Cтоглав 1551 г. Cемейно-брачное право

Система губных учреждений

Появление выборных губных властей относится к 30-м гг. XVI в. в результате реформы местного самоуправления. Введение губных учреждений обусловлено просьбой населения и получением на то грамоты. Целью их развития явилось преследование на местах разбойников и суда над ними.

Губное учреждение – сословный орган местного самоуправления, созданный на основании губной грамоты в целях руководства уездом и осуществления в его пределах судебно-полицейских функций.

Название губное происходит от слова «губа» – административно-территориальное образование в Московском государстве в XVI в.

Причины, послужившие толчком к проведению реформы местного самоуправления:

1) ранее существовавшая система кормления на местах тормозила дальнейшую централизацию государственного аппарата;

2) постоянные городские волнения в 40-х гг. XVI в.;

3) произвол местной власти;

4) недовольство существующей системой управления всего населения городов и волостей, включая поместное дворянство.

Реформа местного самоуправления связана с указом Ивана IV «Приговор царский о кормлениях и о службах» (1555–1556 гг.), отменившим систему кормлений и повсеместно вводившим новую систему местного самоуправления: губные и земские учреждения.

Губные учреждения организовывались на основании губных грамот. Губные учреждения первоначально выполняли в основном судебные функции: они рассматривали наиболее серьезные уголовные дела, изъятые из ведения наместников и волостелей.

Губные учреждения первоначально формировались в каждой провинции из уже имеющихся учреждений местного самоуправления. Они даже в период своего расцвета не получили распространения на всей территории Московского государства, например они не были учреждены в северных провинциях.

С развитием системы губных учреждений были сформированы губные округа в каждом уезде. Губными округами сначала были города и волости, но позже в уезде устанавливалось одно губное ведомство. Иногда устанавливались и в отдельных частных вотчинах.

Губные ведомства были сословными органами самоуправления и назывались «губными избами», в состав которых входили: губной староста (он избирался из бояр или детей боярских на общем съезде уезда); старосты, десятские, лучшие люди – целовальники (они находились при губном старосте и осуществляли текущие полномочия; они избирались сотскими на съезде уезда); дьяк (он находился при старостах, десятских и лучших людях; он избирался всеми присутствующими на съезде всех классов уезда).

Перечисленные лица вначале избирались бессрочно, но с XVII в. целовальники стали избираться ежегодно на общем съезде уезда.

Земские и губные власти избирались из всего земского населения, кроме служилых людей, после чего принимали присягу в приказе местного управления в Москве. В результате выборов составлялся протокол выборов, который утверждался в Москве в соответствующем приказе.

Компетенция губных изб: поимка преступников; суд над разбойниками, убийцами, поджигателями; управление губным округом; финансово-административные вопросы округа; в некоторых городах – управление войсками, воеводство (это осуществлялось губными старостами).

Иногда губные вопросы решались на съездах представителей всех классов уезда, которые были вправе решать вопросы формирования (избрания) губных властей.

Стоглав 1551 г. – это источник церковного права.

Он принят в мае 1551 г. на церковном Соборе в Москве, на котором председательствовал Иван IV.

Стоглав включает в себя 100 глав. Его редакции делятся на: пространную, среднюю и краткую.

Источники «Стоглава»:

1) Библия;

2) Церковный устав;

3) другие богослужебные книги;

4) различные канонические сборники;

5) исторические и нравоучительные сборники.

Стоглав 1551 г. имел 2 основные части:

1) посвященную регулированию церковных дел;

2) посвященную семейному праву.

В Стоглаве в отношении церкви и ее имущества закреплялись:

1) неприкосновенность церковного имущества;

2) исключительная подсудность духовных лиц церковному суду;

3) унификацировались церковные обряды и пошлины;

4) нормы внутрицерковной жизни.

В области регулирования семейных отношений Стоглав 1551 г. основывался на нормах обычного права. По Стоглаву юридические последствия имел только церковный брак. Для заключения брака требовалось согласие родителей или опекунов, за исключением случаев, когда эти лица находились в плену, были невменяемыми или пропали без вести; возраст вступления в брак устанавливался 15 лет для мужчин и 12 лет для женщин.

При заключении брака должен был быть составлен договор сторон (сговор, свод). Его форма – нотариальная, а его несоблюдение влекло судебную ответственность нарушителя и уплату неустойки.

Законными считались для одного лица только 3 брака. При этом церковное венчание было возможно только во время первого брака, а второй и третий благословлялись.

Помимо согласия родителей на брак, требовалась «венечная память», т. е. разрешение на брак епархиального архиерея.

Венчание проводилось приходским священником.

Развод допускался в исключительных случаях. Ранее установленные поводы к разводу значительно сокращены.

По Стоглаву прекращение брака возможно в случаях:

1) физической смерти;

2) прелюбодеяния – главного повода для развода, он мог быть применен только мужем по отношению к жене;

3) длительного отсутствия одного из супругов;

4) неспособность мужа к супружеской жизни или бесплодие жены;

5) длительной и тяжелой болезни супруга;

6) пострижения одного из супругов в монахи.

Осуждение за преступление не прекращало брака. Жена и дети в этом случае несли ответственность совместно с мужем.

Главный принцип семейных отношений по Стоглаву – безраздельная власть мужа над женой и родителей над детьми.

Жена всегда следовала судьбе мужа: муж был вправе «закладывать» ее и отдавать по служилой кабале в «работу на прокорм». Муж имел право наказывать жену, если эти наказания не превращались в членовредительство.

Родители были вправе распоряжаться брачной судьбой своих детей, решать вопрос об их пострижении в монахи, передаче в холопство.

Особенности имела опека над малолетними детьми. Опекунами могли быть только родственники мужа, поэтому мать-вдова, остающаяся с детьми, не могла быть опекуншей. Власть опекуна над детьми продолжалась до их совершеннолетия.

Имущественные права супругов были равными, но муж не мог распоряжаться приданым жены без ее согласия. Супруги по долгам отвечали не только общим имуществом, но и в случае смерти одного из них – собственным.