Раннефеодальная монархия как форма правления, ее особенности на Руси.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СКЛАДЫВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
2.1. На первом этапе образования древнерусского государства (VIII середина IX вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров, которые упоминаются у восточных авторов. К IX в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.
2.2. На втором этапе (2-ая половина IX середина X в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил хазар и норманнов (варягов). ПВЛ говорит о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.
Раннефеодальная монархия — форма правления, хронологически первая из форм феодальной монархии. Развивается при переходе к феодализму в зависимости от климатических особенностей региона либо от рабовладельческого строя (Южная Европа, Северная Африка, Передняя Азия, Средняя Азия, Индия, Китай), либо непосредственно от первобытнообщинного строя (Западная Европа, см.варварские королевства, Северная Европа, Восточная Европа). Сохраняется также в период феодальной раздробленности[1]. Хронологически предшествует сословно-представительной монархии (некоторые исследователи выделяют промежуточный этап вотчинной монархии).
В условиях военной демократии князь (король), опираясь на дружину, из выборного военачальника превращается в главу государства и начинает передавать верховную власть по наследству. Он начинает назначать должностных лиц (графов, «мужей») в качестве своих наместников в округах (в городских центрах союзов племён), позднее наместники монарха заменяют собой и выборных должностных лиц более низких уровней (сотников).
С ростом территории государства, ростом бюрократического аппарата, разветвлением правящей династии происходит политическая децентрализация, на утверждение той или иной кандидатуры на монаршем престоле начинают влиять крупные феодалы. Верховная власть становится номинальной.
На следующем этапе, при полном развитии слоя мелких феодалов на местах и городского сословия, глава государства в союзе с ними получает возможность ущемить права крупных феодалов, территориально увеличить свой домен и начать процесс централизации государства, вновь сделать свою власть реальной и наследственной.
3. Высшие органы государственной власти Древнерусского государства.
Первоначально князь в своей деятельности опирался на дружину и совет старейшин. Выходцы из данных социальных групп составили впоследствии официально оформленные высшие органы государственного управления. Так, великий князь находился в договорных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление же местных феодалов (XI – XII вв.) вызывает появление новой формы и нового органа власти – «снема», т. е. феодального съезда. На таких съездах решались, в частности, вопросы войны и мира, разделение земель, вассалитета . Так, первый съезд состоялся после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г., послед ний – накануне битвы при Калке в 1223 г. Особо известен съезд 1097 г. в Любече, фактически узаконивший политическую раздробленность своим решением, что каждый князь «держит отчину свою».
Совещательными функциями обладал совет при князе, правовое положение которого юридически оформлено не было. В совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины - княжьи мужи (см. Приложение № 1). К окружению князя принадлежали также тысяцкие, сотские и десят ские. Эти названия военного происхождения, они ведут своё начало от принятой у славян, как, собственно, и у других народов, десятичной сис темы деления племенного войска – ополчения. Эти названия закрепились затем за начальниками гарнизонов и командирами частей, поставленных великим князем в отдельных городах – центрах княжений. Позднее они трансформировались в городское и вообще местное начальство; тысяцкий – в воеводу, сотские и десятские – в финансово – административные органы.
Кроме того, в систему высших органов центрального управления входило вече (народное собрание), являвшееся некоторым атрибутом демократичности политического режима. Вече у славян, как и у германцев, возникло в глубокой древности. Правда, данные о нём так скудны, что вряд ли возможно достаточно оп ределённо говорить о его функциях и организационных формах. Были ли вечевые собрания продолжением племенных сходок или они сразу зарож дались как городские собрания – на этот вопрос вряд ли можно ответить. Известно новгородское вече более позднего времени, о котором речь впе реди. Можно думать, что вечевые собрания созывались князем крайне редко в виду процедурной сложности, ведь надо было собрать в одном месте дружину, родоплеменную знать, свободных жителей города, а затем принять на этом сборище какие – то важные решения. Скорее всего, делалось это методом вопросов и ответов: «да» или «нет».
В како – то степени, это был рецидив военной демократии родоплеменного периода, ограничивающий власть князя. Вечевые, а за тем позднесоборные традиции государственности явились устойчивым компонентом политического процесса наряду с самодержавием .
Слово «вече» связано со словом вещати (говорить). В псковском диалекте «вечать» означает «кричать» (В. И. Даль), что в какой-то мере может дать представление о способе решения вопросов на вечевых собраниях. Следует, однако, помнить, что буквальное значение слова может со временем вступать в противоречие с реальным положением дел. Рюрик с братьями, дружиной и родом был приглашен на княжение. И сделало это какое-то общественное собрание. Следовательно, первоначально народное вече (либо институт, аналогичный или близкий ему) было источником власти князя. Изучение ранних этапов развития государственности у разных народов позволяет предположить, что на таком собрании присутствовали только взрослые мужчины — представители племен. Показательно, что подростков на Руси называли отроками, т. е. лишенными права голоса. Видимо, в вечевых собраниях они активного участия принимать не могли. Людей, присутствовавших на вече, объединяли не родственные узы, а общие социальные функции. Скорее всего, изначально это было военное сообщество .
