В период историзма
Строгановский дворец
Послепетровская судьба
Архитектура
Место для строительства было выбрано в тылу Петропавловской крепости так, чтобы из окон были видны стратегически важные объекты — водные просторы, окружающая местность и бастионы крепости.
Домик строился из тёсаных сосновых брёвен на манер русской избы. Сени делят его на две части. Кроме этой особенности, а также дверей, украшенных орнаментальными металлическими накладками,— типичных черт, присущих русской архитектуреXVII века,— всё в доме напоминает об увлечении царя голландской архитектурой. Так, Пётр, желая придать дому вид каменного строения, приказал стесать брёвна и расписать их под красный кирпич, высокую крышу (высота до конька крыши — 5,7 м.) покрыть гонтом под черепицу, а непривычно большие окна сделать с мелкой расстекловкой. В домике отсутствовали печи и дымоходы, в которых не было необходимости, поскольку Пётр жил в нём лишь в тёплое время года. Крышу украшала деревянная резная мортира, а по краям конька были установлены «бомбы с пылающим пламенем». Эти утраченные элементы указывали на то, что царь был одновременно командиром почётной роты бомбардиров Преображенского полка. В документах 1720-х годов здание носило название или «старых красных хоромцев, что у двора Романа Вилимовича Брюса в роще», или просто «красных хором».
Бронзовый бюст Петра I (скульптор П. Забелло)
После постройки Летнего и Зимнего дворца Пётр более не жил в этом домике. Он стоял заброшенным вплоть до 1731 года, когда вокруг него поставили каменную галерею. Однако она оказалась в деле защиты малоэффективной, что с особенной силой показало наводнение 10 (21) сентября 1777. Тогда Екатерина II велела «оградить домик каменным чехлом на прочном фундаменте с крышей, покрытой кровельным железом», что и было сделано в 1784 году. В 1844 году «футляр» был полностью разобран и заменён по проекту архитектора Р. И. Кузьмина новым — из шестнадцати столбов с арками без штукатурки. В этом виде домик дошёл до наших дней.
Во второй половине XIX века со стороны Невы был разбит сад. В 1852 окружён чугунной решёткой. Ещё раньше распланировали сад, примыкавший непосредственно к строению, и обнесли его металлической решёткой, сохранившейся до наших дней. В 1875 перед Домиком установлен бронзовый бюст Петра I работы скульптора Пармена Забелло).
Домик сохранился практически в первоначальном виде. Незначительные изменения, внесённые в период до Октябрьской революции, когда домик использовали как часовню, были устранены в ходе последующих реставраций.
[править]
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 мая 2012; проверки требуют 11 правок.
Строгановский дворец. Вид с Невского проспекта. Июнь 2008 года.
Культурное наследие Российской Федерации,объект № 7810605000 |
Стро́гановский дворе́ц — дворец Строгановых, построенный по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753—1754, один из образцов русского барокко. Ныне — филиал Русского музея, которому здание принадлежит с 1988 года.
Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, 17 / наб. Мойки, 46.
Господствующее представление о Строгановском дворце как о здании, созданного исключительно Растрелли и Воронихина не верно. В первом разделе отмечалось участие М. Г. Земцова в сложении его окончательного облика. Кроме того, в 1818 некоторые интерьеры здания в южном и западном корпусах были перестроены архитектором И. Ф. Колодиным[10]. В 1820 К. Росси создал проект апартаментов кн. В. С. Голицына и его супруги А. П. Голицыной, урожденной графини Строгановой[11]. Сохранился незначительный фрагмент, большую часть в настоящее время занимает так называемый Зал с дубовым камином, связанный, вероятно, с периодом графа С. А. Строганова. П. С. Садовников в 1842 закончил формирование южного корпуса здания. Началу ему было положено одноэтажной галереей Растрелли, которая соединяла покои барона С. Г. Строганова с кухней. В начале XIX века Воронихин сделал двухэтажную пристройку к западному корпусу, в которой разместился кабинет графини С. В. Строгановой. Между 1811 и 1814 он увеличил здание ещё на одну ось и с тех пор кабинетов была уже два — Большой и Малый. В 1842 П. С. Садовников придал южному корпусу ныне существующий вид. Примером интерьерного творчества этого зодчего может служить лишь так называемая Парадная спальня в южном корпусе (реставрирована, но недоступна для обозрения). Авторство множества работ не установлено. В северной части здания существуют Большой и Малый кабинеты графа С. Г. Строганова и примыкающая к первому из них так называемая Арабесковая галерея. Все они созданы в середине XIX века, как и известная ныне отделка Большая гостиная в западном корпусе.