Руководящие начала по уголовному праву 1919 г
Кодекс законов о труде 1918 г
Первый КЗоТ Советского государства был принят в декабре 1918 г. Его проект был разработан Наркоматом труда и ВЦСПС.
Структура КЗоТа включала 137 статей, объединенных в разделы:
1) о трудовой повинности;
2) о праве на применение труда;
3) о порядке предоставления труда;
4) о предварительном испытании;
5) о переводе и увольнении трудящихся;
6) о вознаграждении за труд;
7) о рабочем времени;
8) об обеспечении надлежащей производительности труда;
9) об охране труда.
Приложения к КЗоТу:
1) правила о порядке установления трудоспособности;
2) о выдаче пособий трудящимся во время болезни;
3) о безработных и выдаче им пособий;
4) о трудовых книжках;
5) о еженедельном отдыхе и праздничных днях.
КЗоТ распространялся на весь круг лиц, работающих за вознаграждение и по найму в государственном, кооперативном или частном хозяйствах.
Основные положения КЗоТа:
1) нормы труда: продолжительность рабочего дня (нормальное рабочее время – 8 ч; сокращенное время при работе в ночные часы; время перерывов в работе; еженедельный отдых; праздничные дни; ежегодный отпуск – 1 месяц), условия труда (обычные; при сверхурочной работе);
2) регулирование отдыха: отпуска, выходные дни;
3) льготы для подростков и женщин.
Регулирование труда и отдыха, а также контроль за исполнением законодательства о труде работодателями осуществляли профсоюзы и инспекции Наркомата труда.
Была установлена обязательная трудовая повинность для всех граждан от 16 до 58 лет. За неисполнение этой обязанности устанавливалась уголовная ответственность.
Формы исполнения трудовой повинности.
1. Отраслевые натуральные повинности. К их исполнению привлекались лица, владеющие необходимым для работы оборудованием, транспортом, иными техническими средствами:
1) натуральная дровяная повинность;
2) трудовая повинность по заготовке;
3) повинность по погрузке и выгрузке топлива;
4) гужевая повинность.
2. Трудовые мобилизации. К ним привлекались все работники соответствующей отрасли хозяйства на территории определенной местности:
1) специалистов горного дела;
2) рабочих металлической промышленности;
3) медико-санитарных работников и др.
3. Милитаризация предприятий и учреждений (приравнивание их рабочих к военнослужащим).
Трудовой обязанности корреспондировало «право на применение труда по своей специальности», что носило перспективный характер, тогда как в условиях установления советской власти все обязаны были трудиться независимо от возможности применения своих сил в той или иной конкретной области труда.
КЗоТ закрепил особую роль профсоюзов: они имели право решать вопросы приема на работу граждан, их увольнения и размера и формы оплаты труда.
Полномочия профсоюзов (по КЗоТу):
1) разработка тарифов и тарифных положений (но они утверждались Наркомтруда);
2) разработка коллективных договоров по соглашению с работодателем или самостоятельно.
Помимо КЗоТа, трудовые отношения регулировались «Общим нормальным Положением о тарифе» от 2 мая 1919 г. и «Общим Положением о тарифе» от 17 июня 1920 г.
Эти положения регулировали размер оплаты труда, а также рабочее время и время отдыха; прием и увольнение; гарантии и компенсации.
Руководящие начала по уголовному праву РСФСР от 12 декабря 1919 г. – основной уголовный закон в период установления советской власти на территории РСФСР.
Источники руководящих начал: практика судов и трибуналов.
Главный принцип уголовного права: целесообразность. Он противопоставлялся принципу законности). Принцип разрешения дел судами: «социалистическое правосознание» судов. Допускался принцип применения судами аналогии права при отсутствии в законе конкретной нормы, разрешающей конкретное дело.
Цель уголовного права – уничтожение классовых противников пролетариата и согласование общих его действий, направленных на достижение этой цели.
Структура руководящих начал включала введение и разделы:
1) об уголовном праве;
2) об уголовном правосудии;
3) о преступлении и наказании;
4) о стадиях осуществления преступления;
5) о соучастии;
6) о видах наказания;
7) об условном осуждении;
8) о пространстве действия уголовного права.
Руководящие начала не делились на общую и особенную части.
Уголовное право (по руководящим началам) – это «система правовых норм, нацеленных на защиту общественных отношений, отвечающих принципам трудящихся масс в переходный от капитализма к коммунизму период, посредством применения к преступникам репрессивных мер».
Преступление – это нарушение порядка общественных отношений, охраняемых уголовным законодательством.
