Внешнеэкономические связи РБ. Участие РБ в экономической интеграции на постсоветском пространстве 1991-2012

Становление и реализация белорусской модели социально-ориентированной рыночной экономики Государственные программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг., 2001-2005 гг., 2006-2010 гг. и их осуществление

Состояние экономики РБ в 1991-1995.Начало рыночных реформ

Гл политич фактором принятия самост программы перехода к рынку стало провозглашение суверенитета и независимости РБ 27 июля 1990г. Одним из первых шагов в складывании рыночной эк-ки в Беларуси стало подписание в октябре 1991г. договора о едином эк-ком пространстве между Россией, Беларусью, Арменией, Киргизией и др. Важным моментом этого договора явилось признание в качестве основы подъема экономики частной собственности, свободы предпринимательства и конкуренции. Важные направления перехода РБ к рыночной экономике: 1) Меры по стабилизации экономики(сокращение расходов на гос капвложения, содержание аппарата упр).2) Разгосударствление, приватизация, демонополизация, развитие предпринимательства и конкуренции.3) Создание системы гос. Регулирования эк-ки, осн. Элементы которой – собственная банковская система и кредит РБ.4) Создание потребительского рынка, рынков средств производства, рабочей силы и др.5) Социальная защита населения в условиях рыночной эк-ки.6) Преодоление последствий Чернобыльской катастрофы в условиях перехода к рыночной экономике.В конце 80-х гг. Беларусь была одной из самых развитых республик СССР. Именно поэтому, а также в связи с относительной стабильностью социально-экономического положения кризисные явления в экономике Беларуси появились позже, чем в других республиках СССР. Только в 1991 г. впервые произошло абсолютное падение производства пром и с/х продукции.В 1991-1995 гг. для народного хоз-ва республики стало характерным резкое обострение экономического кризиса. Его основными проявлениями стали:А)снижение всех главных макроэкономических показателей; Б)падение общего производства; В)ув дефицита гос финансов; Г)рост инфляции; Д) рост внешней задолженности;Е)падение стоимости бел. рубля, который был введен в денежн.обращение в июне 1992г.Осн причинами падения объема пр-ва в пром-сти стали медленное осуществление рыночных преобразований, сохранение в основном администрат-командной системы управления с монополией гос собственности, директивными методами руководства. В тяжелом положении оказалось и с/х Беларуси(недостаток собственных источников финансирования).

В аналогичном положении находились транспорт и жилищно-коммунальное хоз-во, где деформация цен привела к потери работниками этих отраслей стимулов к хоз. деятельности. Проблемой, которая стала угрожать эк безоп-ти РБ, явилась беспрестанно нарастающая внешняя задолженность республики.За 1991-1995 гг.-возросла денежная разбалансированность(дестабилизация денежн. обращения в целом). Если еще в 1992 г. западные экономисты характеризовали РБ как наиболее перспективную из республик бывшего СССР на пути перехода к рыночным отношениям, то в последующие годы отношение со стороны международных финансово-экономических организаций изменилось в худшую сторону. Главной причиной такого явления стала непоследовательность правительства республики в осуществлении экономических преобразований.

В 1996 г. Первое Всебелорусское народное собрание утвердило предложенные президентом Основные направления социально-эк. развития РБ на 1996-2000 гг. Целью программы стало построение социально ориентированной рыночной экономики, достижение в 2000 г. уровня 1990 г. по важнейшим эк.показателям(стабилизация,эк.рост).Приоритетами программы были экспорт, жилье, продовольствие.Программа 2001-2005 гг. предусматривала:1) наращивание экспорта товаров и услуг;2) развитие агропромышл. комплекса и связанных с ним отраслей; 3) активизация инновационной и инвестиционной дея-ти;4) дальнейшее развитие жилищного строительства;5) формирование эффективной системы здравоохранения2006-2010 гг.: 1) всесторонне гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;2) инновационное развитие нац. Эк., энерго- и ресурсосбережение;3) наращивание экспортного потенциала страны;4) развитие агропромышл. комплекса, социальной сферы села;5) развитие малых и средних городов;

6) жилищное строительство.

Статус Беларуси как независимого гос-ва был признан международн. сообществом. РБ в мае 2004 имела дипломатическ.отношения со 160 странами мира. Статус Б был объявлен как безъядерный и нейтральный. Внешняя политика-многовекторной. Беларусь расширила свое участие в организациях системы ООН, является членом 13 спец.учреждений ООН. В рамках ЮНЕСКО для Б. были разработаны программа «ЮНЕСКО - Чернобыль».В 92 Беларусь вступила в международн.банк реконструкции и развития, международн.валютный фонд, международн.финансовую корпорацию, международное агентство по гарантиям инвестиций. В многовекторной внешней политике Беларуси приоритетом, тем не менее, является сотрудничество с Россией. Это сотрудничество активизировалось с избранием в 94 первого президента РБ Лукашенко. На майском референдуме 95 года 82% граждан Беларуси, кот. приняли участие в референдуме поддержали идею об эк. интеграции с Россией. В 95 президенты Лукашенко и Ельцин подписали договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве на 10 лет. В 96 в Кремле подписан договор о создании сообществ суверенных Республик. По этому договору они обязывались сотрудничать по сохранению безопасности. В марте 96 был подписан договор об углублении эк. интеграции 4 стран: России, Беларуси, Казахстана, Киргизии, позже и Таджикистана. В 2003 создана Организация интеграции, в которую вошли Россия и Беларусь, Украина и Казахстан. Эти страны заявили о стремлении создать зону свободной торговли и подписали соглашение о формировании единого эк. пространства.