Таким образом, с образованием Древнерусского государства с помощью вече феодальная знать ограничивала власть великого князя. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси и в период феодальной раздробленности, став органом власти во многих городах – центрах отдельных русских земель. Ведению вечевого собрания подлежали вопросы войны и мира, призвания и изгнания князей, выборы и смещение высших должностных лиц административного, судебного и военного управления. Решения принимались без голосования, путем одобрения того или иного предложения криком. Постановления вече «старших» городов были обязательны для «младших» городов и пригородов. На вече часто происходили столкновения между городской верхушкой и «низами». Дольше всего вечевой строй («вечевая демократия») удерживался в Новгородской и Псковской феодальных республиках, где он достиг наивысшего развития. Однако с присоединением к Москве Новгорода (1478 г.) и Пскова (1510 г.) вече было повсюду упразднено.
Вече – институт политической власти, ограничивающий абсолютную власть великого князя. Существование данного органа в условиях раннефеодального государства свидетельствует об относительной централизованности Древней Руси на данном этапе и позволяет рассматривать политический механизм как наиболее приемлемый для дальнейшей эволюции государственности, развития торговых и хозяйственных связей, а также для эволюции социального механизма (в частности, выделение среднего класса).
4. Развитие форм управления в Древнерусском государстве. Десятичная и дворцово-вотчинная системы управления.
Под дворцово-вотчинной системой управления понимается деление органов управления в зависимости от территории. При этой системе управления органы управления во дворце являлись одновременно органами управления в государстве.
Вся территория удельной Руси, а позднее и Московского государства (в XV–XVI вв.)делилась на следующие территории:
1) княжеского дворца;
2) боярской вотчины.
Такая система была удобна и сложилась в период феодальной раздробленности. Она пришла на смену десятичной системы управления, при которой выделялись тысяцкие, сотские, десятские.
Княжеский дворец являлся центром удельного управления, вотчиной князя. Эта территория управлялась единолично князем.
Вотчина бояр – это территория, на которой дворцовое (княжеское) управление и хозяйство поручалось отдельным боярам, вольным слугам или холопам.
Княжеские должностные лица: воевода, тиуны, огнищане, старосты, стольники и др.
Складывалась самостоятельная система административных ведомств в княжеских землях.
Центральное управление этой системой осуществляли бояре, важнейшие вопросы хозяйства княжеской вотчины поручались совету бояр.
Система дворцового управления:
1) дворец – управлялся дворецким (дворским);
2) ведомство дворцовых путей (преимуществ, доходов); пути: сокольничий, ловчий, конюший, стольничий, чашничий и др.
Пути – это административные и судебные органы власти, они возглавлялись «путными боярами».
Название управляющего тем или иным путем зависело от названия самого пути. Например, сокольничий заведовал сокольниками и другими служителями птичьей охоты, конюший – конюшнями Великого князя, стольничий – бортными леса и т. д.
Удел князя, ближайший к Москве, назывался «дворцом», туда посылался дворецкий (наместник Великого князя Московского), в то время как удельные князья отправлялись на службу в Москву.
Назначение наместником – «пожалование». Пожалование даровалось нередко бывшим князьям в их родном уделе на срок до 3-х лет.
В помощь наместнику формировался круг ближайших людей – изба. Изба ведала судом и финансами.
Система кормления в местном самоуправлении получила широкое распространение в период дворцово-вотчинной системы государственного управления (до середины XVI в.).
Кормление – это жалование Великого князя за службу, право пользоваться наместническими доходами в волости, по «наказному» или «доходному» списку.
Кормление получали наместники в городах или волостях.
Кормления даровались на основании грамот на кормление. Но они были ограничены таксой в этих грамотах. Такие ограничения устанавливались для каждого уезда дифференцированно.
Грамоты на кормление давали наместникам право управления, суда и корма. Корм состоял из:
1) «въезжего корма» (при въезде наместника на кормление);
2) периодического (на Рождество, Пасху, Петров день);
3) пошлин торговых (с иногородних купцов);
4) судебных брачных («выводной кузницы»).
За превышение таксы полагалось наказание.
В период образования единого государства власть кормленщиков на местах стала ослабевать. Появились уставные грамоты – Двинская 1397 г. и Белозерская 1488 г. – которые ограничили власть кормленщиков тяглым населением.