Зарубежная школа и педагогика 20 в.

o
В 1918 г. в Англиипринят Акт Фишера – закон, по которому продлевался срок обязательного обучения до 14 лет.

o
В 1926–1928 гг. в Англии введены интеллектуальные тесты для выпускников начальной школы.

o
В 1920–1930-е гг. – в период между двумя мировыми войнами –на Западе и в США шел интенсивный поиск педагогических путей создания оптимальных условий для полноценного развития личности в условиях индустриального общества, учеными и педагогами-практиками разрабатывались разнообразные системы обучения, направленные на решение данной задачи.


  • В 1919–1920 гг. в американскомгородке Виннетка Карлтоном Уошберном была разработана система индивидуального обучения, получившая название «Виннетка-план».


В первой половине учебного дня прорабатывался обязательный учебный материал, во второй – учащиеся занимались групповой внеучебной деятельностью по интересам. В Англии применялся «Говард-план»: обеспечение максимальной гибкости при выборе учащимися учебных курсов при сохранении обязательного образовательного стандарта с тем, чтобы приблизить обучение к интересам школьников.

 


  • В 1919 г. в немецком городке Штутгарте открылась Вальдорфская школа. (опиравшаяся на идеи свободного воспитания, специфика обучения в Вальдорфской школе: один и тот же предмет изучается по так называемым «эпохам» – ежегодно в одно и то же время)

  • В 1920–1930-е гг. в Германии распространяется «Йен-план», разработанный профессором Йенского университета Петером Петерсеном.

  • По «Йен-плану» школа заменялась воспитательной общиной, где тесно взаимодействовали дети, учителя и родители.


Основные отличия «Йен-плана» от традиционной школы

 

Традиционная школа Йен-план
Классно-урочная система Замена класса гетерогенной возрастной группой
Четко зафиксированный школьный интерьер «Подвижный» школьный интерьер
Балльная система оценки Введение новых форм оценки (характеристики и пр.)
Невмешательство родителей в УВП в стенах школы Активное включение родителей в жизнь школы
Предметный принцип изучения учебного материала Учебные интегрированные курсы
Фронтальное обучение Самостоятельное изучение учебного материала по индивидуальным учебным планам
Четкое планирование (учителем) Работа по недельным планам (группа), по индивидуальному плану (ученик)
Доминирование одного вида деятельности (обучение) Сочетание различных видов деятельности
Ведущая роль учителя Учитель – консультант, советчик, помощник


После Второй мировой войны происходит диверсификация и дифференциация образования как в Европе, так и в США.

 


  • Распространение получают интегрированные программы обучения.

  • Идет модернизация классно-урочной системы.

  • Внедряются технические средства обучения.

  • Человек становится подлинной общественной ценностью


В середине 20 в. произошел переход от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу. В условиях становления постиндустриального общества происходит переход ведущей роли от материально-вещественных элементов производства к духовно-идеальным, от овеществленного труда к живому.

Новый образовательный идеал: человек с развитой индивидуальностью, способный к критическому постижению и преобразованию мира, к самореализации себя в социуме.

 


  • четыре ведущие тенденции, уходящие в модели школ рубежа 19–20 столетий:

1.
овладения базовым образованием, основанным на умениях чтения, письма, счета.

2.
направление, ставящее своей задачей развить у школьников такие качества, которые позволят им успешно адаптироваться к существующим общественным условиям;

3.
направления, делающие акцент на самореализации врожденного потенциала ребенка,

4.
направление, рассматривающее школу как институт преобразования общества на основах углубления демократии и дальнейшей гуманизации.


«гуманистическая педагогика» (К. Роджерс и А. Маслоу.)

 


  • Образование должно отвечать интересам и потребностям каждого конкретного человека

  • Школа должна помочь ребенку «заглянуть в себя»

  • акцент на атмосфере теплоты

  • стремление установить конструктивные межличностные отношения в классе

  • совместное обсуждение учителем и учащимися проблем познавательного прогресса и способов его оценки

  • В 1950–1960-е гг. распространение получила концепция программированного обучения.В странах Западной Европы и США осуществляется реформирование систем образования.


ВЫВОД

В начале 20 в. шли разработка теорий, направленных на развитие активности, творчества, индивидуальности школьников; разработка и внедрение новых образовательных программ.

С 1960-х гг. провозглашение принципов демократизации и гуманизации образования, развитие образовательных учреждений разного типа.

С 1980-х гг. осуществлялось внедрение новых образовательных технологий, связанных с применением компьютеров и использованием Интернет.