Вопрос №7. Тема воспитания и образования в «Государстве» Платона.
Платон(428-347г. до н. э) - величайший древнегреческий философ, которого сами греки называли божественным. Он родился в самый разгар Пелопонесской войны, губительной для демократических Афин. Платон принадлежал к одному из самых знатных, аристократических и богатых родов в Афинах, получил блестящее образование. Когда Платону было 20 лет, он встретился с Сократом. 8 лет продолжалась их дружба. Общение с Сократом опред. мировоззрение Платона. Сократ – главное действующее лицо его диалогов, в его уста вкладывал Платон свои ведущие идеи.
- Смысл воспитания и совершенствования человека в обретении им способности к умозрению и умопостижению высших вечных идей. Но способны к этому лишь те, кто готов силою разума подавить хаос обуревающих человека страстей.
Образование - становление себя и управление собой. Воспитание помогает человеку контролировать рассудком свое поведение. Рассудок должен побеждать вожделения.
Диалог Платона «Государство» - написан в 70- 60 годы IV века до н. э. Действие же самого диалога мыслится в 411- 410 гг.
Платон создает утопию об идеальном гос-ве, которую можно назвать и педагогической. Именно благодаря продуманной соц. организации в государстве Платона оказывается возможным сформировать людей, - отвечающих его представлениям об идеале образования – то есть философов, способных к умопостижению, но при этом принимающих участие в управлении гос-вом
Платон предлагает образ « мудреца – правителя», как отражение наивысших возможностей человека его эпохи. Для того, чтобы образование такого человека стало возможно, Платон предлагает заложить основные принципы в организацию государства.
1. принцип справедливости. Платон разделяет всех людей на 3 сословия, в силу того, что по природе своей, телесным и духовным силам все люди разные. Он отводит каждому строго опред. место в гос-ве и поручает только одно, его дело. Принцип справедливости состоит в том, что каждый должен быть на своем месте и строго выполнять только свое дело,
2. принцип – выделения и воспитания элиты, то есть тех, кто должен управлять государством. Помимо понятий природные способности и задатки, Платон вводит понятия «начала человеческой души». Он выделяет 3 начала чел. души: разумное (мудрость, рассудительность), вожделеющее (пагубные страсти) и яростное (яростный дух). Вожделеющие начала - страсти по Платону, главная разрушительная сила человека. Для Платона в плену страстей находятся все люди, кроме стражей и философов. Остальные как чел. материал не пригодны для воспитания. Стражи тоже имеют некоторые вожделения. Яростное начало, по Платону, часто сочетается со «склонностью к честолюбию и соперничеству». Но Платон не осуждает эти качества, ведь они были в образе благородного воина – арете знати. Эти военные (образ военного всегда был идеалом и в нашей русской культуре) заслуживают воспитания и из них формируется элита платоновского гос-ва – философы. Платон дает им такую х-ку: «Назвав его любознательным и философским, мы обозначили бы его подходящим образом, разумное начало должно управлять и нельзя восставать против него?»
3. принцип в организации гос-ва Платона – абсолютный диктат гос-ва в формировании стражей от зачатия этой «новой породы людей» до создания продуманной во всех деталях воспитат. среды и системы обучения. Стражи не имеют семьи, не имеют собственности. Общение мужчин и женщин и производство потомства регулируется правителем, который руководствуется исключительно заботой о пользе государства. Так как стражи не имеют ни семьи, ни собственности, они лишены забот о деньгах и воспитании детей. Женщины имеют равные возможности в отношении выполнения социальных функций и обучения.
