Сократ вошел в историю как особый тип Учителя. Он учил в свободных беседах желающих, обращающихся к нему по собственной инициативе.

Сократ был одним из основоположников рационализма.

Вопрос №6. Сократ о формировании личности. Сократическая беседа.

Сократ(469-399 до н. э).-один из крупнейших философов Древней Греции.. Его наследие представляет интерес для истории образования в четырех аспектах.

Принцип, провозглашенный Сократом: «Я знаю, что я ничего не знаю»- принцип уничижительно скромный в отношении к знанию богов и критически-ироничный в отношении к человеческому познанию. Идея воспитания добродетели через сообщение знания о ней стала на долгое время принципом вербальной педагогики, сохранившимся в практике семейного воспитания и в работе школьных учителей.

не брал от своих учеников возна­граждения за занятия с ними и приобретал, таким образом, вну­треннюю и внешнюю независимость ценой почти нищенского суще­ствования, хотя он вовсе не был аскетом и охотно принимал при случае участие в маленьких пирушках своих ближайших друзей.

Сократ предъявлял к своим последовате­лям очень тяжелые требования: отказ от воли родителей, от власти господствующих воззрений, в некоторых случаях от привычного уклада жизни. Главная задача его деятельности, как он сам это объяснял в воспоминаниях Платона, сводилась к тому, чтобы вызвать к жизни лучшие, сокровенные душевные силы собеседника на основе внимательного изучения его склонностей и способностей. Вызов этих сил Сократ считал «вторым рожде­нием» и то учительское искусство, которое должно было помо­гать этому второму рождению, называл «повивальным искусством», намекая на занятия своей матери. Популярность его была очень велика, в основном, у наиболее привилегированных граждан. Сам Сократ придавал большое значение своей учительской миссии, считая свои обязанности в этой обла­сти более важными, чем обязанности родителей.

Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни.

В минуты смертельной опасности, в своей защитительной речи перед судом, когда перед Сократом стояла дилемма — или жизнь вне этой деятельности, или смерть, он вполне сознательно избрал последний выход. Сократ вошел в историю образования как подлинный Учитель не только потому, что имел многочисленных и известных учеников, но и потому, что его мысли дошли до нас благодаря уважению, любви и памяти его учеников: Ксенофонта и Платона.

3. Сократ был не только Учителем, но в реальной жизни раскрыл процесс пайдеи, являя собою образ античного философа, который был ориентиром в образовании молодежи. Показателен в этом отношении диалог «Пир».

Пайдейя (греч. παιδεία — «воспитание детей», однокоренное с παιδος «мальчик», «подросток») — категория древнегреческой философии, соответствующая современному понятию «образование»: составная часть слов «энциклопедия» и «википедия», определенная модель воспитания.

4. Сократ вошел в историю как собеседник. Всю свою жизнь Сократ проводил в беседах с людьми. Кто–то из них считал себя его учеником, как Платон или Алкивиад, кто–то нет. Беседы эти благодаря Платону получили названия диалоги, в педагогической литературе было много написано о принципах и схемах сократического диалога.

Суть схемы сводилась к тому, чтобы, прежде всего, разрушить систему ложных представлений и связанных с нею суждений в сознании ученика, привести его к выводу, что он ничего не знает, а дальше, сломив, таким образом, его пред­взятость, на расчищенной почве построить систему новых пред­ставлений, каждый этап развития которой возникал бы в созна­нии ученика как нечто объективно неизбежное. Отсюда и вытекала та особенность бесед Сократа, кото­рая так поражала уже его современников: беседы эти начи­нались обыкновенно с указания на простейшие жизненные случаи, на самые обычные из окружающих нас предметов. «Если бы кто-нибудь захотел прислушаться к разговорам Со­крата, — говорит Алкивиад в платоновском «Пире», — они по­казались бы ему крайне смешными; слова и обороты, в ко­торые облечены они снаружи, походят на шкуру бесстыд­ного сатира. Он говорит о вьючных ослах, о каких-то мед­никах, сапожниках, кожевниках; по видимому он всегда твердит одно и то же, так что всякому ненаблюдательному и недале­кому человеку его разговоры легко могли бы показаться крайне смешными».

Традиционно главным достижением Сократа считают майористику - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов - так называемого сократовского метода. Но происходило ли рождение истины у собеседника или это было принятие истины известной Сократу? Не подводил ли Сократ слушателя, посредством иронии, шока от тупика собственных рассуждений, к ошеломленному согласию с ним? Вот, что писал по этому поводу С. Аверинцев:

«Но что такое платоновский Сократ? Это идеал радикально недиалогического человека, который не может быть внутренне окликнут, задет и сдвинут с места словом собеседника, который в пылу спора остается всецело непроницаемым, неуязвимым, недо­стижимым для всякого иного «я», а потому в состоянии манипулировать партнерами в беседе, двигать ими как ве­щами, сам никем не движимый. Такой образ — гениальный литературный коррелят эллинских философских концеп­ций самодовлеющей сущности… Греческий муд­рец тем совершеннее, чем меньше он нуждается, в ком бы то ни было другом... Вот что стоит за образом Сократа, этого «недиалогического» руко­водителя диалогов.

Но ум, не подвластный чужому окликанию, высвободив­шийся из «диалогической ситуации», создавший дистанцию между собой и другим «я», получает невиданные доселе воз­можности для подглядывания и наблюдения за другими и за самим собой «со стороны», для объектной характеристики и классификации чужих «я». Те же диалоги Платона являют пример такой тонкости в воспроизведении речевых повадок каждого персонажа, то, что в терминах греческой риторической теории именуется этопеей» (1, с.49-50).Итак, беседы Сократа были принципиально недиалогичны. Но его популярность, стремление поговорить с ним, узнать его мнение, услышать совет, описанные Платоном не вызывают сомнения. Так же как не вызывает сомнение его стремление научить людей добродетели. Сила его желания изменить людей, вера в них были столь сильными, что уличный собеседник, он оставил блестящих учеников, которые, как Платон и Ксенофонт, всю жизнь писали о нем, разговаривали с ним в своих произведениях, развивали его мысли.