Общий репрессивный характер руководящих начал обусловил отсутствие в нем упоминания о формах вины, необходимой обороне, крайней необходимости как обстоятельств, влияющих на характер и степень ответственности лица.
Наказание – это меры принудительного воздействия, которые обеспечивают законный порядок общественных отношений от его нарушителей.
Принцип назначения уголовного наказания: суд в этом случае должен был учитывать степень и характер социальной опасности преступника, а также социальную принадлежность преступника («принадлежащий к имущему классу» или «неимущий») и социальную направленность деяния («в интересах угнетающего класса»), т. е. уголовное законодательство было классовым.
Руководящие начала содержали и классовые смягчающие ответственность обстоятельства:
1) принадлежность к «неимущему классу»;
2) состояние голода, нужды;
3) невежество;
4) несознательность.
На меру наказания также влияли:
1) политический или личный характер мотивов преступления;
2) степень осознания преступником своего деяния;
3) соучастие;
4) профессионализм преступника;
5) применение насилия;
6) объект преступления;
7) отягчающие обстоятельства: мотивы жестокости, злобы, коварства, хитрости, запальчивости, легкомыслия и небрежности.
Система наказаний (по руководящим началам): внушение; общественное порицание; принудительное изучение курса политграмоты; бойкот; исключение из коллектива; возмещение ущерба; отстранение от должности; конфискация имущества; лишение политических прав; объявление «врагом народа»; принудительные работы; лишение свободы; объявление вне закона; расстрел.
Меры уголовного наказания могли применяться и в административном, и внесудебном порядке органами ВЧК.
73. Национально-государственное устройство СССР в 1920–1940 гг
СССР – федеративное государство, юридически оформившееся в 1923 г. подписанием Договора о создании СССР.
Система национально-государственного устройства СССР:
1) Союз ССР;
2) равноправные (вначале – суверенные) республики.
Обсуждение проекта объединения советских республик (1922 г.) явилось первым этапом образования национально-государственного устройства СССР. Предложения о форме государственного устройства:
1) конфедеративное (В. И. Ленин);
2) унитарное (И. В. Сталин).
В августе 1922 г. оргбюро ЦК РКП из своего состава сформировало специальную комиссию для разработки возможной формы объединения. Таковой была признана федеративная, объединяющая равноправные суверенные республики (СССР).
Специальная комиссия ЦК РКП подготовила проект Договора об образовании СССР. После длительного обсуждения проекта «Основные пункты Конституции» были приняты и в ноябре 1922 г. разосланы в республики на обсуждение.
Вторым этапом образования национально-государственного устройства СССР явилось обсуждение проекта Договора о создании СССР и его подписание. Съезды Советов советских республик приняли решение об образовании СССР и избрали своих полномочных делегатов на I съезд Советов СССР. 23–29 декабря состоялся последний Х Всероссийский съезд Советов, на котором присутствовали делегаты республик I Всесоюзного съезда. Х Всероссийский съезд Советов принял решение о создании СССР и о вхождении в его состав РСФСР.
30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов СССР. Он окончательно принял решение об объединении советских социалистических республик в СССР. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, которые позднее послужили основой первой Конституции СССР 1924 г.
Договор о создании СССР первоначально подписали РСФСР, БССР, ЗСФСР, УССР.
Принцип федеративного устройства СССР: открытость Договора о создании СССР для вступления новых республик.
Последующее развитие СССР – третий этап образования его национально-государственного устройства. Первоначально Бухарская и Хорезмская не были советскими республиками, потому не вошли в состав СССР. Туркестанская АССР входила в состав РСФСР на правах автономной республики. В сентября 1924 г. ЦИК Туркестанской АССР, V Всебухарский и V Всехорезмский курултаи Советов разделили республики на Узбекскую ССР (присоединилась к СССР в 1925 г.), Туркменскую ССР (в 1925 г.), Таджикскую АССР (вошла в состав УССР в 1926 г.), Киргизскую АССР.
В Конституции СССР 1936 г. было закреплено вхождение новых республик: Азербайджанской, Армянской и Грузинской.
В ней же были преобразованы Казахская и Киргизская из автономных республик РСФСР в союзные.
21 июля 1940 г. Народные сеймы Латвии и Литвы и Государственная Дума Эстонии провозгласили установление советской власти в Прибалтике, а указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1940 г. Латвийская ССР, Литовская ССР и Эстонская ССР вошли в состав СССР в качестве равноправных субъектов.
В 1940 г. окончательно оформился состав СССР (16 союзных республик): РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Туркменская ССР, Таджикская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, Казахская ССР, Киргизская ССР, Карело-Финская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Эстонская ССР и Молдавская ССР.