпромиссную классовую борьбу между эксплуататорами и эксплуатируемыми, а руководителем угнетенных (при капитализме) - пролетариат. Орудием построения социализма должно было стать государство диктатуры пролетариата.

Школа Анналов

Школа «Анна́лов» — историческое направление, основанное Люсьеном Февром и Марком Блоком. Эта историческая школа, формировавшееся вокруг журнала «Анналы», оказала значительное влияние на формирование всей мировой историографии XX века. Направление возникло и группировалось вокруг журнала «Анналы», носившего это название с 1929 по 1939 годы. Их суть заключалась в том, что произошла замена классической «истории — повествования» «историей — проблемой», а также предпринимались попытки создать «тотальную» историю, то есть историю, описывающую все существующие в обществе связи — экономические, социальные, культурные. Ученые стали ставить в центр своих исследований не деятельность великих людей, не описание событий, а общество в целом, пытаясь вскрыть глубинные структуры, существующие в течение больших временных отрезков. Такой подход потребовал привлечения данных смежных наук — социологии, этнографии, географии и других, а также расширения круга исторических источников. Сторонники данного направления изучают массовые представления людей той или иной эпохи (история ментальностей), смену ценностных установок на протяжении веков, проблему исторической памяти и так далее.

 

 

4. теория пассионарности Гумилёва.

Гумилёв говорил, что народ как государство имеет определенные стадии. Возникновение народа начинается с изменения окружающей среды. Фазы:

1. пассионарный толчок (выживают люди, способные выдержать)

2. Ахматическая фаза (насыщенный подъем, истребление друг друга)

3. Надлом (величайшие изобретения, открытия, писатели)

4. Инарционная фаза (спокойно)

5. Абскурация (распад наций, этноса; сокращение количества)

6. Мемориальная фаза (отголоски, вспоминаем)

7. Гомеостаз (исчезаем)

Относительно русского народа:

1. 1200-1380г – слияние разных народов, возникает русский этнос.

2. 1380(кул.битва) – 1500г – формирование Российского этноса и нового этапа государственности. Именно Московского гос-ва.

3. 1500-1800 – ахматическая фаза. В результате российский этнос распадается в пределах Евразии и Тихого океана.

4. После 1800 – фаза надлома. (Процветает культура)

5.Россия между Европой и Азией : на перекрёстке цивилизационных потоков.

Семенникова выделяет три этапа цивилизации:

1. Непрогрессивная (аборигены)

2. Циклическая (восток)

3. Прогрессивная (запад)

Она считает, что Россия не является цивилизацией. Россия конгломерат разных народов, дрейфующее общество.

На Россию влияет Европа и Азия (их влияние). Гегель утверждал, что у России нет культурного и исторического будущего, не цивилизация. Чаадаев (друг Пушкина) в журнале «Телескоп», напечатал о том, что «Россия не принадлежит ни к западу, ни к востоку, ни к кому». Критиковал Русь за принятие православия, так как оно тормозило развитие. Считал католицизм более прогрессивным.