Обучение стражей преследует двоякую цель. 1) стражи – те же благородные воины и должны быть достойно образованы. 2) из них отбирается высшая элита – философы, поэтому обучение стражей с годами усложняется. Платоновский философ берет на себя ответственность за решение мирских проблем. Аристократичность античных авторов была созвучна аристократизму русского дворянства, и это рождало похожие ценностные ориентации. Воспитание и образование дворянских мальчиков во многом базировалось на античной литературе. Но, что касается содержания и принципов воспитания и образования стражей, здесь утопия Платона напоминает некоторые страницы советской истории. Диктат гос-ва исключал интересы отд. личности и даже отд. сословия: «Мы основываем это гос-во, вовсе не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев его населения, но, наоборот, хотим сделать таким все государство в целом. Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отд. взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом» Инд. начало до такой степени устраняется, что Платон вводит для стражей общность детей и жен. Платон помещает стражей в некоторую пед. среду, где каждый фактор воздействия на человека рационально продуман и жестко контролируем со стороны гос-ва и в интересах гос-ва. Речь идет о формировании воина, как ф-ции защиты гос-ва. В начале оно состоит из мусического и гимнастического обучения. В нем нет установки на вооружение знаниями, умениями и навыкам. Это скорее воспитание, направленное на формирование х-ра. «Правильное воспитание и обучение пробуждает в человеке хорошие природные задатки, а у кого они уже были, те, благодаря такому воспитанию становятся еще лучше» (с.193). «Бог даровал людям два искусства: мусическое искусство и гимнастику, но не ради души и тела (это разве что между прочим), а ради яростного и философского начал в человеке, чтобы оба они согласовывались другом». «Каким же будет воспитание? Впрочем, трудно найти лучше того, которое найдено с самых давнишних времен. Для тела – это гимнастическое воспитание, а для духа – мусическое. - И воспитание мусическое будет у нас предшествовать гимнастическому»(с.180). В мусическом воспитании предполагается изучение мифов. Воспитание на мифах – это ориентация на образы Богов и героев. В рационалистической концепции Платона эти ориентиры должны быть идеальны, поэтому он подвергает тщательной цензуре Гомера, Гесиода и других авторов, дабы оставить в текстах только нужные черты. Рассуждения Платона оказываются созвучными аргументам педагогов-цензоров начала советской эпохи, когда К.Чуковского обвиняли в космополитизме, запрещали сказки Пушкина, а Льва Толстого именовали интеллигентским хлюпиком. Платона очень смущает аморализм гомеровских богов. В его сознании сложилось уже иное представление о Это был бы один из законов и одно из предначертаний относительно богов: сообразно с ним и в речах, и в поэтических произведениях следует утверждать, что бог – причина не всего, а только блага». То есть, для Платона можно принять гос. закон, обязывающий опред. образом понимать действия бога. Людям важно, чтобы действия бога воспринимались как благие, ибо это полезно для правильного воспитания стражей. Таким образом, у Платона происходит слияние благочестия и государственной пользы. То же оказывается и в отношении нравственной оценки поступков, например лжи. -«Словесная ложь, не бывает ли иной раз для чего-нибудь и полезна, так что не стоит ее ненавидеть? Например, по отношению к неприятелю тем, кого мы называем друзьями? Если в исступлении или безумии они пытаются совершить что-нибудь плохое, не будет ли ложь полезным средством вроде лекарства, чтобы удержать их?»
При всех недостатках жесткого рационализма с оттенками тоталитаризма у Платона, абсолютизация сегодня другой крайности- полной свободы искусства от воспитательных задач и ответственности за педагогическое воздействие заставляет задуматься над его аргументами.
Забота о теле по Платону требует правильного образа жизни. Не случайно и занятия гимнастикой продолжаются всю жизнь, так как Государству нужны здоровые и законопослушные граждане.
Государство создает воспитательное пространство для образования философов. ». Отбор будущих правителей начинается с детства
Длительное, продуманное обучение стражей позволяет постепенно выделить из них группу правителей – философов. Платон видит в них единственное спасение гос-ва. Платон включает в обучение стражей военное дело, математику, геометрию, астрономию, музыку и диалектику.
Речь пока идет о стражах, но нужны критерии, чтобы постепенно из них сформировать философов. Созерцание сущего — в этом конечная цель воспитательной и образовательной системы Платона.
Для нас годы образования — прежде всего подгот. период к практ. деятельности, для Платонагоды образования и самое образование — самоцель.
Сущ. за счет третьего сословия, совершенно не связанная заботой о куске хлеба, аристократическая молодежь платоновского идеального гос-ва может свободно отдаться тому, что составляет, по Платону, и задачу, и смысл, и обоснование человеческой деятельности, т. Ставя геометрию в центре не только специально математического, но и общего образования, Платон, как это следует из ряда его диалогов ( «Тимей»), углубленно и напряженно работал над связанными с этой дисциплиной вопросами и содействовал укреплению к ним интереса среди своих учеников.
Это в первую очередь относится к арифметике. е. многолетнему созерцанию «природы сущего».
