Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII В
Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии
Начало образования института крепостничества заметно в XVII в., но в период Империи оно существенно изменяется:
1) становится частной зависимостью (а не государственным учреждением);
2) поглощает в себя прежнее холопство.
Юридическое положение крепостных в данный период:
1) разделение крестьян на казенных и частновладельческих;
2) ограничение прав обеих этих категорий.
Практически бесправное (в имущественном отношении) положение как казенных, так и частновладельческих крестьян выражается в следующем: в 1730 г. им было запрещено приобретать недвижимую собственность в городах и уездах, в 1731 г. крестьянам запрещалось вступать в подряды и откупа, в 1761 г. – обязываться векселями и вступать в поручительства. Разрешены были лишь мелкие заемные обязательства и право собственности на движимое имущество.
Различия в положении между казенными и частновладельческими крестьянами заключались в объеме личных прав. В системе отношений землевладельца и его крепостных сохранялось достаточно большое количество элементов прежнего холопства (например, право распоряжения крестьянами – продажа и мена). Петр I, сначала порицавший подобную практику, сам же и разрешил (указом от 29 октября 1720 г.) продажу крепостных в рекруты.
Допускалось право хозяйственного пользования крепостными (размеры барщины). В отношении своих крепостных владелец обладал большинством прав собственности. Следовательно, помещик мог передать крестьянина другим лицам (по арендному контракту на землю и лично при передаче отдельных крестьян во временное пользование). Запрещалась лишь передача крестьян лицам, не обладавшим правом владения крепостными.
С позволения начальства (камер-коллегии, затем – земского суда) помещик мог переселять своих крестьян с одной земли на другую. Помимо этого, частновладельческие крестьяне в отличие от крестьян казенных вообще не имели никаких имущественных прав: все их имущество считалось имуществом помещика.
Крестьяне заключали браки лишь с разрешения помещика.
Попытка законодательного ограничения вмешательства землевладельца в семейные отношения крепостных, в частности закон 1724 г., не имела никаких последствий.
Право суда и наказания (за исключением смертной казни) вообще не регулировалось законом. Затем по указу 1765 г. помещикам предоставлялось право ссылки крестьян в каторгу (в 1807 г. это право было отменено), отсылать в смирительные дома и арестантские роты, направлять на поселение в Сибирь (в чем было заинтересовано и правительство, проводившее политику колонизации Сибири).
Уход крестьянина в армию лишь на время освобождал его от крепостной зависимости, по возвращении помещик мог истребовать его обратно (указ 1764 г.). Дети, рожденные от солдата-отца во время его службы, принадлежали военному ведомству.
Таким образом, источниками крепостной зависимости являлись: брак, кабальный договор займа с инородцем, покупка инородцев и иностранцев азиатского происхождения, наем в услужение («ключничество»), плен, совершение преступления. Все эти источники были связаны с возникновением холопской зависимости и затем перешли в область крепостнических отношений.
Основным источником роста массы крепостных людей стали пожалования государственных населенных земель частным лицам (раздачи), активно осуществлявшиеся вплоть до 1801 г. Полицейскими мерами по запрету бродяжничества пресекался переход крестьян от одного владельца к другому.
В первой четверти XVIII в. произошли многочисленные реформы высших органов власти и управления. Эти реформы принято подразделять на три этапа:
1) 1699–1710 гг. – частичные преобразования;
2) 1710–1719 гг. – ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, появление новой столицы;
3) 1719–1725 гг. – образование новых органов отраслевого управления, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления и финансово-налоговой.
Первостепенное значение приобрела Ближняя канцелярия, на заседании которой в 1705 г. принимаи участие не более 20 человек. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия министров – совет глав важнейших ведомств при царе.
Следующим в реформе центральных органов власти стало создание Сената, который был образован в 1711 г. Его члены назначались царем. В состав Сената первоначально входило всего девять человек, которые решали дела коллективно. С 1718 по 1722 гг. данный орган стал собранием президентов коллегий, а в 1722 г. он был реформирован тремя указами императора. Эта реформа превратила Сенат в высший орган центрального управления, который встал над всем государственным аппаратом. В его компетенцию входили вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней.
В целях надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому должны были быть подчинены провинциал-фискалы. Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата, восстановленная в 1712 г. Недовольный работой фискалов Петр I учредил при Сенате в 1715 г. должность генерального ревизора, или надзирателя указов. В 1722 г. руководство работой сенаторов было поручено генерал-прокурору П. И. Ягужинскому (1683–1738 гг.).
В 1718 г. с учреждением коллегий все административные функции Сената переходят к коллегиям.
Сенат стал общим собранием президентов коллегий. Это был не постоянно действующий орган, а временное собрание президентов, которое собиралось в случае необходимости для совместного решения по какому-то делу. К ведомству Сената относились вопросы, не регулируемые ни одной коллегией. Иными словами, на долю Сената не оставалось практически ничего, так как система коллегий охватывала все основные области государственной жизни.
Коллегиальная система предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. Всего к 1721 г. действовало 12 коллегий: иностранная, военная, адмиралтейская, штатс-контор-коллегия (ведение всех госрасходов), ревизионная (контроль за доходами и расходами), коммерции, берг-коллегия (горное дело), мануфактур-коллегия (промышленность), камергерская (дворец), юстиции, вотчинная и камор-коллегия (налоги и сборы). Кроме того, на правах коллегий были главный магистрат, управлявший городским сословием, и Святейший правительствующий Синод.
В 1722 г. были также учреждены должности рекетмейстера и герольдмейстера. Первый принимал и рассматривал жалобы на волокиту или несправедливые решения коллегии, доносил о том Сенату, а в некоторых случаях и самому государю. Герольдмейстер заведовал всей службой дворян, а служить они должны были все (мужчины) пожизненно.