Аристотель «Риторика». Книга 1-ая, 2-ая и 3-я..
Аристотель- ученик великого Платона, многогранный ученый, автор «Метафизики», «Логики», «Политики», «Поэтики», «Аналитики», написал и наиболее значительный для своего и нашего времени труд в трех книгах - «Риторику», охватив мир разума и духовного богатства человека.
Аристотель пишет о качествах, необходимых оратору; это высокая образованность, общественная активность, уважаемая народом должность, государственные заслуги, мастерство речи. На многих страницах он рассуждает о нравственном праве оратора заранее готовиться к выступлению перед людьми. Само государство он рассматривает как систему речевого взаимодействия, в этом смысле семья и государство идентичны. Способность речи, по Аристотелю, отличает человека «от прочих животных», речь создает и семью, и государство. Риторика, по Аристотелю, - больше социальная наука, чем филологическая: в риторике он соединял все отрасли наук о человеке.
«Риторика» Аристотеля состоит из трех частей (книг).
В первой книге дается определение риторики, рассматривается ее отношение к диалектике и другим наукам. Главное свойство риторической аргументации в ее принципиальной спорности: имеет смысл совещаться лишь о таких предметах, о которых существуют различные мнения. Риторическая аргументация может быть двух типов: техническая, основанная на умозаключениях, и нетехническая, основанная на фактах.
«Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается»; аудитория - конечная цель речи.
Речи разделяются на три вида совещательные, показательные (эпидейктические) и судебные. Содержание совещательных речей будущее, задача склонять к решению или отклонять от решения, а цель польза или вред. Содержание судебных (судительных) речей прошлое, задача обвинять иоли оправдывать, а цель справедливое и несправедливое. Содержание эпидейктических речей настоящее, задача похвала или порицание, цель прекрасное или постыдное.
Совещательный ритор говорит о финансах, о войне и мире, о безопасности, о внешнетогрговых отношениях и законодательстве. Польза и вред связаны с представлениями людей о счастье. Поэтому ритор должен хорошо знать политику, экономику, военое дело, международные отношения и нравственные установления общества.
Эпидейктический ритор говорит о прекрасном и безобразном. Поэтому он должен хорошо знать философию, искусство, обычаи того общества, к которому обращается.
Судебный ритор говорит о справедливых и несправедливых поступках. Поэтому он должен уметь отличать намеренные поступки от непреднамеренных действий, а также понимать психологические мотивы поступков людей. Он должен также хорошо знать всеобщие принципы права (неписаные законы) и конкретное законодательство (писанные законы).
Во второй книге «Риторики» рассматриваются условия убедительности речи: страсти и нравы аудитории; приемы доказательства положений. Нравы аудитории и ритора называются этосом, страсти (риторические эмоции) пафосом, приемы доказательства логосом.
Аристотель называет основные пафосы: гнев милость, страх мужество, стыд наглость или бесстыдство, благодарность неблагодарность, негодование сострадание, зависть, соревнование и указывает приемы возбуждения этих страстей. Учение о нравах (этос) связывается с возрастом (юность, зрелость, старость), социальным происхождением, материальным положением, общественной влиятельностью. К основным приемам доказательства (логос) относятся пример и энтимема (риторическое умозаключение). Примеры подразделяются на фактические и вымышленные (модели) басню и притчу. Энтимемы представляют собой умозаключения. Посылки энтимем могут быть опущены и подразумеваются.
В третьей книге «Риторики» рассматриваются вопросы стиля и композиции речи. Аристотель называет достоинства стиля: ясность, правильность, краткость, выразительность, этичность, уместность, благозвучие. С точки зрения характера связи между предложениями речь может быть беспрерывной и периодической. Завершенность беспрерывной речи определяется ее содержанием. Периодическая речь состоит из логически и ритмически организованных фраз (периодов), строение которых обозримо и отражает структуру отдельной мысли. С точки зрения отношения отдельной мысли к ее словесному выражению Аристотель использует понятие выражения; к выражениям относятся метафоры (слова в переносном значении) и обороты речи. В композиционном отношении речь состоит из четырех основных частей: вступления, изложения, доказательства и заключения.