В полном согласии с указанною постановкой данных вопросов находится отрицание Платоном вообще какого-либо углубленного значения за изучением мира природы. Итак, приобщение к арифметике, геометрии и астрономии в их полном объеме открывает учащимся путь в мир истинно сущего. Это же приобщение содействует общему развитию творческих способностей учащихся.
В содержании обучения он как в «Государстве», так и в «Законах» придерживается того исходного воспитательного принципа, которому осталась верна Эллада за все время своей самостоятельной истории: «для тела — гимнастика, для души — музыка».
При этом, никто не должен петь или плясать вопреки священным общенародным песням и всем в совокупности хороводным пляскам молодежи.. Этого надо остерегаться еще более, чем нарушений любого другого закона. Наряду с подготовкой к праздникам не должна забываться и более общая цель — подготовка к обязанностям воина, от которых не избавлен никто, даже женщины. Платон указывает на необходимость для законодателя соединить танцы с песнями, раз же признанное хорошим — охранять в неизменности, чтобы, наслаждаясь всегда одними удовольствиями, город и горожане всегда оставались одинаковыми и, будучи, по возможности, похожи друг на друга, жили хорошо и счастливо.
Гимнасии , считает Платон, должны охватывать состоящих в государстве мальчиков и мужчин, девочек и женщин, если только эти последние понимают в этом деле толк.
Во всех этих училищах наемные учителя, из числа оседлых чужестранцев, будут обучать всем военным наукам и мусическому искусству приходящих учеников; при этом и стар и млад должны по мере сил непременно получить образование, так как дети принадлежат более государству, чем своим родителям.
Платон решительно подчеркивает, что основною предпосылкой успехов как в области мусического, так и в области гимнастического образования, должен быть умеренный, воздержанный образ жизни молодежи. Так, например, Платон запрещает употребление вина до восемнадцати лет, а в возрасте от восемнадцати до тридцати лет дает на это разрешение с рядом ограничений. К этой же категории советов относятся указания Платона о необходимости регулировать часы для сна и т. д.
На обучение грамоте отводится три года (от десяти до тринадцати лет).
Наряду с грамотой преподаются также начала математики. Хотя при этом и выдвигается в «Законах» идеал «богоподобности», но эта «богоподобность» отнюдь не та, о которой идет речь в «Государстве» и которая открывает, по мысли Платона, пути в запредельное. Цель выдвигается здесь по существу чисто «земная»: «стать совершенным гражданином» угодного богам го-
сударства. Платон устанавливает три математические дисциплины: арифметику, геометрию и астрономию и подчеркивает особое значение математических занятий. Образ, который определяет путь образования человека – философ. Ибо нет занятия более достойного для Платона. Он понял это юношей, когда познакомился с Сократом и знал всю последующую жизнь, когда, полемизируя с Учителем, вкладывал в его уста свои мысли. Философ важен для Платона не только потому, что он способен к постижению высших идей, но и потому, что он призван учить людей добродетели. Высшее же назначение философа постигать мир идей и создавать разумное государство. Платон верил, что здесь, на земле, возможно найти и подготовить философов, которые построят жизнь, на основе справедливости, мудрости, благочестия. Платон берет под строжайший государственный контроль процесс отбора и подготовки философов. Но забывает о тех миллионах граждан, которые из-за неуправляемого вожделеющего начала души, опрокинут все законы, уничтожат философов и повергнут мир в извечный хаос. Идея, о том, что философия и мудрость спасет мир, станет вечной. Я. А. Коменский на фоне ужасов тридцатилетней войны предложит учение пансофии, где предложит, объединить мудрецов и просветить народ. Но и эта идея окажется бесплодной. И так из столетии в столетия мыслители будут искать Спасителя на земле и поиски их окажутся тщетны. Платон не пишет о воспитании детей. Он пишет, в основном о воспитании граждан. Он ведет своих стражей до пятидесяти лет, тщательно оберегая их от любой неверной мелодии, стихотворной строки, картины живописца. И читать это тяжело. Но ведь нас должно поражать другое. Насколько точно чувствовал Платон воспитывающее звучание музыкального инструмента, ритма, лада. Как тонко понимал он важность мыслей о загробном мире, сопереживание страдающим героям и т.д. И, наверное, именно сегодня, для нас, оставивших заботы о государстве, важно у Платона услышать предостережение нашей небрежности, беззаботности, безразличию к окружающим нас песням, музыке, танцам, образам, которыми обволакивает нас шоу – бизнес, разрушая нашу жизнь и убивая в нас разумное начало.