Риторика в XX веке

Развитие русского судебного красноречия

В 60-х годах XIX в.после проведения в жизнь судебной реформы 1864 г. начинается бурное развитие русского судебного красноречия.Речи выдающихся русских юрис­тов — К.К. Арсеньева, Н.П. Карабчевского, А.Ф. Кони, Ф.И. Плевако, В. Д. Спасовича, А.И. Урусова и многих других — обладали огромной силой воздействия, приковы­вали внимание широкой общественности.

Появляется боль­шое количество работ по теории и практике судебного крас­норечия, например: «Русское судебное красноречие» К.К. Ар­сеньева; «Аdvocatus miles» (Пособие для уголовной защи­ты) Л.Е. Владимирова; «Речь прокурора на суде по делам уголовным» М.Ф. Громницкого; «Речь государственного обвинителя в уголовном суде» А. Левенстима; «Судебное красноречие» К.Л. Луцкова; «Нравственные начала в уго­ловном процессе» (общие черты судебной этики) А.Ф. Кони; «Речи сторон в уголовном процессе» А.Г. Тимофеева и др.

Особо следует выделить труд опытного судебного деяте­ля П. С. Пороховщикова «Искусство речи на суде», из­данный в 1910 г. под псевдонимом П. Сергеич. Содержа­ние книги составляют следующие главы: «О слоге», «Цве­ты красноречия», «Меditatiо», «О психологии в речи», «Предварительная обработка речи», «Судебное следствие», «Искусство спора на суде», «О пафосе», «Заключительные замечания».

В них сформулированы принципы судебной деятельнос­ти, описаны разнообразные приемы создания речи, дают­ся советы и рекомендации, как поступать судебному ора­тору в той или иной ситуации, много внимания уделяется его языковому мастерству. «Чтобы быть настоящим обви­нителем или защитником на суде, надо уметь говорить», — так автор начинает свою книгу.

Подчеркнем, что она не потеряла своей актуальности и сегодня. Многие приведенные в книге правила и установ­ки рекомендуют использовать в юридической практике и известные современные специалисты-психологи, а также юристы-практики.

Если говорить в целом о русской риторике второй по­ловины XIX в.,то следует отметить, что начинается ее упадок как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). Центром внимания филологической мысли становится изу­чение художественной прозы и поэтических форм речи.

В системе образования появляется новый предмет, по­лучивший название «Теория словесности». Новая учебная дисциплина взяла из риторики ряд по­нятий и даже целых разделов, например, учение о компо­зиции, о стилях речи, о фигурах стиля. Но традиционная трехчастная схема риторики нарушается. Многие вопро­сы, связанные с изложением изобретения, расположения и выражения, опускаются. Таким образом, как самостоя­тельная учебная дисциплина риторика ко второй полови­не XIX в. оказалась утраченной.

 

 

Рассмотрим, как развивалась риторика в XX веке.

Дальнейшее развитие курса теории словесности приводит к окончательному исчезновению из него правил риторики и самого термина риторика. Система правил искусства речи была окончательно заменена понятиями художествен­ной стилистики, поэтики и эстетики.Задачей курса тео­рии словесности в первой четверти XX в. становится фор­мирование массового читателя художественной литерату­ры.Теория словесности как курс, обучающий искусству речи, была разрушена, а затем и исключена из состава учебных дисциплин. Наследником теории словесности по существу становится стилистика, которая разрабатывала учение о видах языка и стиля. Наиболее крупными пред­ставителями этого направления филологической науки были С.П. Обнорский, Л.П. Якубинский, В.В. Виногра­дов, Ц.А. Ларин, Л.В. Щерба и др.

После 1917 г. делаются попытки возродить риторику как науку об ораторском искусстве, как учение о прозе. В 1918 году в Петрограде был создан Институт живого слова. Выступая на открытии этого института.

В 1919 г. ораторское искусство начали преподавать в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, а затем в созданном в Ленинграде Институте им. В. Воло­дарского. В Московском университете и других вузах страны читался курс риторики.

В первые годы советской власти было издано немало литературы по вопросам ораторского искусства. Авторы делали попытку осмыслить практику революционных ора­торов, давали практические советы и рекомендации начи­нающим агитаторам. Впервые была описана пропагадистская речь.

Дальнейшее развитие нашего государства, укрепление тоталитарного режима, административно-командной сис­темы управления, массовые репрессии привели к сверты­ванию различных форм публичной речи и значительно снизили интерес к научным разработкам в области ора­торского искусства. В 50—60 гг. ученые в основном зани­мались проблемами культуры речи.

Во 2-й половине XX в. начинается динамичное возрожде­ние риторики. В США, Японии, странах Европы развивает­ся «неориторика», ведется большая исследователь­ская работа в области ораторского искусства, речевого воз­действия, словесной культуры, пропагандистского убежде­ния. При этом, как отмечают исследователи, сохраняются два традиционных аспекта научного поиска: 1) организация языкового материала в связи с проблемой аргументации (тру­ды X. Перельмана, Х.П. Грайса, Дж. Киниеви, Ю. Коппершмидта и др.); 2) развитие орнаментального раздела рито­рики (искусства украшения речи), близкого к проблемам художественной стилистики и поэтики (работы Р.О. Якобсо­на, Р.Лахман, Т. Тодорова, Ж. Дюбуа и др.).

В нашей стране внимание к проблемам ораторского ис­кусства со стороны ученых и общественности начинает проявляться в 70—80 гг. в связи с запросами и требованиями устной агитации и пропаганды. Огромная заслуга в этом принадлежит Всесоюзной организации общества «Зна­ние». Она стала инициатором и организатором ежегодных научно-практических конференций по вопросам ораторского искусства и лекторского мастерства. Были открыты многочисленные школы молодого лектора, университеты лекторского мастерства, постоянно действующие семина­ры для лекторов, агитаторов, пропагандистов.

Курсы ораторского искусства преподавались в некото­рых вузах страны. Стала разворачиваться исследователь­ская работа в области ораторского искусства. Были опуб­ликованы труды С.С. Аверинцева (Риторика как подход к обобщению действительности, 1981); Ю.М. Лотмана (Ри­торика, 1981); Ю.В. Рождественского (Проблемы ритори­ки и стилистической концепции). Начали защищаться кандидатские и докторские диссертации по риторике. Появилась отечественная научная, учеб­ная и методическая риторическая литература (книги В.П. Вомперского, Л.Г. Граудиной, Н.Н. Кохтева, А. И. Михальской и др.).

Развитие риторической теории в современных услови­ях происходит с учетом достижений таких наук, как тео­рия речевой деятельности, теория массовой коммуника­ции, прагматика, лингвистика текста, логика, психоло­гия, социология, этика, эстетика.