Возникновение государства в Древнем Риме

 

Историческая традиция относит основание Рима к 753 году до н.э. и связывает его с именами легендарных Ромула и Рема (по Титу Ливию).

Время основания города характеризуется разложением первобытно-общинного строя у племен латин, сабин и этрусков, обосновавшихся по берегам реки Тибр.

Поселки постепенно объединялись, сливались; решающим фактором объединения, возможно, стало строительство этрусской крепости .

Объединение трех племен привело к образованию единой римской общины (civitas). Члены старейших, исконных римских родов назывались ПАТРИЦИЯМИ.

Развитие земледелия и скотоводства привело к имущественной дифференциации и появлению частной собственности. Возникают зачатки классового общества, патриархальное рабство; главным источником рабов были военные походы.

Формируется аристократия, которая начинает контролировать лучшие участки пока еще общинных земель и получать большую часть военной добычи. Складывается и группа клиентов из бедняков и пришельцев (лично свободны, но ограничены в правах и находятся под покровительством патрициев).

Постепенно благоприятные климатические условия, выгодное расположение, слухи об успешных войнах привлекают в Рим пришлое население, не входившее в римскую общину > дефицит земельного фонда. ОБЩИНА ЗАМКНУЛАСЬ, не допуская новых членов.

Пришлое население получило название ПЛЕБСА, ряды которого пополнялись и за счет разорившихся общинников.

Плебеи были ограничены в имущественных и личных правах: не имели доступа к управлению, не могли вступать в брак с патрициями, ограничивались в получении земли.

Выборным главой римской общины выступал рекс (царь, вождь), который избирался народным собранием по распоряжению сената. Его полномочия были ограничены военными, жреческими, судебными функциями. Рекс мог издавать общеобязательные постановления.

Центральным органом управления стал сенат – совет старейшин римских родов. Функции: контроль за народными собраниями, распоряжение казной, установление налогов, постановления по общественной безопасности, благоустройству, религиозному культу, внешнеполитические функции.

Первоначально (во времена Ромула) в состав сената входили 100 человек; затем число сенаторов выросло до 300 человек и оставалось неизменных вплоть до 88 года до н.э. (преобразования Суллы).

Общие вопросы решались на комициях – народных собраниях патрициев, созываемых рексом; однако решения народного собрания могли быть отвергнуты рексом и сенатом.

ЗАКОНЫ НУМЫ ПОМПИЛИЯ (2 царь) носили сакральный характер и обозначили слияние политической и религиозной власти

- утверждалась коллегия понтификов (ведали религ. культом); верховным понтификом становился рекс, получивший право судить и казнить.

В коллегию входили авгуры (гадали на «волю богов») и фециалы (ведали вопросами войны и мира, находили религ. оправдания внешней политике Рима).

- произведено РАЗДЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ на общественную и частную. Каждый член общины получил надел.

Сформировалась стройная структура закрытой римской общины, носившая военизированный характер:

300 родов → 30 курий → 3 трибы

На уровне курий созывались куриатные комиции, восходящие к родовому строю. Каждая курия была представлена 100 пешими и 10 конными воинами и имела 1 голос.

***

Тем временем численность плебса росла, плебеи начинали концентрировать в своих руках ремесленное производство и торговлю, начало повышаться их социальное значение. Внутри плебейской общины формируется имущественное неравенство: богатые ремесленники и торговцы все острее ощущали свое бесправие, бедняки дестабилизировали общество.

Кроме того, плебеев активно привлекали к участию в военных походах.

Борьба плебеев за равноправие с патрициями ускорила распад родового строя в Риме и окончилась победой плебеев.

Эту победу закрепили РЕФОРМЫ шестого рекса СЕРВИЯ ТУЛЛИЯ (VI век до н.э.)

Реформы заложили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы.

©

Все свободное население Рима – и патриции, и плебеи – было разделено на имущественные разряды по величине земельного надела, которым владел человек (позднее была введена денежная оценка имущества).

Первый разряд формировали обладатели полного надела, второй – обладатели трех четвертей надела и т.д. Из первого разряда выделялась группа всадников, а безземельные пролетарии обособлялись в шестой разряд.

Разряд выставлял определенное число вооруженных воинов, из которых формировались центурии (сотни).

Всадники: центурии конницы

1-3 разряды: тяжелая пехота

4-5 разряды: легкая пехота

Пролетарии: одна невооруженная центурия

Общее число центурий – 193.

ЦЕНТУРИИ стали не только военной, но и ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЕЙ

Со времени реформы Сервия Туллия наряду с куриатными начали созываться центуриатные комиции, где каждая центурия имела один голос. Решение таких собраний имело силу закона.

©

Вторая часть реформ – деление свободного населения по территориальному принципу – ослабила кровно-родственные связи, лежавшие в основе первобытнообщинной организации.

В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранилось наименование – ТРИБЫ. В трибу входили и патриции, и плебеи, подчинявшиеся старосте трибы, собиравшему налоги.

Постепенно по териториальному принципу стали созываться свои трибутные комиции, в которых каждая трибы имела один голос. Их роль долго оставалась второстепенной.

Реформы Сервия Туллия включили плебеев в состав римского народа и допустили их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях.

Произошла консолидация свободных, обеспечивающая их господство над рабами.

Тем не менее, борьба патрициев и плебеев продолжилась.